Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме : " Однородные члены предложения "»
Русский язык 4 класс
Тема урока: «Однородные члены предложения» учитель первой квалификационной категории Столярчук Н.З..
Цель урока
Организация деятельности по усвоению и систематизации знаний об однородных членах предложения и знаках препинания в них.
Задачи
Обучающие: Обеспечить повторение знаний о членах предложений; закрепление понятия «однородные члены предложения»; формировать умение находить и фиксировать (графически обозначать) однородные члены в предложении; учить читать предложения с интонацией
перечисления;
Развивающие: Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, творческих способностей.
Воспитательные: Содействовать привитию интереса к предмету, культуре и гигиене письма, формированию чувства коллективизма.
-Ну, что ж в добрый путь. Пусть урок нам принесет радость общения. Хочешь быть грамотным - учись думать, мыслить. Успех ждет тех, кто будет любознательным, внимательным, активным.
Совет: Внимательно слушайте – и всѐ услышите!
Внимательно смотрите – и всѐ увидите! Думайте – и всѐ обязательно поймѐте!
II. Подготовительный этап
1. Сказка . ( См.приложение)
Послушайте сказку и подумайте. Как одним словом можно назвать глаголы? - Как называются глаголы? ( Сказуемые. Однородные сказуемые) 2. Сообщение темы и постановка цели урока. - Какова по – вашему мнению тема урока?
Однородные члены предложения.
Что вы знаете про однородные члены?
Ученики:
Отвечают на один и тот же вопрос
Являются одним членом предложения
Относятся к одному и тому же члену предложения
Обычно выражены одной и той же частью речи
Произносятся с интонацией перечисления
Как вы думаете, зачем нужны в речи предложения с однородными членами?
Какие цели поставим?
-Проблема, которую мы сегодня будем обсуждать связана со знаками препинания при однородных членах предложения и насколько важно употреблять в своей речи данные члены предложения.
3.Планирование
Для того чтоб достичь поставленной цели, нам нужно составить план нашей учебной деятельности. Предлагаю готовый план. Ознакомьтесь с ним и выскажите свое мнениеДавайте составим свой план.
ПЛАН
1.Исследуем, наблюдаем.
2.Делаем вывод
3.Применяем знания
4.Контролируем
5.Оцениваем
III. Основная часть
1. Проверка и коррекция опорных знаний учащихся.
Гром перекатывается.
Гром грохочет. Гром встряхивает землю.
Какие это предложения? Чем сходны данные предложения?
Ученик: Это простые предложения. В этих предложениях одно подлежащее гром.
Что вы можете сказать о данном отрывке?
Ученик: Отрывок некрасивый. В нем часто повторяется слово гром.
Как можно сказать, чтобы избежать повторения подлежащего? Ученик: Составить одно предложение.
Гром перекатывается, грохочет, встряхивает землю.
-Запишите. Выделите грамматическую основу в данном предложении. Что вы можете сказать о получившемся предложении? Что особенного в предложении?
Ученик: Это предложение с однородными членами предложения.
Докажите. Почему вы так считаете?
Ученик: В предложении несколько сказуемых: перекатывается, грохочет, встряхивает.
Что поясняют сказуемые? На какой вопрос отвечают? Какой частью речи выражены?
Как расставили знаки препинания? Почему?
Однородные соединяются интонацией перечисления.
Мы увидели, что слова в предложении живут по тем же законам, что и люди в семье и в любом коллективе. И для слов, и для людей главное - уметь строить отношения.
2. Усвоение новых знаний и способов действий.
Связь между однородными сказуемыми может быть показана с помощью запятых. Но существует и другой способ связи – с помощью таких словпомощников, как союзы.
Вспомним, какие правила есть в учебнике. ( с.40-41)
Поработаем в парах. Необходимо выяснить, как оформляется связь между однородными членами, если в предложении нет союзов и в том случае, когда есть союзы. Давайте попробуем найти решение данной проблеме. Предлагаю составить схему однородных членов. Это задание можете выполнить самостоятельно или воспользоваться карточкой – помощницей «Найдите схему», которая соответствует вашему предложению. Как называются эти однородные члены?
Растворились в темноте рощи сады поля.
Волны пенились и бились с шумом о набережную.
По склонам гор видны и сосны и ели и клѐны .
Зимой солнце светит ярко а не греет.
Лебеди летели низко над озером но на воду не садились.
-Молодцы, ребята! Какие выводы можно сделать о постановке запятой при однородных членах предложения?
Ученики выходят к доске. Делают выводы. Дети выполняют задание по карточкам, представляют отчет по парам.
Музыкальная физминутка «На зарядку» Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
3.Практическая работа.
Выполнение по учебнику упражнения 28 ( 1 вариант) упражнения 29 ( 2 вариант)
Отрывки из произведений, какого автора вы написали? ( Н. Рубцова)
Какие однородные члены предложения встретились в поэтическом отрывке?
Почему в выделенных предложениях прозаического отрывка между однородными членами не везде стоит запятая?
Зачем автору нужны предложения с однородными членами?
Автор в написании использует однородные члены предложения, прибегает к выразительности текста.
IV. Обобщающий этап
Как вы думаете, в каких областях литературы употребляются однородные члены предложения? Меняется ли цель использования однородных членов предложения?
для обоснования своих ответов ознакомьтесь с отрывками. Найдите в них однородные члены предложения. Напишите, где можно найти подобные отрывки, цель употребления.
Нагнал Кощей Ивана-Царевича, соскочил наземь и замахнулся на него острой саблей. Погостили Иван-Царевич и Марья Моревна у ворона, орла и сокола, попировали и поехали в свое царство. ( в сказках)
Роптать - высказать недовольство кем-либо, чем-либо, обиду на кого-либо, чтолибо.
Ракетка - спортивный снаряд в виде овальной - деревянной, фанерной или с натянутой сеткой - лопатки для отбивания мяча или волана при игре в теннис, бадминтон
Салат - холодное блюдо из нарезанных сырых или вареных овощей, зелени, яиц, мяса, рыбы, заправленное каким-либо соусом ( в словарях)
Семя состоит из кожуры и зародыша. В зародыше различают корешок, стебелек, почечку с листочками ( научной литературе)
4.Травяной сбор составляют цветки липы, ромашки, череды, зверобоя душицы. Применяется при ангине, бронхите, простудных заболеваниях. (инструкция к лекарствам)
Так какой же вывод можно сделать, где употребляются однородные члены предложения?
Ученик: Однородные члены предложения могут употребляться в художественной литературе, научной литературе, в толковых словарях, в рецептах, инструкциях…
Ученик: Однородные члены предложения делают речь красивой, более выразительной, создают яркие описания и динамические картины.
Правильно, можно сидеть дома и слушать радио, смотреть телевизор или листать газеты и журналы. Однородные члены хлынут со всех сторон, рекламируя товары, или когда мы общаемся между собой, а значит, роль однородных членов в нашей жизни очень велика.
Контрольный этап
Возьмите в руки листочки, подпишите и поставьте вниз номера от 1 до 9.
внимательно слушайте предложения. Если в предложении нужна запятая, поставьте "+", если запятая не нужна - "-".
По склонам гор видны сосны и кедры.
Многие горные хребты Алтая покрыты вечным снегом и ледниками.
Антон бросился к берегу и сел в лодку.
Мы очень спешили к отправлению поезда, но опоздали.
Свистнул паровоз, загудел.
До Подольска много дач и складов.
При взлете вертолет не разгоняется по земле, а сразу поднимается вверх.
Высокий рост, длинная шея позволяют верблюду далеко видеть в пустыне.
Для защиты от жарких ветров и вихрей ноздри верблюда могут закрываться.
Ученик: находить в тексте однородные члены предложения, правильно расставлять знаки препинания, употреблять в своей речи.
Рефлексивный этап
Понравился ли вам урок?
-Закончите предложение, используя однородные члены.
-Урок для меня был …, .…, …. .
-Ребята, спасибо вам за работу. Без помощи и поддержки друг друга мы не смогли
бы достичь цели. Молодцы!
Приложение
Сказка ( сценка)
Девочка: Жили-были и сейчас живут на свете слова. Дружно живут, без устали работают вместе с людьми. И у каждого слова своя специальность. Работают слова в предложении, помогают людям общаться друг с другом, дело налаживать. Шла я однажды в школу, и так случилось, что увидела я группу слов, которые ровной шеренгой двигались по той же дороге. Разобрало меня любопытство – догнала я эти слова и обратилась к первому:- Извините, пожалуйста! Нельзя ли узнать, как вас зовут и кем вы сегодня работать будете?
глагол: Я глагол ВЫЙТИ и работаю сегодня сказуемым при подлежащем ВЕТЕР.
Девочка: А вы, уважаемое слово ?- обратилась я ко второму.
глагол. Я глагол ПОСТУЧАТЬ и работаю сказуемым в том же самом предложении.
Девочка. Как, и вы поясняете подлежащее ВЕТЕР?
глагол. Да, и я. Но ты не удивляйся, девочка. Вся наша бригада глаголов поясняет подлежащее ВЕТЕР. Мы выполняем в предложении одинаковые синтаксические функции. Девочка. Но вас так много! НЕ будете ли вы мешать друг другу?
глагол. Что ты! Работать так очень удобно. Мы составляем единый ряд и тем самым поддерживаем друг друга. Послушай: Осторожно ветер из калитки вышел, Постучал в окошко, пробежал по крыше. Поиграл немного ветками черѐмух,
Пожурил за что-то воробьѐв знакомых…
Девочка. Действительно, неплохо получается, А между собой вы как ладите? Кто кому подчиняется?
глагол. В том-то и дело, что среди нас нет ни главных и зависимых слов: мы равноправны .
Девочка. Вот это да! Как же вы связываетесь друг с другом?
2 глагол. Мы связаны друг с другом интонацией, и нередко нам помогают в этом союзы
Девочка. А кто из вас главный?
1 глагол. Мы абсолютно равноправны.
Девочка. Кто из вас будет первым отвечать на вопрос? 3 глагол. На любые вопросы мы отвечаем только вместе!
2. Усвоение новых знаний и способов действий.
Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно! ------, ------, --------
( однородные дополнения – 1 предложение)
Если же вдруг появился союз, ____________ __________ то запятая, тогда лишний груз! ____________ и ____________ ( однородные сказуемые – 2предложение)
Если союз к нам пришел не один,
Ставь запятую ты перед вторым! и ________ , и _________, и__________