kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме : " Однородные члены предложения "

Нажмите, чтобы узнать подробности

На протяжении урока ребята учились строить логическую цепь и создавать алгоритм деятельности,рассуждали, находили доказательства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме : " Однородные члены предложения "»

Русский язык 4 класс

Тема урока: «Однородные члены предложения» учитель первой квалификационной категории Столярчук Н.З..

Цель урока


Организация деятельности по усвоению и систематизации знаний об однородных членах предложения и знаках препинания в них.

Задачи


Обучающие: Обеспечить повторение знаний о членах предложений; закрепление понятия «однородные члены предложения»; формировать умение находить и фиксировать (графически обозначать) однородные члены в предложении; учить читать предложения с интонацией

перечисления;

Развивающие: Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, творческих способностей.

Воспитательные: Содействовать привитию интереса к предмету, культуре и гигиене письма, формированию чувства коллективизма.

Применяемые педагогические технологии


Информационно-коммуникативные, проблемно-диалогические ,

здоровьесберегающие, игровые технологии, технология сотрудничества

Музыкальное сопровождение


Спортивный марш Дунаевского ( для физминутки)

Ход урока: I. Организационный этап.

  • Здравствуйте! Начинаем урок русского языка.

  • Каким вы хотите увидеть наш урок?

Ученик: Интересным, познавательным, плодотворным, необычным.

-Ну, что ж в добрый путь. Пусть урок нам принесет радость общения. Хочешь быть грамотным - учись думать, мыслить. Успех ждет тех, кто будет любознательным, внимательным, активным.

Совет: Внимательно слушайте – и всѐ услышите!

Внимательно смотрите – и всѐ увидите! Думайте – и всѐ обязательно поймѐте!

II. Подготовительный этап

1. Сказка . ( См.приложение)

  • Послушайте сказку и подумайте. Как одним словом можно назвать глаголы? - Как называются глаголы? ( Сказуемые. Однородные сказуемые) 2. Сообщение темы и постановка цели урока. - Какова по – вашему мнению тема урока?

  • Однородные члены предложения.

  • Что вы знаете про однородные члены?

Ученики:

    1. Отвечают на один и тот же вопрос

    2. Являются одним членом предложения

    3. Относятся к одному и тому же члену предложения

    4. Обычно выражены одной и той же частью речи

    5. Произносятся с интонацией перечисления

  • Как вы думаете, зачем нужны в речи предложения с однородными членами?

  • Какие цели поставим?

-Проблема, которую мы сегодня будем обсуждать связана со знаками препинания при однородных членах предложения и насколько важно употреблять в своей речи данные члены предложения.

3.Планирование

Для того чтоб достичь поставленной цели, нам нужно составить план нашей учебной деятельности. Предлагаю готовый план. Ознакомьтесь с ним и выскажите свое мнение Давайте составим свой план.

ПЛАН

1.Исследуем, наблюдаем.

2.Делаем вывод

3.Применяем знания

4.Контролируем

5.Оцениваем

III. Основная часть

1. Проверка и коррекция опорных знаний учащихся.

Гром перекатывается.

Гром грохочет. Гром встряхивает землю.

  • Какие это предложения? Чем сходны данные предложения?

Ученик: Это простые предложения. В этих предложениях одно подлежащее гром.

  • Что вы можете сказать о данном отрывке?

Ученик: Отрывок некрасивый. В нем часто повторяется слово гром.

  • Как можно сказать, чтобы избежать повторения подлежащего? Ученик: Составить одно предложение.

Гром перекатывается, грохочет, встряхивает землю.

-Запишите. Выделите грамматическую основу в данном предложении. Что вы можете сказать о получившемся предложении? Что особенного в предложении?

Ученик: Это предложение с однородными членами предложения.

  • Докажите. Почему вы так считаете?

Ученик: В предложении несколько сказуемых: перекатывается, грохочет, встряхивает.

  • Что поясняют сказуемые? На какой вопрос отвечают? Какой частью речи выражены?

  • Как расставили знаки препинания? Почему?

  • Однородные соединяются интонацией перечисления.

  • Мы увидели, что слова в предложении живут по тем же законам, что и люди в семье и в любом коллективе. И для слов, и для людей главное - уметь строить отношения.

2. Усвоение новых знаний и способов действий.

  • Связь между однородными сказуемыми может быть показана с помощью запятых. Но существует и другой способ связи – с помощью таких словпомощников, как союзы.

Вспомним, какие правила есть в учебнике. ( с.40-41)

  • Поработаем в парах. Необходимо выяснить, как оформляется связь между однородными членами, если в предложении нет союзов и в том случае, когда есть союзы. Давайте попробуем найти решение данной проблеме. Предлагаю составить схему однородных членов. Это задание можете выполнить самостоятельно или воспользоваться карточкой – помощницей «Найдите схему», которая соответствует вашему предложению. Как называются эти однородные члены?

    1. Растворились в темноте рощи сады поля.

    2. Волны пенились и бились с шумом о набережную.

    3. По склонам гор видны и сосны и ели и клѐны .

    4. Зимой солнце светит ярко а не греет.

    5. Лебеди летели низко над озером но на воду не садились.

-Молодцы, ребята! Какие выводы можно сделать о постановке запятой при однородных членах предложения?

Ученики выходят к доске. Делают выводы. Дети выполняют задание по карточкам, представляют отчет по парам.

И прикрепляют табличку со схемами.

Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно! ------, ------, -------- ( однородные дополнения – 1 предложение)

( См. приложение)

Музыкальная физминутка «На зарядку» Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

3.Практическая работа.

Выполнение по учебнику упражнения 28 ( 1 вариант) упражнения 29 ( 2 вариант)

  • Отрывки из произведений, какого автора вы написали? ( Н. Рубцова)

  • Какие однородные члены предложения встретились в поэтическом отрывке?

  • Почему в выделенных предложениях прозаического отрывка между однородными членами не везде стоит запятая?

  • Зачем автору нужны предложения с однородными членами?

  • Автор в написании использует однородные члены предложения, прибегает к выразительности текста.

IV. Обобщающий этап

  • Как вы думаете, в каких областях литературы употребляются однородные члены предложения? Меняется ли цель использования однородных членов предложения?

  • для обоснования своих ответов ознакомьтесь с отрывками. Найдите в них однородные члены предложения. Напишите, где можно найти подобные отрывки, цель употребления.

  1. Нагнал Кощей Ивана-Царевича, соскочил наземь и замахнулся на него острой саблей. Погостили Иван-Царевич и Марья Моревна у ворона, орла и сокола, попировали и поехали в свое царство. ( в сказках)

  2. Роптать - высказать недовольство кем-либо, чем-либо, обиду на кого-либо, чтолибо.

Ракетка - спортивный снаряд в виде овальной - деревянной, фанерной или с натянутой сеткой - лопатки для отбивания мяча или волана при игре в теннис, бадминтон

Салат - холодное блюдо из нарезанных сырых или вареных овощей, зелени, яиц, мяса, рыбы, заправленное каким-либо соусом ( в словарях)

  1. Семя состоит из кожуры и зародыша. В зародыше различают корешок, стебелек, почечку с листочками ( научной литературе)

4.Травяной сбор составляют цветки липы, ромашки, череды, зверобоя душицы. Применяется при ангине, бронхите, простудных заболеваниях. (инструкция к лекарствам)

  • Так какой же вывод можно сделать, где употребляются однородные члены предложения?

Ученик: Однородные члены предложения могут употребляться в художественной литературе, научной литературе, в толковых словарях, в рецептах, инструкциях…

Ученик: Однородные члены предложения делают речь красивой, более выразительной, создают яркие описания и динамические картины.

  • Правильно, можно сидеть дома и слушать радио, смотреть телевизор или листать газеты и журналы. Однородные члены хлынут со всех сторон, рекламируя товары, или когда мы общаемся между собой, а значит, роль однородных членов в нашей жизни очень велика.

    1. Контрольный этап

  • Возьмите в руки листочки, подпишите и поставьте вниз номера от 1 до 9.

внимательно слушайте предложения. Если в предложении нужна запятая, поставьте "+", если запятая не нужна - "-".

    1. По склонам гор видны сосны и кедры.

    2. Многие горные хребты Алтая покрыты вечным снегом и ледниками.

    3. Антон бросился к берегу и сел в лодку.

    4. Мы очень спешили к отправлению поезда, но опоздали.

    5. Свистнул паровоз, загудел.

    6. До Подольска много дач и складов.

    7. При взлете вертолет не разгоняется по земле, а сразу поднимается вверх.

    8. Высокий рост, длинная шея позволяют верблюду далеко видеть в пустыне.

    9. Для защиты от жарких ветров и вихрей ноздри верблюда могут закрываться.

Ответы детей. 1 - , 2 - , 3 - , 4 +, 5 +, 6 - , 7 +, 8 +, 9 - .

    1. Итоговый этап

  • Какая тема обсуждалась на уроке?

Ученик: однородные члены предложения.

  • Что нового и интересного узнали?

  • Что надо уметь при изучении данной темы?

Ученик: находить в тексте однородные члены предложения, правильно расставлять знаки препинания, употреблять в своей речи.

    1. Рефлексивный этап

  • Понравился ли вам урок?

-Закончите предложение, используя однородные члены.

-Урок для меня был …, .…, …. .

-Ребята, спасибо вам за работу. Без помощи и поддержки друг друга мы не смогли

бы достичь цели. Молодцы!

Приложение

Сказка ( сценка)

Девочка: Жили-были и сейчас живут на свете слова. Дружно живут, без устали работают вместе с людьми. И у каждого слова своя специальность. Работают слова в предложении, помогают людям общаться друг с другом, дело налаживать. Шла я однажды в школу, и так случилось, что увидела я группу слов, которые ровной шеренгой двигались по той же дороге. Разобрало меня любопытство – догнала я эти слова и обратилась к первому:- Извините, пожалуйста! Нельзя ли узнать, как вас зовут и кем вы сегодня работать будете?

  1. глагол: Я глагол ВЫЙТИ и работаю сегодня сказуемым при подлежащем ВЕТЕР.

Девочка: А вы, уважаемое слово ?- обратилась я ко второму.

  1. глагол. Я глагол ПОСТУЧАТЬ и работаю сказуемым в том же самом предложении.

Девочка. Как, и вы поясняете подлежащее ВЕТЕР?

  1. глагол. Да, и я. Но ты не удивляйся, девочка. Вся наша бригада глаголов поясняет подлежащее ВЕТЕР. Мы выполняем в предложении одинаковые синтаксические функции. Девочка. Но вас так много! НЕ будете ли вы мешать друг другу?

  2. глагол. Что ты! Работать так очень удобно. Мы составляем единый ряд и тем самым поддерживаем друг друга. Послушай: Осторожно ветер из калитки вышел, Постучал в окошко, пробежал по крыше. Поиграл немного ветками черѐмух,

Пожурил за что-то воробьѐв знакомых…

Девочка. Действительно, неплохо получается, А между собой вы как ладите? Кто кому подчиняется?

  1. глагол. В том-то и дело, что среди нас нет ни главных и зависимых слов: мы равноправны .

Девочка. Вот это да! Как же вы связываетесь друг с другом?

2 глагол. Мы связаны друг с другом интонацией, и нередко нам помогают в этом союзы

Девочка. А кто из вас главный?

1 глагол. Мы абсолютно равноправны.

Девочка. Кто из вас будет первым отвечать на вопрос? 3 глагол. На любые вопросы мы отвечаем только вместе!

2. Усвоение новых знаний и способов действий.

Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно! ------, ------, --------

( однородные дополнения – 1 предложение)

Если же вдруг появился союз, ____________ __________ то запятая, тогда лишний груз! ____________ и ____________ ( однородные сказуемые – 2предложение)

Если союз к нам пришел не один,

Ставь запятую ты перед вторым! и ________ , и _________, и__________

( однородные подлежащие – 3)

А перед союзами ―а‖ и ―но‖

Долгих сомнений быть не должно.

И не думай впустую –

Ставь скорей запятую… ____________ __________

____________ ,но ____________

( однородные сказуемые 4.5)

____________ __________ ____________ ,а ____________ Заключение






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок русского языка по теме : " Однородные члены предложения "

Автор: Столярчук Наталия Зотиевна

Дата: 24.11.2024

Номер свидетельства: 660152

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок русского языка. Тема: “Однородные члены предложения”"
    ["seo_title"] => string(63) "urok_russkogho_iazyka_tiema_odnorodnyie_chlieny_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "359505"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479311556"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока по теме "Однородные члены предложения". "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-po-tiemie-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "161931"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422287832"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) ""Обобщение по теме"Однородные члены предложения"". Конспект урока русского языка 8 класс. "
    ["seo_title"] => string(101) "obobshchieniie-po-tiemie-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "147453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419400146"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Урок русского языка с элементами исследования по теме:"однородные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(97) "urok-russkogho-iazyka-s-eliemientami-issliedovaniia-po-tiemie-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "167095"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423048493"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Проект урока "Однородные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(49) "proiekt-uroka-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "183921"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425976417"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства