1. | Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (Минутка вхождения в урок) 3 мин Цель: организация класса Задачи: - создание положительных эмоций на работу; - формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности. | Долгожданный дан звонок - Начинается урок. Начинаем мы опять Думать, рассуждать, смекать И друг другу помогать. Ребята, я желаю вам на уроке работать активно, аккуратно, найти путь к новому секрету русского языка и предлагаю вам стать исследователями. А кто такие исследователи, чем они занимаются? А что можно исследовать на уроках русского языка? Запишем в тетради число, классная работа. – Начнем наше исследование с чистописания. Для этой работы нужно подготовить пальчики. | УУД Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя. Исследователи — люди, способствующие получению новых знаний. Правила письма, орфограммы Записывают число, месяц, классная работа. |
3. 4. 5. | Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности. Изучение нового учебного материала (первая часть). 10мин Цель: -учебно-организационные умения: подвести обучающихся к тому, чтобы они самостоятельно сформулировали тему и цель урока. -учебно-интеллектуальные умения: умение определять и решать проблемы. -учебно-информационные умения: умение работать с реальными объектами как с источниками информации. Развивающий аспект цели данного этапа связан с развитием опоры на собственный опыт и сравнение текстов, развитие речи. Цель для обучающихся: осознание необходимости овладения новыми знаниями. Задачи: - возбуждать интерес к предмету русского языка через побуждение творчески мыслить и создание проблемной ситуации; Критерии определения уровня внимания и интереса к уроку: - межпредметная связь; - своеобразное и правильное выполнение заданий; - доступность учебного материала; - эмоциональный настрой обучающихся. Методы мотивирования (стимулирования) обучающих в ходе урока: - похвала; - создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала). Постановка и решение проблемной ситуации. Открытие нового знания | Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Ваши предположения, что такое местоимение? Краткие сведения о местоимении: Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему это действительно загадка. Думаю что, исследовав данную тему, мы узнаем ответ. Результаты будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой. Итак, начнем наше исследование. РАБОТА В ГРУППАХ Задание на карточках Распределить слова по группам 1группа | 2группа | ДЕВОЧКА | АВТОБУС | КРАСИВЫЙ | НОВЫЙ | ЧИТАЕТ | СТОИТ | Я | ТЫ | МЫ | ВЫ | 3группа | 4группа | БЕРЁЗА | СОБАКА | ИНТЕРЕСНЫЙ | УМНЫЙ | ДУМАЕТ | РАБОТАЕТ | ОН, ОНО | ОНА, ОНИ | А что это такое сущ, прил., гл.? Все ли слова вы прикрепили на доску? Назовите, какие слова у вас остались? Может, кто- то уже знает, что это за слова? Запишите их тетради в строчку. Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ. ТАК ЧТО ТАКОЕ МЕСТОИМЕНИЕ? Давайте запишем это в исследовательскую карточку Продолжаем наше исследование. Работа по учебнику. Стр.48 упр. 84 Давайте прочитаем текст. О ком этот текст? Подумайте над лексическим значением слова. Собака – это животное. - Давайте назовём грамматические признаки слова собака. Запись на доске: Собака (кто?) – сущ., одуш., Ж.р., ед. ч. Вам он понравился? Какой недостаток вы в нём заметили? - Как можно исправить этот недостаток? Давайте отредактируем его, заменив в предложениях слово, собака другими словами. - Запишите текст в исправленном виде, подчеркните местоимения. - Вместо какой части речи, вы употребили слова она, с ней? Эти слова заняли место имени существительного. Какое название дали этим словам? – О себе местоимение говорит так: Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена! Краткая историческая справка. Слово «местоимение» заимствовано из старославянского языка. В нём оно создано по образцу греческого слова «антонимия», которое сложено из «анти» (вместо) и «онима» (имя). В старославянском языке слово «местоимение» образовано из слияния сочетаний слов «вместо» и «имени» с прибавлением суффикса (е). В результате фонетических изменений начальное «в» отпало и получилось местоимение. Отгадайте, о чем идет речь. Он нужен учителю и ученикам. Он есть у нас в кабинете. О чем идет речь? -А я загадала мел. -То есть, употребляя местоимение, я лишь указывала на предмет, но не называла его. - Какую роль выполняет местоимение? Запишем в исследовательскую карточку. Подведем итог этой части урока: С какой частью речи мы работаем, что вы можете о ней сказать? | УУД Регулятивные - постановка учебной задачи. Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения; строить речевые высказывания в устной форме. Местоимение - это часть речи….. Исследовательская карточка | 1.Местоимение – это | 2.Употребляется вместо | 3.Личные местоимения | 4.Не называют предмет, а | ЧАСТИ РЕЧИ Сущ. Прил. Гл. местоимение Части речи Нет Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они Местоимения Местоимение - это часть речи. УУД Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание в устной форме. В каждом предложении повторяется слово – собака. Слово собака надо заменить другими словами Вместо имени существительного. Местоимение УУД Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание в устной форме. Местоимение – не называет предмет, а указывает на него. |
6. | ФИЗМИНУТКА | Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей), Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) - Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). | УУД Личностные- установка на здоровый образ жизни. |
7. | Этап усвоения новых знаний и первичной проверки понимания нового материала. Продолжение изучения нового материала ( вторая часть). Цель: - помочь сформировать представление о местоимении; -продемонстрировать умение анализировать, обобщать, делать выводы, переносить полученные знания в новую ситуацию. | Предлагаю продолжить наше исследование. С помощью какого местоимения человек указывает на себя? А когда вас много? С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся? С помощью каких местоимений на того или тех о ком говорят? Итак, местоимения имеют лица. Поэтому они называются личными. Местоимение Я указывает на лицо говорящего, Ты – на того, с кем говорят, ОН – на того, кто не участвует в разговоре, Мы, Вы, Они – соответственно о нескольких лицах. Какие личные местоимения мы узнали? Запишем в исследовательскую карточку Сравните местоимения первого столбика: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них? На сколько предметов они указывают? Сравните местоимения второго столбика. На сколько предметов они указывают? Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т.е бывают единственного и множ. числа. - Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение. Цветы. Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если он, и я, и ты - Если мы сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты. И не будет красоты, И не будет доброты, Если только я и ты - Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин) Запишем в исследовательскую карточку личные местоимения. Подведем итог этой части урока: С какой частью речи мы работаем, что вы можете о ней сказать? | УУД Познавательные - высказывать предположения; строить речевое высказывание в устной форме. Я, МЫ Ты, вы Он, она, оно, они Личные местоимения Я, МЫ Ты, вы Он, она, оно, они. |
8. | Применение новых знаний на практике. Цель для педагога: - выявить уровень усвоения учебного материала; - научить применять полученные знания самостоятельно на практике - умение обобщать, делать выводы о местоимении; - умение подбирать нужное местоимение. Воспитывающий аспект связан с формированием уважительного отношения друг к другу. Он представлен в умении договариваться при работе в парах Критерии определения уровня внимания и интереса школьников: - доступность и наглядность учебного материала; - правильное выполнение всеми обучающимися заданий; - эмоциональный настрой обучающихся. | -Итак, наша с вами следующая задача на уроке – это повторить и применить изученный материал. Для этого выполним упражнение 83. Упражнение будем выполнять по вариантам. 1 вариант подбирает имена существительные, которые можно заменить местоимением он, 2 вариант – местоимением – она, 3 вариант – местоимением – оно, 4 вариант – местоимением они. ( по одному человеку от каждого ряда работают у доски) | УУД Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание |
9. 10. | Первичное закрепление учебного материала. Подведем итог урока. | Найдите лишнее слово в каждом ряду, объясните, почему оно лишнее. Игра «Четвёртое лишнее» Я, он, на, ты (предлог) Я, яма, ты, вы (имя существительное) Он, она, они, оно (мн. Число) Мы, я, вы, они (ед. число) Они, мы, но, он (союз) - С какой частью речи познакомились? – Почему эта части речи получила такое название? – Что нового для себя узнали? - Ребята, вы меня порадовали своей работой на уроке. Вы были активны, внимательны, старались, были настоящими исследователями. Итак, прочитаем нашу исследовательскую карточку. Что у вас получилось? - Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение мы. | УУД Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание УУД Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке. |