kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по теме " Местоимение".УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по теме " Местоимение".УМК "Школа России"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по теме " Местоимение".УМК "Школа России"»


3класс

УМК «Школа России»

Русский язык

Технологическая карта темы


Тема

Местоимение (4 часа)

Цели


Дать представление о местоимении как части речи, лице и числе местоимения, Сформировать представление о личных местоимениях. формировать умение распознавать их в речи.


Основное содержание темы


Актуализация знаний о частях речи. Введение понятия «местоимение», «личные местоимения». Изучение местоимений 1,2,3 лица.

Термины и понятия

Лицо, местоимение, части речи, число, морфологический разбор.

Планируемый результат


Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- позитивное отношение к процессу создания и оформления рассказа о маме;

- осознание собственной успешности при изучении темы.


Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение слова «местоимение», «личное местоимение», «лицо местоимения» и использовать их в активном словаре;

- определять местоимения в тексте и обосновывать свое мнение;

- определять роль местоимений в речи и обосновывать свое мнение;

- определять грамматические особенности местоимения и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретенные знания при создании и оформлении рассказа о маме, с использованием местоимений.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- соотносить учебные действия с известным правилом;

- выполнять учебное действие в соответствии с планом;

- соотносить полученный результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

- писать местоимения, выбирая их из ряда слов и текста;

-редактировать и писать текст, заменяя повторяющиеся существительные подходящими местоимениями.

- редактировать и писать рассказ о маме, используя личные местоимения.




Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение

Урок развития речи


Информационный материал

Учебник «Русский язык» ч.2, рабочая тетрадь №2,

Методическое пособие

Фронтальная.

• индивидуальная –

• парная -


ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Миши.


Проблемная ситуация

-Прочитайте текст.

Орел.

Почти все орлы — очень крупные хищные птицы. Орлы хватают добычу лапами и крепко держат. На лапах у орлов длинные, острые когти. Загнутыми клювами орлы вырывают куски из добычи, чтобы тут же проглотить.

-Что вы заметили?(повторяется слово орёл)

-Какие слова мы можем употребить , чтобы не было повторов?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке, чему будем учиться, работая над этой темой?.

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы

II этап. Учебно-познавательная деятельность


Цели деятельности


Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

Местоимение как часть речи

Цели:

• Актуализировать знания:

- о частях речи;

- о постоянных и непостоянных признаках имени существительного;

- о способах определения рода имен существительных.

• Ввести понятие «местоимение», «личное местоимение», «лицо местоимения».

• Научить:

- определять местоимение в речи и обосновывать свое мнение;

- определять роль местоимений в речи и обосновывать свое мнение;

- рассказывать об известных частях речи;

- редактировать и писать текст, заменяя повторяющиеся существительные подходящими местоимениями;

- выполнять учебное задание, используя способы замены существительного местоимением.

- выполнять самопроверку, взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку.

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Задание 1 (З)

Назовите части речи, которые вам известны.

.Упр.156

-Что такое местоимение.

Выбери правильный ответ. - Рассмотрите рисунки ,прочитайте местоимения.

-Давайте вспомним, что такое местоимение? -Чем местоимения отличаются от имён существительных?


Задание 2 (П)

Верно, ли ученик определил род имен существительных в каждой группе слов? Обоснуйте свое мнение.

М.р.: мир, сарай, олень, дверь

Ж.р.: площадь, дочь, плащ, весна

С.р.: небо, солнце, озеро, пенек

Задание 3 (У) (работа в парах) с взаимопроверкой

Определите род каждого существительного и напишите их по группам, используя прием определения рода:

Яблоко, ягода, язык, обед, Москва, пальто, победа, герой, Россия.

М.р. - …..

Ж.р.- …

С.р.- …..

Сообщение учителя Местоимение – это значимая часть речи, которая заменяет имя существительное, указывая на предмет или лицо, но не называет его.

Например: Миша рисует. Он – художник.

Слова «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «но», «они» называют личными местоимениями, потому что они указывают на лица, которые участвуют в речи. Слова «я», «мы» указывают на говорящего и являются местоимениями 1-го лица; «ты», «вы» – на собеседника и являются местоимениями 2 –го лица; «он», «она», «оно», «они» – на того, о ком (о чем?) говорят и являются местоимениями 3-го лица.

Например: я пою, ты поешь, он поет.

Задание 4 (З)

Назовите значение слова «местоимение».

Назовите назначение выражения «личные местоимения».

Задание 6 (У) с самопроверкой

Из предложенных слов выпишите только те, которые являются личными местоимениями: праздник, прыгает, воробей, бежит, он, к , вы , для, в небе, о, дичь, ты, яма, они, глагол, лицо, я, вместе, урок, на, она.

Задание 7 (У) Р. Рожденственский «Родина моя» с взаимопроверкой

Определите в тексте личные местоимения и выпишите их.

Я, ты, он, она –

Вместе целая страна,

Вместе дружная семья,

В слове «мы» сто тысяч «я».

Задание 8 (У) Учебник, с. 64, №157

Спишите текст, определите личные местоимения.


Диагностические задания

1. Спишите текст, выделите местоимения .

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца.

2. Впишите в каждое в предложения подходящее по смыслу местоимение.

Через год ____ встретил на берегах этого озера барсука со шрамом на носу. _____ сидел у воды и старался поймать стрекоз. _____ помахал ему рукой. ____ сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники.

Познавательные умения:

- раскрывать значение слова «местоимение», «личные местоимения», «лицо местоимения» и использовать их в активном словаре;

- определять местоимение в речи и обосновывать свое мнение;

- определять роль местоимений в речи и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя правило;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

-

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения

• рассказать:

- об известных частях речи;

- о способах определения рода имени существительного;

- о роли местоимений и способах замены существительного местоимением;

• писать:

- местоимения, выбирая их из ряда слов и текста;


Личные местоимения

Цели:

• Ввести понятие «личное местоимение», «лицо местоимения».

• Научить:

- определять в тексте личные местоимения и обосновывать свое мнение;

- определять число, род и лицо личных местоимений и обосновывать свое мнение.

- рассказывать о правописании личного местоимения 2-го лица множественного числа «вы» при обращении к старшим по возрасту, по положению, к незнакомым людям;

- писать личные местоимения, определяя их лицо;

- писать текст, заменяя существительные местоимениями, указывая их лицо, род и число.

- выполнять учебное задание, используя правило;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию, в рамках учебного диалога.

Сообщение учителя

Я и мы,

Ты и вы,

Он, она, оно, они -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.

Личные местоимения отвечают на такие же вопросы, как и существительные. Имена существительные называют предметы. Местоимения указывают на предметы, но не называют их.

(Кто?) Валерий Максимов учится в спортивной школе.

(Кто?) Он увлекается плаванием.

Местоимения бывают «личными», потому что они называют определённое лицо.

Личные местоимения бывают 1,2 и 3-го лица.

Местоимения 1-го лица называют говорящего - я, мы.

Местоимения 2-го лица позволяют обратиться к слушающему - ты, вы.

Местоимения 3- лица сообщают нам о ком-то - он, она, оно, они.

Местоимения имеют единственное и множественное число и изменяются по родам.

Местоимения 3 лица единственного числа изменяются по родам: мужской род - он, женский род – она, средний род- оно. Во множественном числе всех родов – они.

Личные местоимения имеют такой же род и число, как и существительные которые они заменяют.

Например, Художник (ед.ч., м.р.) рисует картину. Он (ед.ч., м.р.) рисует картину.

Личное местоимение 2-го лица множественного числа «вы» при обращении к старшим по возрасту, по положению, к незнакомым людям пишется с прописной буквы. Например: Уважаемая Людмила Владимировна! Приглашаем Вас на праздник, посвященной дню 8 Марта!

Задание 1 (З)

Назовите значение слова « местоимение», «личные местоимения».

Назовите известные вам личные местоимения.

Задание 2 (П)

Можно ли утверждать, что все местоимения имеют род и число? Обоснуйте свое мнение.

Проверьте, верно ли определили род, число и лицо местоимений в тексте. Обоснуйте свое мнение.

Закрой глаза, прислушайся. И ты (1л., ед.ч., ж. р.) услышишь мамин голос. Он (3л., ед.ч., м.р.) живет в самом тебе, такой знакомый и родной.

Задание 3 (У) с взаимопроверкой Выпишите только личные местоимения и определите их лицо:

Я, весь, мы, всякий, ты, каждый, вы, самый, он, сам, она, иной, оно, любой, они.

Задание 4 (У)

Спишите текст, заменяя выделенные существительные местоимениями. В воскресенье …. пришли в лес. Деревья стояли в красивом снежном уборе. …. были украшены серебристым инеем. …. переливался всеми цветами радуги. Неожиданно …. увидел дятла. Определите род каждого местоимения, и обозначьте лицо.

Задание 5 (У) Учебник № 161. с взаимопроверкой

Спишите текст, обозначая род, лицо и число каждого местоимения ед.числе

Диагностические задания

1. Допишите предложение.

Личные местоимения – это….

2. Определите в тексте личные местоимения, обозначьте число, лицо каждого.

В воскресенье мы пришли в лес. Деревья стояли в красивом снежном уборе. Они были украшены серебристым инеем. Он переливался всеми цветами радуги. Неожиданно я увидел дятла.


Познавательные умения:

- раскрывать значение выражения «лицо местоимения» и использовать его в активном словаре;

- определять в тексте личные местоимения и обосновывать свое мнение;

- определять число, род и лицо личных местоимений и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

-писать личные местоимения, определяя их лицо;

- писать текст, заменяя существительные местоимениями, указывая их лицо, род и число.






III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность


Цели деятельности


Варианты заданий

Планируемый

результат деятельности

• Стимулировать интерес, воображение к процессу создания и оформления рассказа о маме;

• Научить школьников:

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- использовать приобретенные знания для составления и оформления рассказа о маме;

- представлять результат свой деятельности.



Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);

  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);

  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

К празднику 8 Марта в школе был объявлен конкурс «Лучший рассказ о маме». Ученик написал рассказ о своей маме.

Моя мама*

В жизни каждого есть самый родной человек – это его мама! Мама заботится о нас с самого рождения, дарит нам свое тепло, доброту, любовь. С мамой связано очень многое. Это и радость, и ласка, и понимание, и сочувствие. Мама все может понять и простить. Мама приласкает, когда тебе плохо, немного огорчится, если ты сделал что-то не так, но всегда подскажет и придет на помощь.

Мама высокого роста. У мамы доброе улыбающееся лицо. Мамины глаза серо-зеленые и задумчивые. Когда мама беспокоится, ее глаза становятся беспокойными и грустными. Мама горда и рассудительна, строга, но справедлива. Мама испытывает радость за нас, когда все хорошо и печалится, если у нас возникают проблемы. Мама отдает нам свою любовь и заботу, не требуя ничего взамен.

Прочитав работу, Евдокия Васильевна сказала, что рассказ получился очень интересным, но он оформлен с нарушением норм русского языка. И предложила Мише внести необходимые изменения.

Ребята, какие изменения должен внести Миша в свой рассказ о маме? Есть ли у вас желание научиться писать рассказ о маме та, чтобы он соответствовал нормам русского языка?

Информативный вариант

Отредактируйте рассказ о маме, заменяя подчеркнутые существительные, подходящими по смыслу местоимениями, и напишите его.

Моя мама

В жизни каждого есть самый родной человек – это его мама! Мама заботится о нас с самого рождения, дарит нам свое тепло, доброту, любовь. С мамой связано очень многое. Это и радость, и ласка, и понимание, и сочувствие. Мама все может понять и простить. Мама приласкает, когда тебе плохо, немного огорчится, если ты сделал что-то не так, но всегда подскажет и придет на помощь.

Импровизационный вариант

Отредактируйте рассказ о маме, заменяя повторяющиеся в тексте существительные, подходящими по смыслу местоимениями.

Моя мама

В жизни каждого есть самый родной человек – это его мама! Мама заботится о нас с самого рождения, дарит нам свое тепло, доброту, любовь. С мамой связано очень многое. Это и радость, и ласка, и понимание, и сочувствие. Мама все может понять и простить. Мама приласкает, когда тебе плохо, немного огорчится, если ты сделал что-то не так, но всегда подскажет и придет на помощь.

Эвристический вариант

Напишите рассказ о своей маме, используя в тексте личные местоимения.


Личностные умения:

- проявлять творческое отношение к процессу создания и оформления рассказа о маме.

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для составления и оформления рассказа о маме

Регулятивное умение

- выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативное умение

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- редактировать рассказ о маме, используя личные местоимения.





IV этап. Рефлексивная деятельность


Формы контроля: контрольное задание

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Задание :Рабочая тетрадь стр.61,упр.134

-Прочитайте. Как перестроить предложения, чтоб не повторялись выделенные слова?

-Запишите. В первой группе предложений замените повторяющееся существительное местоимением. Предложения второй группы объедините в одно, употребив в них одно местоимение.

Цель: подключение детей к оценке результатов работы, организация содержательного «отчета» детей о выполнении своего плана (дети могут высказываться по желанию).

На этом этапе подводим итог и отвечаем на вопросы: -Что удалось? -Что не удалось?- Какую пользу извлекли? -Чему учились?

Высказывания детей звучат так: «Я теперь понял,…». «Мне понравилось….». «Мне было трудно…..». «Я буду дальше учиться»


Личностные умения:

- проявлять осознание успешности при изучении темы.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

- оценивать результат собственной деятельности.




8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Качалина Ольга Викторовна

Дата: 28.05.2016

Номер свидетельства: 330901


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства