Личностные умения Проявлять: - интерес к изучению темы; - позитивное отношение к процессу создания и оформления рассказа о маме; - осознание собственной успешности при изучении темы. | Метапредметные умения Познавательные умения: - раскрывать значение слова «местоимение», «личное местоимение», «лицо местоимения» и использовать их в активном словаре; - определять местоимения в тексте и обосновывать свое мнение; - определять роль местоимений в речи и обосновывать свое мнение; - определять грамматические особенности местоимения и обосновывать свое мнение; - использовать приобретенные знания при создании и оформлении рассказа о маме, с использованием местоимений. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - соотносить учебные действия с известным правилом; - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - соотносить полученный результат с поставленной целью. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога; - согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Предметные умения - писать местоимения, выбирая их из ряда слов и текста; -редактировать и писать текст, заменяя повторяющиеся существительные подходящими местоимениями. - редактировать и писать рассказ о маме, используя личные местоимения. |
Цели: • Актуализировать знания: - о частях речи; - о постоянных и непостоянных признаках имени существительного; - о способах определения рода имен существительных. • Ввести понятие «местоимение», «личное местоимение», «лицо местоимения». • Научить: - определять местоимение в речи и обосновывать свое мнение; - определять роль местоимений в речи и обосновывать свое мнение; - рассказывать об известных частях речи; - редактировать и писать текст, заменяя повторяющиеся существительные подходящими местоимениями; - выполнять учебное задание, используя способы замены существительного местоимением. - выполнять самопроверку, взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку. - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. | Задание 1 (З) Назовите части речи, которые вам известны. .Упр.156 -Что такое местоимение. Выбери правильный ответ. - Рассмотрите рисунки ,прочитайте местоимения. -Давайте вспомним, что такое местоимение? -Чем местоимения отличаются от имён существительных? Задание 2 (П) Верно, ли ученик определил род имен существительных в каждой группе слов? Обоснуйте свое мнение. М.р.: мир, сарай, олень, дверь Ж.р.: площадь, дочь, плащ, весна С.р.: небо, солнце, озеро, пенек Задание 3 (У) (работа в парах) с взаимопроверкой Определите род каждого существительного и напишите их по группам, используя прием определения рода: Яблоко, ягода, язык, обед, Москва, пальто, победа, герой, Россия. М.р. - ….. Ж.р.- … С.р.- ….. Сообщение учителя Местоимение – это значимая часть речи, которая заменяет имя существительное, указывая на предмет или лицо, но не называет его. Например: Миша рисует. Он – художник. Слова «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «но», «они» называют личными местоимениями, потому что они указывают на лица, которые участвуют в речи. Слова «я», «мы» указывают на говорящего и являются местоимениями 1-го лица; «ты», «вы» – на собеседника и являются местоимениями 2 –го лица; «он», «она», «оно», «они» – на того, о ком (о чем?) говорят и являются местоимениями 3-го лица. Например: я пою, ты поешь, он поет. Задание 4 (З) Назовите значение слова «местоимение». Назовите назначение выражения «личные местоимения». Задание 6 (У) с самопроверкой Из предложенных слов выпишите только те, которые являются личными местоимениями: праздник, прыгает, воробей, бежит, он, к , вы , для, в небе, о, дичь, ты, яма, они, глагол, лицо, я, вместе, урок, на, она. Задание 7 (У) Р. Рожденственский «Родина моя» с взаимопроверкой Определите в тексте личные местоимения и выпишите их. Я, ты, он, она – Вместе целая страна, Вместе дружная семья, В слове «мы» сто тысяч «я». Задание 8 (У) Учебник, с. 64, №157 Спишите текст, определите личные местоимения. | Диагностические задания 1. Спишите текст, выделите местоимения . Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он от солнца. 2. Впишите в каждое в предложения подходящее по смыслу местоимение. Через год ____ встретил на берегах этого озера барсука со шрамом на носу. _____ сидел у воды и старался поймать стрекоз. _____ помахал ему рукой. ____ сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники. Познавательные умения: - раскрывать значение слова «местоимение», «личные местоимения», «лицо местоимения» и использовать их в активном словаре; - определять местоимение в речи и обосновывать свое мнение; - определять роль местоимений в речи и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя правило; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. - Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения • рассказать: - об известных частях речи; - о способах определения рода имени существительного; - о роли местоимений и способах замены существительного местоимением; • писать: - местоимения, выбирая их из ряда слов и текста; |
Цели: • Ввести понятие «личное местоимение», «лицо местоимения». • Научить: - определять в тексте личные местоимения и обосновывать свое мнение; - определять число, род и лицо личных местоимений и обосновывать свое мнение. - рассказывать о правописании личного местоимения 2-го лица множественного числа «вы» при обращении к старшим по возрасту, по положению, к незнакомым людям; - писать личные местоимения, определяя их лицо; - писать текст, заменяя существительные местоимениями, указывая их лицо, род и число. - выполнять учебное задание, используя правило; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. - оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию, в рамках учебного диалога. | Сообщение учителя Я и мы, Ты и вы, Он, она, оно, они - Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Всё местоимения. Личные местоимения отвечают на такие же вопросы, как и существительные. Имена существительные называют предметы. Местоимения указывают на предметы, но не называют их. (Кто?) Валерий Максимов учится в спортивной школе. (Кто?) Он увлекается плаванием. Местоимения бывают «личными», потому что они называют определённое лицо. Личные местоимения бывают 1,2 и 3-го лица. Местоимения 1-го лица называют говорящего - я, мы. Местоимения 2-го лица позволяют обратиться к слушающему - ты, вы. Местоимения 3- лица сообщают нам о ком-то - он, она, оно, они. Местоимения имеют единственное и множественное число и изменяются по родам. Местоимения 3 лица единственного числа изменяются по родам: мужской род - он, женский род – она, средний род- оно. Во множественном числе всех родов – они. Личные местоимения имеют такой же род и число, как и существительные которые они заменяют. Например, Художник (ед.ч., м.р.) рисует картину. Он (ед.ч., м.р.) рисует картину. Личное местоимение 2-го лица множественного числа «вы» при обращении к старшим по возрасту, по положению, к незнакомым людям пишется с прописной буквы. Например: Уважаемая Людмила Владимировна! Приглашаем Вас на праздник, посвященной дню 8 Марта! Задание 1 (З) Назовите значение слова « местоимение», «личные местоимения». Назовите известные вам личные местоимения. Задание 2 (П) Можно ли утверждать, что все местоимения имеют род и число? Обоснуйте свое мнение. Проверьте, верно ли определили род, число и лицо местоимений в тексте. Обоснуйте свое мнение. Закрой глаза, прислушайся. И ты (1л., ед.ч., ж. р.) услышишь мамин голос. Он (3л., ед.ч., м.р.) живет в самом тебе, такой знакомый и родной. Задание 3 (У) с взаимопроверкой Выпишите только личные местоимения и определите их лицо: Я, весь, мы, всякий, ты, каждый, вы, самый, он, сам, она, иной, оно, любой, они. Задание 4 (У) Спишите текст, заменяя выделенные существительные местоимениями. В воскресенье …. пришли в лес. Деревья стояли в красивом снежном уборе. …. были украшены серебристым инеем. …. переливался всеми цветами радуги. Неожиданно …. увидел дятла. Определите род каждого местоимения, и обозначьте лицо. Задание 5 (У) Учебник № 161. с взаимопроверкой Спишите текст, обозначая род, лицо и число каждого местоимения ед.числе | Диагностические задания 1. Допишите предложение. Личные местоимения – это…. 2. Определите в тексте личные местоимения, обозначьте число, лицо каждого. В воскресенье мы пришли в лес. Деревья стояли в красивом снежном уборе. Они были украшены серебристым инеем. Он переливался всеми цветами радуги. Неожиданно я увидел дятла. Познавательные умения: - раскрывать значение выражения «лицо местоимения» и использовать его в активном словаре; - определять в тексте личные местоимения и обосновывать свое мнение; - определять число, род и лицо личных местоимений и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: - оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию, в рамках учебного диалога. Предметные умения: -писать личные местоимения, определяя их лицо; - писать текст, заменяя существительные местоимениями, указывая их лицо, род и число. |
• Стимулировать интерес, воображение к процессу создания и оформления рассказа о маме; • Научить школьников: - ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; - планировать свое действие в соответствии с учебным заданием; - использовать приобретенные знания для составления и оформления рассказа о маме; - представлять результат свой деятельности. | Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает: выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический); выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный); самоорганизацию по выполнению задания: - планирование деятельности; - выполнение задания; - представление результатов деятельности. К празднику 8 Марта в школе был объявлен конкурс «Лучший рассказ о маме». Ученик написал рассказ о своей маме. Моя мама* В жизни каждого есть самый родной человек – это его мама! Мама заботится о нас с самого рождения, дарит нам свое тепло, доброту, любовь. С мамой связано очень многое. Это и радость, и ласка, и понимание, и сочувствие. Мама все может понять и простить. Мама приласкает, когда тебе плохо, немного огорчится, если ты сделал что-то не так, но всегда подскажет и придет на помощь. Мама высокого роста. У мамы доброе улыбающееся лицо. Мамины глаза серо-зеленые и задумчивые. Когда мама беспокоится, ее глаза становятся беспокойными и грустными. Мама горда и рассудительна, строга, но справедлива. Мама испытывает радость за нас, когда все хорошо и печалится, если у нас возникают проблемы. Мама отдает нам свою любовь и заботу, не требуя ничего взамен. Прочитав работу, Евдокия Васильевна сказала, что рассказ получился очень интересным, но он оформлен с нарушением норм русского языка. И предложила Мише внести необходимые изменения. Ребята, какие изменения должен внести Миша в свой рассказ о маме? Есть ли у вас желание научиться писать рассказ о маме та, чтобы он соответствовал нормам русского языка? Информативный вариант Отредактируйте рассказ о маме, заменяя подчеркнутые существительные, подходящими по смыслу местоимениями, и напишите его. Моя мама В жизни каждого есть самый родной человек – это его мама! Мама заботится о нас с самого рождения, дарит нам свое тепло, доброту, любовь. С мамой связано очень многое. Это и радость, и ласка, и понимание, и сочувствие. Мама все может понять и простить. Мама приласкает, когда тебе плохо, немного огорчится, если ты сделал что-то не так, но всегда подскажет и придет на помощь. Импровизационный вариант Отредактируйте рассказ о маме, заменяя повторяющиеся в тексте существительные, подходящими по смыслу местоимениями. Моя мама В жизни каждого есть самый родной человек – это его мама! Мама заботится о нас с самого рождения, дарит нам свое тепло, доброту, любовь. С мамой связано очень многое. Это и радость, и ласка, и понимание, и сочувствие. Мама все может понять и простить. Мама приласкает, когда тебе плохо, немного огорчится, если ты сделал что-то не так, но всегда подскажет и придет на помощь. Эвристический вариант Напишите рассказ о своей маме, используя в тексте личные местоимения. | Личностные умения: - проявлять творческое отношение к процессу создания и оформления рассказа о маме. Познавательные умения: - выбирать вариант выполнения задания; - использовать приобретенные знания для составления и оформления рассказа о маме Регулятивное умение - выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативное умение - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные умения: - редактировать рассказ о маме, используя личные местоимения. |