Представляю урок русского языка по теме"Собственные и нарицательные имена существительные". Это один из уроков по теме "Имя существительное", который плавно соединяет в логическое целое морфологические признаки данной части речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по программе "Перспектива"»
Конспект урока
по русскому языку
2 класс
по программе «Перспектива»
Учебник «Русский язык» 2 часть 2 класс
Автор Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина
Тема урока:
"Собственные и нарицательные имена существительные"
Составили:
Шутова Елена Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №30 г.Костромы
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема урока:Собственные и нарицательные имена существительные
Цель: познакомить с именами собственными и нарицательными; иметь
представление о различии имён собственных и нарицательных
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление детей об основном назначении имен
собственных;
- ввести термины «имена собственные» и «имена нарицательные»;
- закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных.
Развивающие:
- развивать у учащихся орфографическую зоркость, логическое мышление,
устную и письменную речь.
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к предмету.
Предметные:
- формировать представление учащихся об основном назначении имен
собственных как названий единичных предметов;
- познакомиться со значением понятий «имена собственные» и «имена
нарицательные»;
- понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных.
Метапредметные:
- развивать речь учащихся при работе с предложениями и текстом.
Личностные:
- уметь использовать разные варианты собственного имени лица в
конкретных ситуациях общения.
Формируемые УУД
Уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и
того, что еще неизвестно.
Уметь осуществлять самооценку, взаимооценку результатов работы.
Уметь планировать учебное сотрудничество в паре объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение
выполнять учебное задание в соответствии с правилом, формулировать понятные высказывания, используя термины.
Оборудование:
Экран
Компьютер
Мультимедийный проектор
Учебник «Русский язык» 2 часть
Рабочая тетрадь
Карточки со словами
Тест
Компьютерная презентация к уроку
Электронное приложение к учебнику
Планируемые результаты
Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
-организовывать своё рабочее место;
-определять цель выполнения заданий на уроке;
-определять план выполнения заданий;
- осуществлять самоконтроль
Познавательные УУД:
-ориентироваться в учебнике;
-отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию;
- классифицировать имена существительные собственные и нарицательные
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса
- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства
Коммуникативные УУД:
-участвовать в диалоге на уроке;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
-отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
-соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
-слушать и понимать речь других;
-участвовать в группе;
-умение объяснить свой выбор;
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
Личностные УУД:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
-ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Характеристика деятельности ученика
Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Проверятьнаписанное, выполнять самопроверку
Различать собственные и нарицательные имена существительные.
Осуществлять сотрудничество в парах, группах при выполнении учебных задач.
Находить нужную информацию в материалах учебника, осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям.
Ход урока
1. Организационный момент
Эмоциональный настрой.
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Актуализация знаний
На доске записаны слова
Оля, река, Кострома, Зорька, город, девочка, Шача, корова
- Прочитайте слова. Объясните орфограммы в каждом слове (фронтальная работа)
- Разделите слова на 2 группы (работа в парах)
- Какие группы получились?
+ В первую группу входят слова с «маленькой» буквы, во вторую – с заглавной буквы.
река Оля
девочка Кострома
корова Шача
город Зорька
- Почему слова 2 столбика написаны с заглавной буквы?
Рассуждения детей
- Объедините данные слова в пары. (работают самостоятельно)
Проверка
река Шача
девочка Оля
корова Зорька
город Кострома
- Почему вы так разделили слова?
- Приведите свои примеры
Постановка темы и цели урока
- Знаем ли мы как называются слова 1 группы? 2 группы?
+ Нет
- Какие задачи поставите перед собой на уроке?
+ Узнать как называются такие слова; научиться различать их среди других слов.
Сообщение темы урока
Открытие нового знания
- У слов 1 и 2 группы есть термины (понятия)
Имя нарицательное имя собственное
- На какие группы разделены слова 2 столбика
+ имена людей, названия городов, названия рек, клички животных
- Как записаны эти слова? Сделайте вывод
+ Вывод: имена собственные пишутся с заглавной буквы
- Остальные имена существительные называются нарицательными и пишутся с «маленькой» буквы
- Какие еще группы имен собственных могут быть
+ Фамилии, названия улиц, отчества ти т.д.
Первичное закрепление с проговариванием
Работа по учебнику
- Давайте познакомимся с другими группами имен собственных
- Откройте учебник на с.81 упр. 107
Комментированное письмо
Вывод:
- Какие имена существительные относятся к именам собственным?
- Какие имена существительные относятся к именам нарицательным?
Физкульминутка
Раз, два, три, четыре,
Раз, два.
Мы шагаем дружно в ряд –
Второклассников отряд.
Алины, Артемы, Мараты и Саши,
Степа, Гриша, Таня и Даши,
Дима, Ксюша, Эльмира, Карина,
Родион, Арсений и Аделина.
Присядут те, кого мы назвали,
А остальные своё имя сказали.
Запомни, что имена
Пишутся с большой буквы всегда!
7. Закрепление
- В каком городе мы живем?
+ Костроме
- Какие еще русские города вы знаете?
+ ответы детей
С.81 учебника упр.106 чтение вслух текста
- Что вы узнали из текста?
Ответы детей
Работа в группахПриложение 1
- Составьте рассказ о своем городе, вставив, где нужно имена собственные.
старинный город. Он очень красивый. Город стоит на реке . В этом городе жили известные люди: художник, писатель, маршал .
- Какой у вас получился рассказ?
- Запишите имена собственные.
Стих. Измайлова о большой букве.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Какие задачи мы ставили перед собой?
- Достигли ли их?
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!
- Чему вы научились?
- Что вам понравилось? Расскажите по схемеПриложение 2
На экране помещена схема:
Сегодня на уроке
я
узнал, открыл для себя…
научился, смог…
могу похвалить себя и своих одноклассников за …
- Кто из товарищей вам больше всех понравился? Кто активнее всех работал?
Мне понравилась ваша работа на уроке. За активное участие на уроке получили отметки________________ .
- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.
9. Домашнее задание
Вам предлагается следующее задание на дом. На столах у вас кружки разного цвета. Кто выберет красный кружок, тот в домашней работе перечислит правильно интересные названия улиц города Костромы. Кто интересуется историей, может выбрать синий кружок, тот в домашней работе укажет памятники.
А выбрав зелёный кружок, вам нужно будет сочинить историю возникновения своего имени. (Задания на доске рядом с полосками бумаги необходимого цвета)
Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. Урок окончен. Спасибо за совместную работу.
Приложение 1
- Составьте рассказ о своем городе, вставив, где нужно имена собственные.
старинный город. Он очень красивый. Город стоит на реке . В этом городе жили известные люди: художник, писатель, маршал .