2. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности. | - Какое сейчас время года? – Мороз нарисовал сегодня нам на окне вот такой узор? Сфксфиу (слайд №2) Минутка чистописания. Повторите такое сочетание букв у себя в тетрадях. -Кто его расшифрует? -Что такое суффикс? -Где стоит суффикс? - Корень это-? - Какие слова образуются с помощью суффикса? - Как называется такой способ образования слов? -Итак, суффикс это какая часть слова? -Скоро Новый год и Дед Мороз уже в пути со своими подарками. Шёл он по лесу и видел -онок-, то –ёнок- (слайд № 3) -Для чего нужны эти суффиксы? Карточка № 1 Запиши слова в 2 столбика, выдели суффикс Лисёнок, бельчонок, оленёнок, медвежонок, лосёнок, волчонок, зайчонок Карточка № 2* Запиши слова в 2 столбика, исправляя ошибки в написании суффикса, выдели суффикс. Лисёнок, бельчёнок, оленёнок, медвежонок, лосёнок, волчёнок, зайчёнок Проверка на слайде № 5 Самооценка - Как рассуждали? Устный диктант с сигнальными карточками Шёл дальше Дед Мороз по лесу, нес мешок с подарками, а в мешке была дыра, из которой рассыпались буквы и и е Поможем ему собрать их, вставляя в слова? Горош..к, платоч..к, бант..к, веноч..к, карандаш..к ореш..к, ботиноч..к, дом..к, звоноч…к, ковр..к, ковш..к, корабл..к - Каким алгоритмом пользовались при определении суффикса? ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ «ЛОВИ СНЕЖИНКУ» СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ -Все дети пишут Деду Морозу письма. Мальчик Серёжа тоже написал, но просит помощь у нас, так как забыл правила правописания некоторых слов (Слайд № 7) Д.. р..гой Де.. Моро… я хочу чтобы у меня по...вилась смел..сть. - Давайте определим в какой части слова находится эта орфограмма. Что будем делать? - Выполним разбор по составу устно. Назовите алгоритм. | - зима -Пишут в тетрадях сочетание букв -Расшифровывают слово суффикс -Суффикс-значимая часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов -Корень- это общая одинаковая часть родственных слов - родственные -суффиксальным - значимая -образуют слова-названия детёнышей животных Ученики выполнят дифференцированные задания на карточках Проверка на слайде презентации. Самооценка -после твёрдых согласных и [Ч’] пишем –онок, после мягких согласных кроме[Ч’] пишем -ёнок -Если при изменении формы слова, если гласная выпадает, пишется -ЕК, если гласная не выпадает, пишется –ИК. Исправляют текст, фиксируют затруднение - это та часть слова, где можно допустить ошибку. Определим части слова. - 1. форму слова, узнаем окончание: нулевое. 2. подбираем родственные слова, узнаём корень-смел- 3. после корня стоит суффикс –ость, или –асть??????? | Познавательные (умение извлекать информацию) умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы) Регулятивные (умение выполнять и оценивать учебные действия в соответствии с задачей) |
4.Построение проекта выхода из затруднений («открытие»). | - Мы можем самостоятельно справиться с этой проблемой. - Кто нам поможет? -Откройте учебник на странице 131 Прочитайте слова в рубрике «Давайте подумаем»: - Есть ли в этих словах одинаковый суффикс? злость, глупость, гордость, грубость, жалость, молодость, мудрость, радость, робость, слабость, старость, строгость, трусость, хитрость, храбрость, юность, ясность - Что обозначают эти слова? -Зависит ли его написание от ударения? -Читаем правило: Суффикс –ость в ударном и безударном положении пишется одинаково. - Так какую букву мы напишем в слове смелость? | - Ответы детей -Открывают учебник -называют суффикс –ость - - нет не зависит, всегда пишется только -ость - 0Букву О | Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умения извлекать и анализировать информацию, делать выводы) Регулятивные (умение высказывать предположения на основе материала учебника) Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме) Регулятивные (умение выполнять и оценивать учебные действия в соответствии с задачей) |
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | - Выполнив Упражнение 1 мы поучимся образовывать родственные слова с помощью суффикса –ость и закрепим его правописание. - Какой частью речи являются записанные слова? Докажите. - Образуйте однокоренные слова – имена существительные Внимательно посмотрите на образец перед выполнением задания. Образец: щедрый-щедрость | - именем прилагательным, отвечают на вопрос какой? 5 пар слов записывают на доске и в тетради, далее самостоятельное выполнение задания, самооценка Вежливый-вежливость, гибкий-гибкость, ловкий-ловкость, стойкий-стойкость, усталый- усталость | Коммуникативные (умение работать в паре) |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой. | Продолжают самостоятельно выполнять упражнение 1 Смелый-смелость, жадный-жадность, нежны-нежность, честный-честность, уверенный-уверенность, осторожный-осторожность, задумчивый-задумчивость. | Самостоятельная работа в тетради. Самопроверка (слайд №9) | Коммуникативные (умение строить свое высказывание в соответствии с задачей) Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию) |
7.Включение в систему знаний и повторение. | Устно выполняют упражнение 2 Подбирают пары слов противоположных по значению Грубость, храбрость, глупость, вежливость, мудрость, старость, трусость, молодость. -Итак, все дети в декабре пишут Деду Морозу письма. А чтобы вы попросили у Деда Мороза? Вспомните и запиши 3 качества с новым суффиксом, которые вам хотелось бы приобрести в новом году Выдели суффикс –ость- | -называют пары слов: Грубость-вежливость, храбрость-трусость, глупость-мудрость, старость-молодость. | Коммуникативные (умение слушать, понимать других, объяснять свою точку зрения) |