kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка на тему: "Правописание слов с суффиксом -ость"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок построен в соответствии с ФГОС 2 поколения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему: "Правописание слов с суффиксом -ость"»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА



ФИО: Дарсигова Л.М.

Место работы: МБОУ «СОШ № 16»

Должность: Учитель начальных классов.


Предмет: русский язык

Класс: 2.

Учебник: С. В. Иванов. Русский язык. «Начальная школа 21 век» (под ред. Н. Ф. Виноградовой)

Тема урока: «Правописание слов с суффиксом -ость-

Тип урока: урок «открытия нового»


Цель урока: формировать у обучающихся умение писать суффикс –ость-

Задачи: 1. организовать наблюдение за написанием суффикса – ость- и отрабатывать правописание слов с ним; закрепить написание слов с изученными орфограммами и умение подбирать проверочные слова;

2. способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

3. способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные: умение выделять суффикс в слове; определять значения суффиксов. Умение действовать по алгоритму и по образцу.

Метапредметные: Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Составлять слова из заданных элементов; наблюдать за группами слов и высказывать предположение о написании суффикса -ость. Понимание необходимости учитывать различные мнения.

Личностные: Знакомиться с алгоритмом написания суффиксов, контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом.

Методы обучения: деятельностный метод обучения

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная


Необходимое техническое оборудование (средства обучения): учебники, рабочие тетради, презентация, индивидуальные карточки, сигнальные карточки, ёлочки для рефлексии.


,

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Наш урок с улыбки мы начнем.

– К какому уроку вы приготовились?

– Чем мы занимаемся на этих уроках?

- Запишите в тетрадях

5 декабря

Классная работа


Дети улыбаются друг другу.

– К русскому языку

– Ответы детей.

Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу)

Личностные (мотивация к целенаправленной познавательной деятельности)

2. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

- Какое сейчас время года?

– Мороз нарисовал сегодня нам на окне вот такой узор?

Сфксфиу  (слайд №2)

Минутка чистописания. Повторите такое сочетание букв у себя в тетрадях.

-Кто его расшифрует?

-Что такое суффикс?

-Где стоит суффикс?

- Корень это-?



- Какие слова образуются с помощью суффикса?

- Как называется такой способ образования слов?

-Итак, суффикс это какая часть слова?

-Скоро Новый год и Дед Мороз уже в пути со своими подарками. Шёл он по лесу и видел -онок-, то –ёнок-

(слайд № 3)

-Для чего нужны эти суффиксы?

Карточка № 1

Запиши слова в 2 столбика, выдели суффикс

Лисёнок, бельчонок, оленёнок, медвежонок, лосёнок, волчонок, зайчонок


Карточка № 2*

Запиши слова в 2 столбика, исправляя ошибки в написании суффикса, выдели суффикс.

Лисёнок, бельчёнок, оленёнок, медвежонок, лосёнок, волчёнок, зайчёнок

Проверка на слайде № 5 Самооценка

- Как рассуждали?



Устный диктант с сигнальными карточками

Шёл дальше Дед Мороз по лесу, нес мешок с подарками, а в мешке была дыра, из которой рассыпались буквы и и е

Поможем ему собрать их, вставляя в слова?

Горош..к, платоч..к, бант..к, веноч..к, карандаш..к

ореш..к, ботиноч..к, дом..к, звоноч…к, ковр..к, ковш..к, корабл..к

- Каким алгоритмом пользовались при определении суффикса?

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ «ЛОВИ СНЕЖИНКУ»


СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

-Все дети пишут Деду Морозу письма. Мальчик Серёжа тоже написал, но просит помощь у нас, так как забыл правила правописания некоторых слов

(Слайд № 7)

Д.. р..гой Де.. Моро… я хочу чтобы у меня по...вилась смел..сть.

- Давайте определим в какой части слова находится эта орфограмма. Что будем делать?

- Выполним разбор по составу устно. Назовите алгоритм.


- зима





-Пишут в тетрадях сочетание букв

-Расшифровывают слово суффикс

-Суффикс-значимая часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов

-Корень- это общая одинаковая часть родственных слов

- родственные

-суффиксальным

- значимая



-образуют слова-названия детёнышей животных

Ученики выполнят дифференцированные задания на карточках






Проверка на слайде презентации. Самооценка

-после твёрдых согласных и [Ч’] пишем –онок, после мягких согласных кроме[Ч’] пишем -ёнок








-Если при изменении формы слова, если гласная выпадает, пишется -ЕК, если гласная не выпадает, пишется –ИК.







Исправляют текст, фиксируют затруднение


- это та часть слова, где можно допустить ошибку. Определим части слова.

- 1. форму слова, узнаем окончание: нулевое.

2. подбираем родственные слова, узнаём корень-смел-

3. после корня стоит суффикс –ость, или –асть???????

Познавательные (умение извлекать информацию) умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы)









Регулятивные (умение выполнять и оценивать учебные действия в соответствии с задачей)




3. Постановка учебной задачи.

– Справились с заданием? Почему нет?

– Что не знаем?

– На какие вопросы нам надо ответить в ходе урока?

– Давайте составим план работы.




- Чтобы дальше работать нужно отдохнуть

Нет, мы этому еще не научились.

- Как правильно писать этот суффикс

Примерный план:

  1. Узнать как пишется этот суффикс

  2. Что он обозначает

  3. Отработать навыки его написания в словах

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность)

Электронная физминутка.






Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

4.Построение проекта выхода из затруднений («открытие»).

- Мы можем самостоятельно справиться с этой проблемой.

- Кто нам поможет?

-Откройте учебник на странице 131

Прочитайте слова в рубрике «Давайте подумаем»:

- Есть ли в этих словах одинаковый суффикс?

злость, глупость, гордость, грубость, жалость, молодость, мудрость, радость, робость, слабость, старость, строгость, трусость, хитрость, храбрость, юность, ясность

- Что обозначают эти слова?

-Зависит ли его написание от ударения?

-Читаем правило: Суффикс –ость в ударном и безударном положении пишется одинаково.

- Так какую букву мы напишем в слове смелость?

- Ответы детей



-Открывают учебник

-называют суффикс –ость







-

- нет не зависит, всегда пишется только -ость


- 0Букву О

Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умения извлекать и анализировать информацию, делать выводы)

Регулятивные (умение высказывать предположения на основе материала учебника)

Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)

Регулятивные (умение выполнять и оценивать учебные действия в соответствии с задачей)

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Выполнив Упражнение 1 мы поучимся образовывать родственные слова с помощью суффикса –ость и закрепим его правописание.

- Какой частью речи являются записанные слова? Докажите.

- Образуйте однокоренные слова – имена существительные

Внимательно посмотрите на образец перед выполнением задания. Образец: щедрый-щедрость





- именем прилагательным, отвечают на вопрос какой?



5 пар слов записывают на доске и в тетради, далее самостоятельное выполнение задания, самооценка

Вежливый-вежливость, гибкий-гибкость, ловкий-ловкость, стойкий-стойкость, усталый- усталость

Коммуникативные (умение работать в паре)




6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Продолжают самостоятельно выполнять упражнение 1

Смелый-смелость, жадный-жадность, нежны-нежность, честный-честность, уверенный-уверенность, осторожный-осторожность, задумчивый-задумчивость.

Самостоятельная работа в тетради.

Самопроверка (слайд №9)

Коммуникативные (умение строить свое высказывание в соответствии с задачей)

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

7.Включение в систему знаний и повторение.

Устно выполняют упражнение 2

Подбирают пары слов противоположных по значению

Грубость, храбрость, глупость, вежливость, мудрость, старость, трусость, молодость.

-Итак, все дети в декабре пишут Деду Морозу письма. А чтобы вы попросили у Деда Мороза? Вспомните и запиши 3 качества с новым суффиксом, которые вам хотелось бы приобрести в новом году

Выдели суффикс –ость-

-называют пары слов:

Грубость-вежливость, храбрость-трусость, глупость-мудрость, старость-молодость.

Коммуникативные (умение слушать, понимать других, объяснять свою точку зрения)

8.Рефлексия деятельности.

Беседа:

- Назовите тему урока

– Ответили ли на вопросы урока?

– Что узнали о суффиксе -ость?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Отметьте на «елочках» свое настроение: если оно радостное, то раскрасьте кружочки на ёлочках красным цветом, если нет то жёлтым.


Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные (умение осуществлять рефлексию), личностные (умение выражать свои эмоции)




6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок русского языка на тему: "Правописание слов с суффиксом -ость"

Автор: Дарсигова Любовь Муратовна

Дата: 21.06.2018

Номер свидетельства: 473940

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока русского языка на тему: "Правописание гласной в суффиксах ИК и ЕК""
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-ghlasnoi-v-suffiksakh-ik-i-iek"
    ["file_id"] => string(6) "255188"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447869813"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне" "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-slov-s-provieriaiemymi-biezudarnymi-ghlasnymi-v-kornie"
    ["file_id"] => string(6) "110042"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405433946"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Урок русского языка по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне" "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-slov-s-provieriaiemymi-biezudarnymi-ghlasnymi-v-kornie"
    ["file_id"] => string(6) "110043"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405434810"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока русского языка по теме: «Правописание слов с суффиксом - ость»."
    ["seo_title"] => string(72) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_po_teme_pravopisanie_slov_s_suffiksom_ost"
    ["file_id"] => string(6) "598770"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1643048135"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Презентация к уроку русского языка по теме: «Правописание слов с суффиксом - ость»."
    ["seo_title"] => string(79) "prezentatsiia_k_uroku_russkogo_iazyka_po_teme_pravopisanie_slov_s_suffiksom_ost"
    ["file_id"] => string(6) "598771"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1643048294"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства