«Педагогические технологии в условиях реализации ФГОС»
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнёрство педагога и ученика. Учитель и дети совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества и творчества.
В традиционной дидактической системе основой технологии является объяснение, а в технологии сотрудничества -понимание и взаимопонимание.
При объяснении -только одно сознание, один субъект, монолог;
При понимании -два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог.
Объяснение- всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание.
Понимание-это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Творчество детей, исследовательский поиск, общение-это главное, но возможности детей слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами, ребёнку необходима помощь педагога и его поддержка.
Педагог-советчик, товарищ, дети получают достаточную самостоятельность, что обеспечивает условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности, а также воспитание коллективизма, взаимопомощи, дисциплинированности.
Это явление двустороннее. Нет учения без увлечения, и нет учения без требований. Нельзя ориентироваться лишь на трудолюбивых, желающих успешно учиться, жаждущих знаний, творчески-работающих детей. Много тех, кто ленится, не хочет учиться, таких ребят мы не можем исключить из нашего педагогического внимания.
Обязанность учителя постоянно активизировать процесс обучения, включить каждого ребёнка в активную учебную деятельность.
Есть разные дети, значит и подходы должны быть разными, и к их обучению, и к их воспитанию.
Это не только взаимодействие, доверие, взаимное уважение, но и требовательность, высокая ответственность.
Характерные черты технологии сотрудничества:
Создание творческой атмосферы
Обеспечение уверенности в собственных силах у ребят в возможности достижения успеха
Исключение методов принуждения
Доброжелательный стиль учебных занятий
Непринуждённая атмосфера общения с учителем и детей между собой
Создание условий продвижения вперёд «слабых» и развитию сильных
Организация добровольной взаимопомощи
Создание комфортных условий учебного процесса
Обстановка радости, успеха, снятие боязни отрицательной оценки
Эмоциональная раскованность, поощрение инициативы, вопросов учителю и друг другу
Творческие задания
Поощрения.
Плюс-сплочение коллектива.
Технология сотрудничества по типу -система малых групп, проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая деятельность. Единство обучения и воспитания.
Обзорное представление творческой мастерской «Жизнь-радуга» с элементами занятия.
Презентация «Радуга», работа с творческим заданием в группах, чтение мини сочинений, рефлексия.
Всем педагогам вручается виде поощрения «Памятка мастеру» с пожеланиями и советами для использования в работе с детьми.
(Итог) Дорог к сердцу и умам учеников множество: интересный рассказ, задушевный разговор, справедливая оценка, творческий успех, встреча с интересными людьми, личность педагога.
Важно помнить, педагогическое мастерство заключается в том, чтобы идти не одной дорогой, а всеми сразу и искать новые.