kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Что такое имя прилагательное?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний. Цель урока познакомить учащихся с существенными признаками прилагательного и его роли в речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Что такое имя прилагательное?"»

Урок русского языка во 2 классе  по теме «Что такое имя прилагательное?» (урок открытия новых знаний)

Цель: познакомить учащихся с существенными признаками имени прилагательного и его ролью в речи.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные: учащиеся научатся  ставить вопросы от существительного к прилагательным; находить прилагательные в тексте; устанавливать связь между прилагательным и существительным; подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии.

Метапредметные:

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и  формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.


Ход урока

1. Психологический настрой. Слайд 1

Добрый день и добрый час!
На уроке второй класс.
Пожелаем всем удачи,
И пятёрочек в придачу.
За работу, нам пора,
Ну, ни пуха, ни пера!

2.Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной темой. Её название вы должны будете сформулировать самостоятельно, а для этого вам необходимо быть очень внимательными.

- Каким бы вы хотели видеть этот урок?

(Мы хотим видеть этот урок ярким, интересным, запоминающимся, чтобы он нёс в себе новое открытие, которое мы сделали бы сами!)

- Прочитайте девиз нашего урока Слайд 2 «Учитесь открывать»

- А что мы будем открывать? (новые знания)

- А вы хотите открыть новые знания? (хотим)

Учитель: Желаю успехов! А если вы столкнётесь с трудностями, то я и ваши одноклассники непременно придём к вам на помощь

3. Оформление работы.

4. Минутка чистописания. Слайд 3

п пп ппп

ой  ый ий ая яя ое ее ые ие


-Позже вы мне объясните, чем связана минутка чистописания с темой урока.


5.Актуализация знаний.

- Скажите, ребята, а для того, чтобы узнать что-то новое, что для этого нужно? (нужно иметь какие-то знания, повторить уже изученное)

- С этого и начнём наш урок, повторим те знания, которые помогут нам сегодня при изучении новой темы.

На доске карточки со словами:

Апрель, ветер, хороший.

Работать, жёлтая, дежурить.


- Прочитайте слова первой строчки, назовите лишнее слово. Докажите, что оно лишнее.

(Лишнее слово хороший. Остальные слова отвечают на вопрос что? и обозначают предметы.)

Учитель убирает лишнее слово в сторону.

 - Какими частями речи являются оставшиеся слова? (Имена существительные)

На доске над словами вывешивается табличка «Имя существительное»

- Прочитайте слова второй строчки, назовите лишнее слово. Докажите, почему оно лишнее.

(Лишнее слово жёлтая. Остальные слова отвечают на вопрос что делать? и обозначают действия предмета.)

Учитель убирает лишнее слово в сторону.

 - Какими частями речи являются оставшиеся слова? (Глаголы)

На доске над словами вывешивается табличка «Глагол» 

- Что можно сказать обо всех словах? (Эти слова из орфографического словаря.)

-Запишите данные слова, обозначьте в них ударение и подчеркните непроверяемые орфограммы.

- Проверьте правильность выполнения задания друг у друга по образцу. Оцените работу товарища.

Слайд 4

Апре́ль, ве́тер, хоро́ший,

рабо́тать, жёлтая, дежу́рить.


- Какие части речи мы повторили? – Что нам известно о взаимосвязи этих частей речи?

- Какие слова у нас остались без названия части речи?

6.Целеполагание.

- Ребята, остались слова хороший и жёлтая. К какой части речи эти слова можно отнести вы узнаете, если из записи исключите все буквы, обозначающие шипящие согласные звуки. Слайд 5 (на слайде запись: ШПЩРИЧЛАЖГАШТЩЕЛЖЬНЧОШЕ)

- Как называется часть речи, к которой мы отнесём оставшиеся слова?

Над словами появляется табличка «Имя прилагательное»

- Что бы вы хотели узнать на уроке о новой части речи?

Слайд 6

1.Что обозначает имя прилагательное?

2.На какие вопросы отвечает?

3.С какой частью речи связано прилагательное?

4.Почему имеет такое название?

5. Для чего служит в речи?

7.Открытие нового знания.

1)Работа в группах

- А сейчас предлагаю вам побыть исследователями,

самим сформулировать правило о новой части речи.  Работать будете  в группах. (Класс разбивается на 4 группы)

Задание 1. Исследовать слово и занести данные исследований в личную и сводную таблицы.

Имя прилагательное



Что обозначает слово?



На какой вопрос отвечает?



После работы в группах появляется сводная таблица: Слайд 7


Имя прилагательное

Хороший

Жёлтая

Сладкое

Душистые

Что обозначает?

Качество

Цвет

Вкус

Запах


На какой вопрос отвечает?

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?



Задание 2. Сделать вывод об имени прилагательном на основе исследований.

-В помощь каждая группа получает алгоритм, по которому вы составите

правило о новой части речи, а в карточке запишите пропущенные слова.

Алгоритм.

  1. Название  части речи.

  2. Что обозначает?

  3. На какие вопросы отвечает?

  4. Привести свои примеры.





_____________________ - это часть речи, которая обозначает ____________________  ________________ и отвечает на вопросы _______, __________, _________, _________. Например:_________________________

 

Проверка по образцу      Слайд 8

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?



Это правило надо запомнить!

8. Физминутка

2)Продолжение работы по теме

Вернёмся к вопросам, которые мы поставили в начале урока. На какие вопросы мы ещё не ответили? Для того чтобы ответить на оставшиеся вопросы мы выполним задание, которое вы сами попробуете сформулировать.

На доске запись:

Мальчик (какой?)- ….., ….., …..

Девочка (какая?)- …., …., ……

Небо (какое?)- …., …., …..

Шары (какие?)- …., …., …..


-Прочитайте слова, обратите внимание на вопросы. Какой части речи эти вопросы? Кто уже догадался, что надо сделать? (Подобрать прилагательные и записать. (От каждой группы выходит один ученик и записывает подобранные группой прилагательные)

-К каким словам мы подбирали прилагательные? Какой частью речи являются данные слова?

-Обратите внимание на то, что к одному существительному мы подобрали по несколько прилагательных!

- Какими были существительные без прилагательных? Какими стали вместе с прилагательными?

- Может, кто-то уже готов ответить на вопрос о роли прилагательного?

- Послушайте стихотворение и скажите, о чем в нём говорится?

Слайд 9 

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас, ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

( Речь идет об именах прилагательных)

-Так с  какой частью речи дружат имена прилагательные? ( С существительными)

Слайд 10

Имя прилагательное всегда связано с именем существительным, как бы «прилагается» к нему.

- Так почему же имя прилагательное так называется?

3) Работа в парах.

- Писатели и поэты очень любят эту часть речи. Почему, как вы думаете?

-Предлагаю вам творческое задание. Сейчас вы побудете в роли писателя.

Слайд 11

- Прочитайте текст, записанный на слайде: (предлагается текст без имён прилагательных)

Наступила ________, ____________весна.
Светит ___________, ___________, _________солнышко.
Зашумели ________, ___________воды.
Появились _______подснежники
Радостно человеку смотреть на __________цветы.

- Какой это текст, ребята, веселый, грустный?
( Грустный, бедный, скудный)
- Какую часть речи надо вставить в текст, чтобы он получился красочным, радостным, разнообразным?
( Имена прилагательные)
- Предлагаю вам поработать в парах,  сочинить, придумать прилагательные и вписать их в текст.

- А вот, что получилось у меня…  Слайд 12


Наступила долгожданная весна.
Светит яркое, лучистое  солнышко.
Зашумели весенние воды.
Появились первые красивые подснежники.
Радостно человеку смотреть на прекрасные ранние цветы.


- Сравните тексты. Какой вам больше нравится? Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?
(Делают нашу речь яркой, красочной, разнообразной)

- Обратите внимание на выделенную часть каждого прилагательного и вернитесь к минутке чистописания. Как связана минутка чистописания с темой нашего урока?


Мы прописывали окончания прилагательных! По ним мы можем быстро найти прилагательные среди других частей речи. Потренируемся? На что ещё надо обратить внимание при поиске прилагательных?


4) Самостоятельная работа.


Найти и подчеркнуть имена прилагательные

Весна, сверкают, весеннее, красивая, душистое, весёлые, веселье, добрый, зелёная, ветвистое, играет.


После работы проводится самопроверка (имена прилагательные читает ученик, правильно и быстро выполнивший задание)

9. Домашнее задание

С. 86-правило, упр. 149

10.Итог урока (ответы на вопросы)

1.Что обозначает имя прилагательное?

2.На какие вопросы отвечает?

3.С какой частью речи связано прилагательное?

4. Для чего служит в речи?


11. Рефлексия

- Определите уровень своих познаний и поместите листочек со своим именем на «Лестницу достижений».










































_____________________ - это часть речи, которая обозначает ____________________  ________________ и отвечает на вопросы _______, __________, _________, _________. Например:_________________________

 

_____________________ - это часть речи, которая обозначает ____________________  ________________ и отвечает на вопросы _______, __________, _________, _________. Например:_________________________

 



_____________________ - это часть речи, которая обозначает ____________________  ________________ и отвечает на вопросы _______, __________, _________, _________. Например:_________________________

 


_____________________ - это часть речи, которая обозначает ____________________  ________________ и отвечает на вопросы _______, __________, _________, _________. Например:_________________________

 



_____________________ - это часть речи, которая обозначает ____________________  ________________ и отвечает на вопросы _______, __________, _________, _________. Например:_________________________

 







Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол


Апрель,

ветер,

хороший.




Работать,

жёлтая,

дежурить.













отлично


хорошо


надо постараться








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок русского языка "Что такое имя прилагательное?"

Автор: Гумирова Любовь Владимировна

Дата: 28.12.2018

Номер свидетельства: 493175

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка " Что такое имя прилагательное""
    ["seo_title"] => string(60) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_chto_takoe_imia_prilagatelnoe"
    ["file_id"] => string(6) "600173"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1644773954"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(56) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-1"
    ["file_id"] => string(6) "166657"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422979740"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "урок русского языка на тему "Имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(53) "urok-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "170217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423507367"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Открытый урок по русскому языку по теме "Имя прилагательное" 2 класс "
    ["seo_title"] => string(73) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "121056"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413874891"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства