Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Буквосочетания чк, чн, нч, щн, чт"»
ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»
ЦЕЛИ: обобщить знания о правописании слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ и умение определять орфограмму в слове;
Развивать умение находить слова, обозначающие предмет и задавать к ним вопросы; развивать мышление;
Воспитывать коллективизм
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; определять слова – предметы, задавать правильно вопросы к ним.
Формировать УУД:
- Личностные:определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Мысленно пожелайте удачи сегодня себе и одноклассникам. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.
2. Актуализация знаний.
«Паутинка-разминка» или блиц-опрос, используя мяч:
«Винегрет» – вопросы из разных областей знаний, например:
- За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)
- Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)
- Какой сегодня день? (Понедельник, 22 декабря.)
- Записываем в тетради: 19 января. Классная работа.
Минутка чистописания.
Для минутки чистописания мы выберем букву. А какую, вы определите, прослушав скороговорку. Какой звук больше всего выделяется, какой буквой ее обозначают.
- Давайте охарактеризуем звук [ч]. Пропишите букву ч.
- Сидим правильно. Следим при письме за осанкой.
- Кто мне скажет, какой скоро праздник (Новый Год).
- Какой главный символ, главное украшение этого праздника? (елка).
- Безусловно елка. Но что делают с этим новогодним деревом? (Украшают).
У нас на уроке тоже будет своя елка. Но не обычная новогодняя. Мы её с вами украсим своими шарами знаний. За каждое выполненное задание нашу елку украсим специальными шарами.
Для того, чтобы украсить елку первым шаром, выполним первое задание.
а) Постановка учебной проблемы.
- Однажды снеговик увидел на снегу слова, записанные в два столбика, и задумался в чем же подвох… Давайте ему поможем разобраться, что здесь не так.
внучка внучька
птички птичьки
сочный сочьный
В чем расходится написание слов?
/Дети подводятся к выводу, что мягкий знак не нужен, т.к. [ч’] - всегда мягкий звук.
- Люди договорились в сочетаниях чк, чн мягкий знак не писать.
- Предположите, какова будет тема сегодняшнего урока?
Тема нашего урока «Правописание сочетаний чк,чн»
-какие задачи поставим перед собой?
Учиться писать слова с сочетаниями чк,чн;
Развивать устную и письменную речь.
Девиз нашего урока «Знаем мы наверняка, где чн, и где чк,
Ь не пишется, даже если слышится».
Вот первое украшение, которым мы украсим нашу ёлку
3. Работа по теме урока.
Учитель. -Ребята, посмотрите, без чего нельзя представить себе зиму? (без снежинок). Но это не простые снежинки, а загадочные. Сейчас будем читать загадки и записывать слова-отгадки в своих тетрадях.
Есть один такой цветок.
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок – и нет цветка. ( Одуванчик)
Грамоты не знаю,
А век пишу. (Ручка)
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
А ниточка в реке.(Удочка)
В воду любит окунаться.
В краски любит одеваться,
А потом в альбом мой – скок!
И раскрасила цветок. (Кисточка)
Над цветком цветок тот пляшет,
Веерками крыльев машет.
Так прекрасен он, хорош,
Но на клумбе не найдёшь.(Бабочка)
- Итак, какие отгадки вы написали? Какая орфограмма встречается в этих словах?
Как пишутся сочетания ЧК-ЧН?
Физминутка
(МУЗЫКА)
Если есть в словах орфограммы ЧК, ЧН, то вы присядьте
просто стоя хлопните в ладоши.
.
-Садитесь.
- Скажите, а легко ли приходится птицам зимой? Как мы можем им помочь?
- Следующее украшение. И следующее задание.
С этим заданием вы справитесь в парах.
- Перед вами кроссворд, заполните его, используя рисунки на карточке.
(Работа в парах)
- Справились с заданием. Молодцы! А наша ёлка получает еще одно украшение.
А теперь немного отдохнём.
Физкультминутка.
Разминка для глаз
- За правильный отдых можно и получить награду, и украсить ёлку. Ещё одно украшение.