kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс урок русского языка во 2 классе "Слова с буквосочетаниями ча, ща, чу, щу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

?Урок русского языка 

Русский язык, 2кл.  

 Тема: Слова с буквосочетаниями ЧУ, ЩУ, ЧА, ЩА.

Цели: Уточнение представлений учащихся о мягких  звуках (ч) и (щ) и формирование умения правильного написания  слов с сочетаниями ча,ща, чу,щу, жи,ши;

Задачи: развивать речь  и   расширять  знания о значении слов; воспитывать  дружеские отношения  при работе в группе, бережного отношения к своей жизни; выполнение правил вежливости с кошками и собаками.

Оборудование: карточки по вариантам (углубление), для всех (закрепление и проверка)

I.Организация класса, мотивация.

Запись на доске.

Кто  ж * ть умеет по ч * сам

И ценит каждый ч*с,

Того не надо по утрам

Будит* по десят* раз.

                                     (С.Баруздин.)

 (Ниже запись- слово «РЕЖ*М» закрыто)

В реж*ме должно быт*  место  х*рош*м  делам.

 - Что значит «жить  умеет  по часам»?

 - А что помогает  «жить по часам»? (Открываю спрятанное слово «режиме»)

 - У меня всегда есть особый режим на уроке – его план и выполнение плана.

 - Настал момент вашим хорошим делам: вставьте пропущенные буквы и докажите те из них, которые сможете.

II. Определение цели урока учащимися.

а) Чистописание. Число, слоги: составьте и запишите слоги из 2 букв, в которых гласные звуки на втором месте.

                                  ч    Щ   щ  Ч

                                  а   я   и   ю   у  е

-  Какие открытые  слоги  составили?

-  Что вы заметили? Почему?

-  Как выдумаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-  Какими  всегда бывают звуки (ч) и (щ)?

-  А какие  согласные звуки всегда  твёрдые? Какая буква пишется после          Ж, Ш   -  ы, и?  Почему?

б) Устно. Назовите «лишнее» слово, докажите.

           Чудо, задача, щавель, щука, щека. (Рассматриваются все варианты, предложенные детьми; ударение в слове «щавель»)

в) Вставить пропущенные буквы (коллективно, доказать). Самостоятельно списать, кроме «лишнего» слова. (человек)

Ч*сы, ч*ловек,  нач*ло,  ворч*н,  трещ*ть.

- А теперь среди оставшихся 4 слов подчеркните «лишнее» слово. А среди трёх?

 - И так, с какими сочетаниями букв  поработали?

- Как вы считаете, какую цель мы поставим на уроке?

- А кто из вас, самых внимательных уже увидел гласные, которые необходимо писать после букв Ч и Щ?

III.Формирования навыка  написания  слов с буквосочетаниями (ча, ща, чу, щу)

 Групповая и индивидуальная работа с коллективной проверкой и без неё.

а) 1-ый ряд. Индивидуальная работа по карточкам.

1-в

 Вставь  пропущенные  буквы, поставь  ударение.

Ч * ШКА,   ОБЕЩ *Т Ь,  Ч * СОВОЙ, Ч* ДО,  Ч *СТЬ,  КРИЧ*,  ПОСЕЩ *-  ЛИ.                                                                       

2-в.

Вставь  пропущенные  буквы,  поставь  ударение.

ПУШ *СТЫЙ,  Ч *ЖОЙ,  ЗАДАЧ *,  Ч *ЧЕЛО,  НАЧ *ЛО,  Ч *ЙНИК, УЖ *Н.

б) 2-ой ряд. Игра «Редактор».

После  самостоятельного выполнения проверка в паре (зелёной пастой)

 1-в.Исправь ошибки: Чюжой, ежи, ошыбается, превращю, решыл, трещать.

2-в. Исправь ошибки: Печять, случайный, угощяю, чюдо, щука, в чящю.

 в) 3-ий ряд. Самостоятельная работа. Упр. 169, 1.

После выполнения, обмен тетрадями в парах  и взаимопроверка.

Коллективная проверка. Объяснение значений непонятных слов, возможно: «чуткий, чудесный, чувствовать, прищуриться, чулан».

Вывод по всем выполненным заданиям: Какие орфограммы встретились? Как надо их  писать? (Сбор карточек)

IV.Разучивание  физминутки.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

V.Применение знаний в новых условиях.

Самостоятельная работа с текстом на отдельных карточках.

«Правила вежливости с кошками и собаками»  

- Прочитайте самостоятельно свой текст и подчеркните слова с сочетаниями, о правописании  которых мы говорим сегодня на уроке: ЖИ-ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ-ЩУ.

(Карточки собираются, проверяются и затем на уроке ОБЖ возвращаются детям, чтобы запомнить все правила вежливого обращения с животными)

 - Какие из правил вежливости  вы запомнили уже сейчас? Почему?

 VI. Д.з.: Написать рассказ «Встреча с животным» по своему опыту или опыту родителей.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия  ребят.

 - В режиме должно быть место хорошим делам. Какие хорошие дела мы    сделали на    уроке?  Что было вам особенно интересным? Чему научились на уроке? (Надо всегда соблюдать режим дня или план работы. Например, на уроке, или в игре). Дружно, все вместе трудились. Интересно было оценивать свои работы и работы друзей. Мне понравились нужные нам правила вежливости с животными. И ещё игра «Редактор». Я всегда люблю искать «лишнее» слово. Новая минутка отдыха, но её надо доучить.   А  я   научился писать  жи -ши ча-щу.

ПРАВИЛА  ВЕЖЛИВОСТИ  С  КОШКАМИ  И  СОБАКАМИ.

  • Не навязывайся  ж*вотному  в  друзья,  если  оно  друж*ть не хочет, а рычит  или  ш*пит.
  • Запомни,  бродяч*я  собака  почти  никогда  не  нападает  первой. Значит,  виноват  бывает  ч*сто  сам  человек.
  • Если  домашний  пёс  защищ*ет  двор,  то  он  может  напасть  и  на  человека.
  • А  если  в  подъезде  тебе  навстреч*  идёт  человек  с  собакой,  лучше  остановись  и  пропусти  их.
  • При  укусе  ж*вотным  всегда  надо  обращ*ться  к  врач*!
  • Надо  спросить  взрослых  о  разных    случ*ях,   изуч*емых нами  на  уроках  ОБЖ.
  • Ч*жой  личный  опыт  -  хорош*й  учитель.

(Подчеркни  слова с сочетаниями: жи-ши,  ча-ща,  чу- щу.)     

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс урок русского языка во 2 классе "Слова с буквосочетаниями ча, ща, чу, щу" »

Русский язык, 2кл.

Тема: Слова с буквосочетаниями ЧУ, ЩУ, ЧА, ЩА.

Цели: Уточнение представлений учащихся о мягких звуках (ч) и (щ) и формирование умения правильного написания слов с сочетаниями ча,ща, чу,щу, жи,ши;

Задачи: развивать речь и расширять знания о значении слов; воспитывать дружеские отношения при работе в группе, бережного отношения к своей жизни; выполнение правил вежливости с кошками и собаками.

Оборудование: карточки по вариантам (углубление), для всех (закрепление и проверка)

I.Организация класса, мотивация .

Запись на доске.

Кто ж * ть умеет по ч * сам

И ценит каждый ч*с,

Того не надо по утрам

Будит* по десят* раз.

(С.Баруздин.)


(Ниже запись- слово «РЕЖ*М» закрыто)

В реж*ме должно быт* место х*рош*м делам.

- Что значит «жить умеет по часам»?

- А что помогает «жить по часам»? (Открываю спрятанное слово «режиме»)

- У меня всегда есть особый режим на уроке – его план и выполнение плана.

- Настал момент вашим хорошим делам: вставьте пропущенные буквы и докажите те из них, которые сможете.

II. Определение цели урока учащимися.

а) Чистописание. Число, слоги: составьте и запишите слоги из 2 букв, в которых гласные звуки на втором месте.

ч Щ щ Ч

а я и ю у е

- Какие открытые слоги составили?

- Что вы заметили? Почему?

- Как выдумаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Какими всегда бывают звуки (ч) и (щ)?

- А какие согласные звуки всегда твёрдые? Какая буква пишется после Ж, Ш - ы, и? Почему?

б) Устно. Назовите «лишнее» слово, докажите.

Чудо, задача, щавель, щука, щека. (Рассматриваются все варианты, предложенные детьми; ударение в слове «щавель»)

в) Вставить пропущенные буквы (коллективно, доказать). Самостоятельно списать, кроме «лишнего» слова. (человек)

Ч*сы, ч*ловек, нач*ло, ворч*н, трещ*ть.

- А теперь среди оставшихся 4 слов подчеркните «лишнее» слово. А среди трёх?

- И так, с какими сочетаниями букв поработали?

- Как вы считаете, какую цель мы поставим на уроке?

- А кто из вас, самых внимательных уже увидел гласные, которые необходимо писать после букв Ч и Щ?

III.Формирования навыка написания слов с буквосочетаниями (ча, ща, чу, щу)

Групповая и индивидуальная работа с коллективной проверкой и без неё.

а) 1-ый ряд. Индивидуальная работа по карточкам.

1-в

Вставь пропущенные буквы, поставь ударение.

Ч * ШКА, ОБЕЩ *Т Ь, Ч * СОВОЙ, Ч* ДО, Ч *СТЬ, КРИЧ*, ПОСЕЩ *- ЛИ.

2-в.

Вставь пропущенные буквы, поставь ударение.

ПУШ *СТЫЙ, Ч *ЖОЙ, ЗАДАЧ *, Ч *ЧЕЛО, НАЧ *ЛО, Ч *ЙНИК, УЖ *Н.

б) 2-ой ряд. Игра «Редактор».

После самостоятельного выполнения проверка в паре (зелёной пастой)

1-в.Исправь ошибки: Чюжой, ежи, ошыбается, превращю, решыл, трещать.

2-в. Исправь ошибки: Печять, случайный, угощяю, чюдо, щука, в чящю.

в) 3-ий ряд. Самостоятельная работа. Упр. 169, 1.

После выполнения, обмен тетрадями в парах и взаимопроверка.

Коллективная проверка. Объяснение значений непонятных слов, возможно: «чуткий, чудесный, чувствовать, прищуриться, чулан».

Вывод по всем выполненным заданиям: Какие орфограммы встретились? Как надо их писать? (Сбор карточек)

IV.Разучивание физминутки.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

V.Применение знаний в новых условиях.

Самостоятельная работа с текстом на отдельных карточках.

«Правила вежливости с кошками и собаками»

- Прочитайте самостоятельно свой текст и подчеркните слова с сочетаниями, о правописании которых мы говорим сегодня на уроке: ЖИ-ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ-ЩУ.

(Карточки собираются, проверяются и затем на уроке ОБЖ возвращаются детям, чтобы запомнить все правила вежливого обращения с животными)

- Какие из правил вежливости вы запомнили уже сейчас? Почему?

VI. Д.з.: Написать рассказ «Встреча с животным» по своему опыту или опыту родителей.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия ребят.

- В режиме должно быть место хорошим делам. Какие хорошие дела мы сделали на уроке? Что было вам особенно интересным? Чему научились на уроке? (Надо всегда соблюдать режим дня или план работы. Например, на уроке, или в игре). Дружно, все вместе трудились. Интересно было оценивать свои работы и работы друзей. Мне понравились нужные нам правила вежливости с животными. И ещё игра «Редактор». Я всегда люблю искать «лишнее» слово. Новая минутка отдыха, но её надо доучить. А я научился писать жи -ши ча-щу.

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ С КОШКАМИ И СОБАКАМИ.

  • Не навязывайся ж*вотному в друзья, если оно друж*ть не хочет, а рычит или ш*пит.

  • Запомни, бродяч*я собака почти никогда не нападает первой. Значит, виноват бывает ч*сто сам человек.

  • Если домашний пёс защищ*ет двор, то он может напасть и на человека.

  • А если в подъезде тебе навстреч* идёт человек с собакой, лучше остановись и пропусти их.

  • При укусе ж*вотным всегда надо обращ*ться к врач*!

  • Надо спросить взрослых о разных случ*ях, изуч*емых нами на уроках ОБЖ.

  • Ч*жой личный опыт - хорош*й учитель.

(Подчеркни слова с сочетаниями: жи-ши, ча-ща, чу- щу.)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс урок русского языка во 2 классе "Слова с буквосочетаниями ча, ща, чу, щу"

Автор: Копаева Татьяна Ивановна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 193704

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства