Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 4 классе по теме: «Разделительный мягкий знак»»
Урок русского языка
4 классе по теме: «Разделительный мягкий знак».
Цель урока: совершенствовать навык правописания слов с разделительным мягким знаком.
Образовательные задачи:
-научить детей правильному произношению слов и слогов разделительным мягким знаком;
-формировать у учащихся фонематическое восприятие на слоги и слова с разделительным мягким знаком;
-сформировать у учащихся устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным мягким знаком.
Развивающие задачи:
-развивать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие;
-развивать связную устную и письменную речь;
-корригировать и развивать личностные качества учащихся.
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес и любовь к русскому языку;
-воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Учебник А. К. Аксёновой, Н.Г. Галунчиковой «Русский язык». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. М.; «Просвещение» 2002.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: карточки с буквами и словами, мультимедийная установка
Ход урока.
1. Орг. момент. Психологический настрой.
В природе есть солнце. Оно светит, всех нас любит и греет. Так пусть каждый лучик заглянет в наш класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, активности и уверенности в знаниях.
1.1. Работа над скороговоркой: Поля поле пашет, Коля колья колет.
2. Словарно-орфографическая работа. Упражнение на развитие зрительного восприятия.
а)На доске записаны 3 словарных слова. Ученики смотрят на них 15 секунд. Затем учитель стирает записанные слова, дети пишут их по памяти.
Назовите слова с ь знаком. Произнесите последний звук в каждом из этих слов. Как он произносится? Как мы на письме показали мягкость этих согласных? Составим схему.
Физкультминутка.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать
Руки поднимать
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать:
Сначала буду маленьким
К коленочкам прижмусь.
Потом я выросту большим,
До лампы дотянусь.
4. Введение в тему урока.
Мы сегодня на уроке продолжим работать с ь знаком. Тему урока вы узнаете и назовёте сами, когда выполните упражнения, приготовленные мною.
а) Первое задание: минутка чистописания. Так как будем работать с ь знаком, то вспомним написание самого мягкого знака и его соединение с другими буквами.
ьи ье ьё ью ья.
лью чьи рья вью льё.
Возьмите карандаш и подчеркните лучшее на ваш взгляд написание. Вот так же старайтесь всегда писать.
б) Мы уже сказали, что мягкий знак показывает мягкость согласных на письме. Это первая его работа. Но в русском языке он выполняет ещё одну работу. Сейчас вы узнаете какую. Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.
Послушайте сказку. Как-то на слоговой полянке гуляли парами согласные и гласные буквы. Они были очень дружны и пели свои песенки. А мягкий знак петь не мог. Почему? Но ему тоже хотелось подружиться с весёлыми согласными и гласными. Он вежливо представился и предложил дружить. Согласные и гласные взяли его за руки. Встал мягкий знак с парой ля и получилось лья
ви-вьи
не-нье
лё-льё
рю-рью.
Произнесите слоги в левом столбике. Согласный в слоге твёрдый или мягкий? Как обозначена мягкость на письме? Слитно или раздельно произносится согласный с гласным?
Произнесите слоги в правом столбике. Согласный твёрдый или мягкий? Как обозначена мягкость согласного на письме? Слитно или раздельно произносится согласный с гласным? Как нам на письме показать раздельное произношение согласного с гласным? Итак, какую же работу выполняет мягкий знак? Правильно, такой мягкий знак называется разделительный. Какие слоги произносить легче? Какие труднее? При произношении слогов с разделительным мягким знаком губы растягиваются в улыбочку. Когда произносим слоги ля, ви, не, тё, дю, идёт прямая дорожка. В тетради рисуем прямую дорожку. Когда произносим слоги лья, вьи, тьё, нье, дью, то на пути встречаются горки. В тетради нарисуем волнистую дорожку. Рукой имитируем движение.
в)Уточнение правила. Понаблюдаем, перед какими гласными пишется мягкий знак. Подпишите картинки, которые будут появляться на экране. ( картинка листьев, белья,платья, вьюги, ручья). Дети анализируют и записывают слова. На доске схема к словам. Перед какими гласным буквами пишется мягкий знак?
- Задание на закрепление правила. На экране слоги: тья, бью, льн, лью, ньк, рьк, вья, онь, едь, вьи, онь, едь, вьи, жьё. Прочитайте, Запишите только слоги с разделительным мягким знаком.
г) Упражнение на развитие слухового восприятия. Поиграем в игру « Внимательные ушки».
Я читаю слова. Если услышите, что в слове есть мягкий знак, то поднимите карточку с мягки знаком.
Прочитай пары слов. Объясни их значение. Прочитай выделенные слоги парами. Как показано на письме, что согласный и гласный произносятся раздельно?
е)Работа по учебнику. Страница 27, упр.2.
ё)Поиграем в игру: « Четвёртый лишний». Слайд.
- в слогах: не-не-нье-не.
- в словах: Ульяна, Татьяна, Марина, Наталья.
ж) Графический диктант. Пишем только слоги с разделительным мягким знаком.
- в словах: листья, бельё.
- в словосочетаниях: птичьи перья.
- в предложениях: Дедушка приехал ночью.
з)Подберите к словам на доске нужные слова. Эти слова вы найдёте в классе, если внимательно поищете.
лисья-логово
медвежья-нора
заячьи-рога
волчье-берлога
оленьи-следы.
ж) Составьте предложения со словами (олени и оленьи). Запишите предложение со словом оленьи.
5. Оценки.
6. Домашнее задание.
7. Итоги.
Какую тему изучаем? Как показать на письме раздельное произношение мягкого согласного и гласного? После каких букв пишется мягкий знак? Перед какими буквами?.
8. Рефлексия. Сейчас мы узнаем ваше настроение. Если на уроке вам было хорошо и комфортно у вас хорошее настроение, то к солнышку прикрепите солнечный лучик. А если кому-то взгрустнулось, то к тучке прикрепите капельку дождя.