Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 4 класс»
Урок русского языка
Класс 4 «А»
Учитель Камалова Надежда Николаевна
Тема: учимся различать глаголы на –тся и ться.
Цель: познакомить учащихся о способах действия при выборе правильного написания –тся и –ться.
Задачи: формировать способ действия при выборе написания -тся и ться, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;
Развивать умение высказываться, сопоставлять, анализировать; развивать орфографическую зоркость, умения работать по алгоритму, в паре, группе, развивать внимание, память;
Воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям; воспитывать активность, усидчивость, навыкам осознанного подчинения определённым правилам и требованиям.
Ход урока:
Активизация мыслительной деятельности:
- Сегодня на уроке мы будем учиться различать глаголы на -тся и –ться.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороват . ся
-Доброе утро – улыбчивым лицам.
И каждый становит . ся добрым, доверчивым.
Доброе утро продлит. ся до вечера! (слайд 2)
- По данному приветствию определите цель урока
(научится различать –тся и –ться в глаголах)
Минутка чистописания / Индивидуальная работа по теории.
- Что мы знаем о глаголе.
- Запишите число, классная работа, соединения -тся и –ться.
Проверка индивидуальной работы по теории:
(1. Глагол: часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делает?, что сделает?... в предложении обычно бываетсказуемым
2. Глагол изменяется по лицам, по времени, по числам (в ед.ч., лицам в ед.ч.)в прошедшем времени по родам и числам.
3. Неопределённая форма глагола: начальная форма глагола, не имеет ни времени, ни числа, ни лица , ни рода; отвечает на вопросы: что делать, что сделать).
4. на доске: Запиши глаголы в 3 лице:
Гусь (что делает?) _____________ (щиплется)
Птицы (что делают?)_____________(прячутся)
3. Работа над новым материалом:
- Как же разрешить нашу проблему?
1. - Как выдумаете, где нужно писать - ь, а где его писать не нужно?
- Что поможет определить написание -ь ?
- К какой форме относится глагол?
(вопрос что делать? Что сделать? неопределённая форма пишется Ь
Вопрос что делает? Что делают? глагол 3 лицане пишется Ь)
Вывод: у глаголов в неопределённой форме пишется Ь
у глаголов 3 лицане пишется Ь.
- В левый столбик запишите слова с пропущенными буквами, а в правый – вопросы и форму глагола.
здороват . ся - что делать ? здороваться - неопр. форма глагола
становит ся – что делает? становится – глагол 3 лица
продлит. ся - что делает? продлится - глагол 3 лица
Прежде чем глагол писать,
Не забудь вопрос задать,
Если мягкий знак в вопросе –
То в глагол его внеси!
Работа по учебнику: стр. 114 – правило.
- Сравните свой вывод с выводом в учебнике.
- Предлагается памятка, которая нам будет помогать.
делать?
ч то Ь ться н. ф.
сделать?
делает?
ч то сделает? Ь тся 3 л.
делают?
сделают?
4. Первичное закрепление: (фронтальная работа на доске)
1) Стр. 114 упр. 358. – Найди глаголы:
Что может, ребята,
Присниться моржу?
Никто вам не скажет,
А я расскажу.
Снятся моржу хорошие сны.
Африка снится,
Львы и слоны.
Но и не пробуй к нему прикоснуться,
Потому что он может проснуться.
- Найдите глаголы, которые относятся к теме нашего урока:
- Распределите глаголы в 2 столбика: слова, где пишется ь и слова, где пишется ь не пишется.
Что сделать? Что делает?
приснитьсяснятся
прикоснуться снится
проснуться
Вывод: у глаголов в неопределённой форме пишется Ь
у глаголов 3 лицане пишется Ь.
памятка
2) стр. 115, упр 360. – (работа в паре)
- О каком времени года говорится в загадке? (опережающее задание)
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (зима)
- Прочитайте задание:
Прочитай текст.
На какие вопросы отвечают выделенные глаголы?
Вставь пропущенные буквы.
Объясни написание глаголов –тся и - ться, пользуясь памяткой.
Зима.
Зима. Дни становятся все короче и холоднее. Солнышко все реже стало задерживатьсяна небе. Деревья стоят, покрытые снеговыми шапками. Река покрылась толстым слоем льда. В лесу заснули звери. Повсюду тишина, не слышатся звонкие трели птиц.
- Запишите предложения, в которых есть глаголы с написанием
-тся и –ться.
Вывод: у глаголов в неопределённой форме пишется Ь
у глаголов 3 лицане пишется Ь.
5. Работа в группе
- Вы обращали внимание, что рябины в школьном дворе, да и в городе стоят без ягод, а под деревьями поклеванные плоды….
- Послушайте текст:
Нашествие дроздов
В Усть-Каменогорске в этом году часто стали встречаться непривычные птицы – чернозобые дрозды. Это подтверждается учёным-орнитологом, краеведом Борисом Щербаковым. Где-то в таёжных лесах не густо с ягодами, вот и прилетели кормиться в город. Они едят мелкие яблоки-дички, калину, рябину. Налетели и дрозды- рябинники, штук пятьсот. За два – три дня они весь город «очистили», съели ягоды, теперь разлетаются в поисках корма. Встречаются они и на берегу Иртыша.
Выполни задания:
1 уровень:
Пользуясь памяткой, выпиши глаголы неопределённой формы по образцу:
- Выполнив 1-й уровень, дайте на проверку консультанту, если правильно выполнил - приступай ко 2 -у уровню, потом – на проверку, затем выполняй 3 уровень.
6. Домашнее задание:
стр 115, упр 359. 3 уровень – 3 предложения выписать словосочетания.
7. Итог урока:
- Итак, чему мы учились на уроке?
- Достигли мы цели урока?
- Чему учились на уроке?
- Поместите свой смайлик, если вам понравился урок.
Нашествие дроздов
В Усть-Каменогорске в этом году часто стали встречаться непривычные птицы – чернозобые дрозды. Это подтверждается учёным-орнитологом, краеведом Борисом Щербаковым. Где-то в таёжных лесах не густо с ягодами, вот и прилетели кормиться в город. Они едят мелкие яблоки-дички, калину, рябину. Налетели и дрозды- рябинники, штук пятьсот. За два – три дня они весь город «очистили», съели ягоды, теперь разлетаются в поисках корма. Встречаются они и на берегу Иртыша.
Выполни задания:
1 уровень:
Пользуясь памяткой, выпиши глаголы неопределённой формы по образцу: