Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 3 класс»
Конспект открытого урока по русскому языку
3 класс
Тема урока: Имя существительное. Дательный падеж имен существительных.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.
Задачи:
Образовательная:создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научитьсяраспознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.
Развивающая:создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, стремление прийти на помощь товарищу.
Формирование УУД:
1. Коммуникативные УУД:
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.
2. Познавательные УУД:
- формулирование познавательной цели;
- доказательство;
- синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- построение логической цепи рассуждений;
- структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
- рефлексия способов действия;
- навык самоконтроля;
- анализ объектов с целью распределения по признакам.
3. Личностные УУД:
- самоопределение;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
4.Регулятивные УУД:
- целеполагание(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);
- формирование самоконтроля;
- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит
Методы обучения:практический; словесный; информационный.
усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Формы организации познавательной деятельности:индивидуальная, парная, коллективная.
Оборудование урока:- мультимедийный проектор, презентация к уроку;
- карточки с заданием;
- сигнальная карточка «Дательный падеж»;
- девиз письма;
- карточки для рефлексии.
Оборудование:таблица «Падежи»; учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 3 класс», индивидуальные карточки, простой карандаш, линейка, записи на доске.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
- Ребята, поприветствуйте наших гостей. Улыбнитесь своему соседу! Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня поработаем отлично.
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки, Не хотят играть ребята в прятки, И недосуг дуть на корабль бумажный – Сегодня в классе урок уж больно важный!
- Хочу напомнить наш девиз письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.
-Чтобы буквы ложились на строку красиво мы сделаем пальчиковую гимнастику.
- Запишите число, классная работа.
II.Актуализация знаний
1.Орфографическая минутка
2. Повторение ранее изученного материала об имени существительном
III.Постановка учебной задачи
- Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в словах
- Скажите,а над каким признаком имени существительного вы работали на прошлом уроке?
- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
- С какими падежами вы знакомились на прошлых уроках?
- Что вы знаете об именительном падеже?
- Что вы знаете о родительном падеже?
(Записываем предложения на доске и в тетради с проговариванием орфограмм)
Знайте, не бывает лодк... без рек..., Праз...ника – без песн..., хлеба – без мук..., Дождика без туч...ки, розы без ш...пов, Сказок – без нач...ла, леса – без грибо....
– Что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные, предлоги, родительный падеж)
- Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже. (без чего? без лодки и т.д.) Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги.) Какой ещё можно задать вопрос: кого? А к некоторым словам вопрос: чего? (Одушевленные, неодушевленные имена существительные).С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (У, около, от, без, из, до, для, вокруг, после, с.) Сколько всего предлогов? (10)
- Какой падеж мы изучали на прошлом уроке? (Родительный падеж.)
- Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж.) Почему так думаете? (После родительного падежа идет дательный падеж.)
Вспомним, что мы знаем уже о дательном падеже.
(Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?)
- Что хотим узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.)
- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.)
- Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.
IV.Открытие новых знаний
- Сегодня мы продолжим знакомство с падежами и выступим в роли исследователей .
- Прочитайте девиз исследователя.
Чтобы видеть все вокруг,
Надо быть внимательным.
Окружающий нас мир
Очень привлекательный.
Тыберезкеулыбнись,
Солнышкуобрадуйся,
Рукудругупротяни -
Вот и замечательно!
- Во втором четверостишие найдите имена существительные и сравните их с существительными, которые вы записали. Что заметили?
- Разберем словосочетания и определим падеж имен существительных.
- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.)
- Что обозначает словосочетание «обрадовался солнцу»?
- Какое вспомогательное слово у дательного падежа?
Выполним упражнение 83 на странице 46.
- Прочитайте задание.
1. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.
2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит.
3. По улицам слона водили, как видно напоказ.
4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она.
- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована?
- Чему учит нас эта басня?
-Выберите задание, которое мы выполним в первую очередь.
-Выполните эту работу самостоятельно простым карандашом.
- Объясните, какие буквы вставили и почему?
- Что еще нужно выполнить в упражнении? Прочитайте задание.
- Что нам поможет определить дательный падеж?
- Выполним это задание самостоятельно.
- Проверим, какие словосочетания вы выписали.
V. Первичное закрепление
На какие вопросы отвечает имя существительное в дательном падеже?
- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже?
- Прочитайте стихотворение о дательном падеже.
- Какое еще название дательному падежу предлагает автор стихотворения?
Если б я названия Падежам давал, Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал! А ещё как размечтаюсь, Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу. А ещё КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону! К паровозу тороплюсь, По земле лечу, несусь! Всем подарки развезу я, И тогда домой вернусь.
- Как называют человека, который дарит другим что-то, при этом ничего не просит взамен? (щедрым).
- Поработайте в парах: найдите имена существительные в дательном падеже продолжите стихотворение: подберите и запишите другие имена существительные в дательном падеже.
Работа в учебнике. Чтение правила с.47.
Физкультминутка.
2. Я называюсь дательным.
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.
Наклоните голову к правому плечу.
Наклоните голову к левому плечу.
Повернитесь к соседу справа, к соседу слева.
Повернитесь к учителю.
Погладьте себя по голове.
Улыбнитесь одноклассникам, учителю.
- В каком падеже стоят имена существительные, которые вы назвали?
- Почему так решили?
VI. Включение знаний в систему
Выполним упражнение 83 на странице 46.
- Прочитайте задание.
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. («Ворона и Лисица») 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. («Ворона и Лисица») 3. По улицам слона водили, как видно напоказ. («Слон и Моська») 4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она. («Стрекоза и Муравей»)
- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? («Стрекоза и Муравей»)
-Выберите задание, которое мы выполним в первую очередь. (Спишите, вставьте пропущенные буквы.)
-Эту работу вы будете выполнять самостоятельно. (Подчеркивать орфограммы.)
- Объясните, какие буквы вставили и почему? (Ворона – словарное слово; кусочек – кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву «е», суффикс – ек и т.д.)
- Прочитайте задание к упражнению.
- Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.)
Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.)
VII. Итог урока
- Что узнали об именах существительных в дательном падеже?