Урок русского языка в 3 классе
Учитель: Меньшенина Елена Петровна
МКОУ Белоусовская ООШ
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
-развитие внимания, мышления , зрительной памяти учащихся.
б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах, группах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу;
3. Личностные:
- формирование умения адекватно оценивать свою работу;
- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Ход урока.
Настроение «Солнышко»
Психологическая установка.
«Солнечный зайчик»
- Закройте глаза, вытяните руку, представьте, что у вас в ладошках солнечный зайчик (Учитель раскладывает детям в ладошки смайлик)
- Отройте глаза, улыбнитесь ему и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте однокласснику удачи.
- Что вы ждёте от сегодняшнего урока?
3. Чистописание.
- Мы сегодня с вами будем исследователями, открывателями, а для этого требуется выполнение определённых инструкций. Слушаем внимательно и выполняем то, о чём я буду говорить.
-Тетрадь наклонно положу,
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу,
С чистотою я дружу,
На « отлично» напишу.
(Учитель выделяет звук [ж ])
-Кто догадался, какую букву мы будем сегодня прописывать?
(Показ учителя на доске)
-Подчеркните самые красивые буквы.
-Какой звук обозначается буквой «ж»?
-Дайте характеристику этому звуку (Согласный, звонкий парный, пара [ш ], твёрдый непарный, шипящий)
-Назовите ещё шипящие звуки ([ш ],[ч ],[щ ])
Слайд [ж,ш,ч,щ ]
Орфографическая минутка.
Разноуровневые задания:
- На «4» Вставить пропущенные буквы, обозначить, в какой части они пропущены.
- На «5» » Вставить пропущенные буквы, обозначить, в какой части они пропущены.
Назвать орфограмму, вспомнить правило.
Прогнозирование успеха.
Слайд П…дводный, л…сной, замоч.к, зу.ки.
Проверка
Слайд
-Кто выполнял первый уровень? (Ученик читает слова, называет в какой части пропущена буква.
-Кто выполнял второй уровень? (Ученик называет орфограмму и правило)
-У кого знаки совпали?
-У кого ?!
- У кого !?
-Проанализируйте, в чём причина ваших ошибок.
-Оцените свою работу в листе «Успеха».
5.Актуализация знаний (повторение изученного)
Слайд (Ручьи, пень, беленький, семья ,коньки, речь)
- Какое слово лишнее? (беленький)
- Почему?
-Что называется именем существительным?
-Назовите грамматические признаки имени существительного.(Бывают собственными, или нарицательными; одушевлёнными, или неодушевлёнными; имеют род, изменяются по числам)
-Запишите слова по группам.
Слайд (без слова беленький)
Проверка
-На какие группы вы разделили имена существительные?(Возможные варианты ответов:
Ь – показатель мягкости;
- разделительный мягкий знак.
(Если уч-ся слово речь выпишут в первый столбик, или возникнет спор, то учитель предложит произнести слова, закрыв мягкий знак).
- Нужно ли было смягчать [ч ]?
Постановка проблемы.
- Тогда, какую работу выполняет в этом слове ь?
-Значит, какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Узнать какую ещё работу в словах выполняет ь)
6. Наблюдение над словами
-Отгадайте слово (Отгадки появляются на слайде в виде картинок)
Слайд
- Из молотых зёрен этого злака выпекают чёрный хлеб (рожь)
- Ходит вдоль каравая, его разрезая( нож)
- Зимой дрова ест, а ночью спит (печь)
- Он лечит людей (врач)
-Маленькое серое животное с длинным хвостиком (мышь)
- Домик, сделанный из веток и соломы (шалаш)
-Синоним слова поддержка (помощь)
- Непромокаемое пальто (плащ)
-Что общего у этих слов?(Это имена существительные)
-Ещё раз назовём слова и послушаем как они произносятся.
- Что общего в произношении этих слов? (Слышится шипящая на конце)
- А теперь сравните написание этих слов.
Слайд
рожь печь мышь помощь
нож врач шалаш плащ
- Что вы заметили? ( У одних слов на конце пишется ь, а у других нет)
- Почему так?
7.Постановка проблемы
- Значит, что мы должны ещё сегодня узнать?(Почему у одних существительных после шипящих на конце пишется мягкий знак, а у других нет)
8.Тема урока
-Сформулируйте тему урока
Слайд Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих
9. Формулирование вывода. Работа в группах.
- Я предлагаю вам объединиться в группы, обсудить эту проблему и сформулировать вывод.
(Если дети затрудняются, то учитель может им помочь наводящими вопросами.
- Что общего у имен существительных в верхней строчке? (Они все ж.р.)
В нижней? (Они все м.р.)
10. Чтение правила
Учебник с. 31
- Задайте вопрос к правилу.
- Какую ещё работу выполняет ь знак? ( Указывает на род имени существительного)
- Является ли ь на конце имён существительных после шипящих орфограммой?
Чтение правила на с.32.
11.Составление алгоритма
-А сейчас, ребята, составим алгоритм, которым мы будем пользоваться, чтобы не ошибиться при написании мягкого знака у существительных после шипящих.
Слайд. Алгоритм
Услышав шипящий звук на конце слова, узнай какая это часть речи.
Поставь имя существительное в начальную форму.
Определи род имени существительного.
Если это имя существительное ж.р., то «ь» пишется.
Если это имя существительное м.р., то «ь» не пишется.
Не знаешь род имени существительного, обращайся к словарю.
12. Закрепление Работа в парах.
- Запиши слова в два столбика.
Слайд
Товарищ…, вещ…, помощ…, клещ…, доч…, силач…, ноч…, москвич…, сторож…, рож…, чертёж…, молодёж…, шалаш…, мыш…, брош…, малыш…, дич…, кирпич… .
13.Взаимопроверка.
Оцени товарища.
14. Самостоятельная работа. Тест. Слайд
1. Мягкий знак может выполнять:
у) 3 «работы»;
и) 2 «работы»;
о) 1 «работу».
2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного пишется:
м) в корне слова между двумя согласными, или на конце слова;
н) только на конце слова;
к) между согласной и гласной в корне слова.
3. Разделительный мягкий знак пишется:
с) между двумя согласными;
н) между согласной и гласной в корне слова;
т) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными.
4. На конце имён существительного ж.р после шипящих:
и) всегда пишется ь;
ы) не пишется ь.
5. На конце имён существительных м.р. после шипящих:
ц) не пишется ь;
щ) пишется ь.
6. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих указывает:
а) на род имён существительных;
я) на число имён существительных.
15. Проверка
- А теперь прочитайте, что у вас получилось.
Слайд УМНИЦА
16. Д/з
Слайд Выучить правило с. 31
По выбору:
С. 32., №53
Составить 3 предложения, используя имена существительные с шипящими на конце.
17. Выставление оценок.
- Я сейчас вам выставлю оценки, а вы смайликом покажите, согласны со мной или нет.
18. Рефлексия
- Ребята, нужны ли нам знания, которые мы получили сегодня? Зачем?
- За что бы вы себя похвалили?
- Ребят, если вам всё было понятно на уроке, то прикрепите к нашему солнышку длинный лучик. Если было не всё понятно, то – короткий. Если совсем непонятно, то не прикрепляйте лучик.
Настроение
- Ели у кого-то изменилось настроение, то можно поменять значок.