kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка. 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка. 1 класс. "Письмо заглавной буквы Ч".  "Школа России"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 3 кл Мякий знак после шипящих на конце имён существительных»

Урок русского языка в 3 классе

Учитель: Меньшенина Елена Петровна

МКОУ Белоусовская ООШ

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»

Планируемые результаты:

1.     Предметные:

- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

            - совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

2Метапредметные:

         а) познавательные УУД:

-развитие внимания, мышления , зрительной памяти учащихся.

        б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

           в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;

 

3. Личностные:

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.























Ход урока.

  1. Настроение «Солнышко»

  2. Психологическая установка.

«Солнечный зайчик»

- Закройте глаза, вытяните руку, представьте, что у вас в ладошках солнечный зайчик (Учитель раскладывает детям в ладошки смайлик)

- Отройте глаза, улыбнитесь ему и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте однокласснику удачи.

- Что вы ждёте от сегодняшнего урока?

3. Чистописание.

- Мы сегодня с вами будем исследователями, открывателями, а для этого требуется выполнение определённых инструкций. Слушаем внимательно и выполняем то, о чём я буду говорить.

-Тетрадь наклонно положу,

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу,

С чистотою я дружу,

На « отлично» напишу.

(Учитель выделяет звук [ж ])

-Кто догадался, какую букву мы будем сегодня прописывать?

(Показ учителя на доске)

-Подчеркните самые красивые буквы.

-Какой звук обозначается буквой «ж»?

-Дайте характеристику этому звуку (Согласный, звонкий парный, пара [ш ], твёрдый непарный, шипящий)

-Назовите ещё шипящие звуки ([ш ],[ч ],[щ ])

Слайд [ж,ш,ч,щ ]

  1. Орфографическая минутка.

Разноуровневые задания:

- На «4» Вставить пропущенные буквы, обозначить, в какой части они пропущены.

- На «5» » Вставить пропущенные буквы, обозначить, в какой части они пропущены.

Назвать орфограмму, вспомнить правило.

Прогнозирование успеха.

Слайд П…дводный, л…сной, замоч.к, зу.ки.

Проверка

Слайд

-Кто выполнял первый уровень? (Ученик читает слова, называет в какой части пропущена буква.

-Кто выполнял второй уровень? (Ученик называет орфограмму и правило)

-У кого знаки совпали?

-У кого ?!

- У кого !?

-Проанализируйте, в чём причина ваших ошибок.

-Оцените свою работу в листе «Успеха».

5.Актуализация знаний (повторение изученного)

Слайд (Ручьи, пень, беленький, семья ,коньки, речь)

- Какое слово лишнее? (беленький)

- Почему?

-Что называется именем существительным?

-Назовите грамматические признаки имени существительного.(Бывают собственными, или нарицательными; одушевлёнными, или неодушевлёнными; имеют род, изменяются по числам)

-Запишите слова по группам.

Слайд (без слова беленький)

Проверка

-На какие группы вы разделили имена существительные?(Возможные варианты ответов:

Ь – показатель мягкости;

- разделительный мягкий знак.

(Если уч-ся слово речь выпишут в первый столбик, или возникнет спор, то учитель предложит произнести слова, закрыв мягкий знак).

- Нужно ли было смягчать [ч ]?

Постановка проблемы.

- Тогда, какую работу выполняет в этом слове ь?

-Значит, какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Узнать какую ещё работу в словах выполняет ь)

6. Наблюдение над словами

-Отгадайте слово (Отгадки появляются на слайде в виде картинок)

Слайд

- Из молотых зёрен этого злака выпекают чёрный хлеб (рожь)

- Ходит вдоль каравая, его разрезая( нож)

- Зимой дрова ест, а ночью спит (печь)

- Он лечит людей (врач)

-Маленькое серое животное с длинным хвостиком (мышь)

- Домик, сделанный из веток и соломы (шалаш)

-Синоним слова поддержка (помощь)

- Непромокаемое пальто (плащ)

-Что общего у этих слов?(Это имена существительные)

-Ещё раз назовём слова и послушаем как они произносятся.

- Что общего в произношении этих слов? (Слышится шипящая на конце)

- А теперь сравните написание этих слов.

Слайд

рожь печь мышь помощь

нож врач шалаш плащ

- Что вы заметили? ( У одних слов на конце пишется ь, а у других нет)

- Почему так?

7.Постановка проблемы

- Значит, что мы должны ещё сегодня узнать?(Почему у одних существительных после шипящих на конце пишется мягкий знак, а у других нет)

8.Тема урока

-Сформулируйте тему урока

Слайд Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

9. Формулирование вывода. Работа в группах.

- Я предлагаю вам объединиться в группы, обсудить эту проблему и сформулировать вывод.

(Если дети затрудняются, то учитель может им помочь наводящими вопросами.

- Что общего у имен существительных в верхней строчке? (Они все ж.р.)

В нижней? (Они все м.р.)

10. Чтение правила

Учебник с. 31

- Задайте вопрос к правилу.

- Какую ещё работу выполняет ь знак? ( Указывает на род имени существительного)

- Является ли ь на конце имён существительных после шипящих орфограммой?

Чтение правила на с.32.

11.Составление алгоритма

-А сейчас, ребята, составим алгоритм, которым мы будем пользоваться, чтобы не ошибиться при написании мягкого знака у существительных после шипящих.

Слайд. Алгоритм

  1. Услышав шипящий звук на конце слова, узнай какая это часть речи.

  2. Поставь имя существительное в начальную форму.

  3. Определи род имени существительного.

  4. Если это имя существительное ж.р., то «ь» пишется.

  5. Если это имя существительное м.р., то «ь» не пишется.

  6. Не знаешь род имени существительного, обращайся к словарю.

12. Закрепление Работа в парах.

- Запиши слова в два столбика.

Слайд

Товарищ…, вещ…, помощ…, клещ…, доч…, силач…, ноч…, москвич…, сторож…, рож…, чертёж…, молодёж…, шалаш…, мыш…, брош…, малыш…, дич…, кирпич… .

13.Взаимопроверка.

Оцени товарища.

14. Самостоятельная работа. Тест. Слайд

1. Мягкий знак может выполнять:

у) 3 «работы»;

и) 2 «работы»;

о) 1 «работу».

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного пишется:

м) в корне слова между двумя согласными, или на конце слова;

н) только на конце слова;

к) между согласной и гласной в корне слова.

3. Разделительный мягкий знак пишется:

с) между двумя согласными;

н) между согласной и гласной в корне слова;

т) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными.

4. На конце имён существительного ж.р после шипящих:

и) всегда пишется ь;

ы) не пишется ь.

5. На конце имён существительных м.р. после шипящих:

ц) не пишется ь;

щ) пишется ь.

6. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих указывает:

а) на род имён существительных;

я) на число имён существительных.

15. Проверка

- А теперь прочитайте, что у вас получилось.

Слайд УМНИЦА

16. Д/з

Слайд Выучить правило с. 31

По выбору:

С. 32., №53

Составить 3 предложения, используя имена существительные с шипящими на конце.

17. Выставление оценок.

- Я сейчас вам выставлю оценки, а вы смайликом покажите, согласны со мной или нет.

18. Рефлексия

- Ребята, нужны ли нам знания, которые мы получили сегодня? Зачем?

- За что бы вы себя похвалили?

- Ребят, если вам всё было понятно на уроке, то прикрепите к нашему солнышку длинный лучик. Если было не всё понятно, то – короткий. Если совсем непонятно, то не прикрепляйте лучик.

Настроение

- Ели у кого-то изменилось настроение, то можно поменять значок.























Просмотр содержимого презентации
«Русский язык Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных»

  • Урок русского языка в 3 классе
  • Тема : «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»
  • Презентацию составила:
  • Меньшенина Елена Петровна
Пусть весь день у вас будет хорошее настроение!

Пусть весь день

у вас будет

хорошее настроение!

Шипящие согласные звуки [ж, ш, ч, щ ]

Шипящие согласные звуки

[ж, ш, ч, щ ]

Орфографическая минутка П..дводный, л..сной, ключ..к, зу..ки.  - Низкий уровень . Вставить пропущенные буквы. - Средний уровень . Вставить пропущенные буквы, обозначить в какой части слова они пропущены. - Высокий уровень . Вставить пропущенные буквы, обозначить в какой части слова они пропущены. Назвать орфограмму, рассказать правило.

Орфографическая минутка

П..дводный, л..сной, ключ..к, зу..ки.

- Низкий уровень . Вставить пропущенные буквы.

- Средний уровень . Вставить пропущенные буквы, обозначить в какой части слова они пропущены.

- Высокий уровень . Вставить пропущенные буквы, обозначить в какой части слова они пропущены. Назвать орфограмму, рассказать правило.

Проверка П дводный, л сной, ключ к, зу ки.  о е б и

Проверка

П дводный, л сной, ключ к, зу ки.

о

е

б

и

Что общего у этих слов? Ручьи, пень, беленький, семья, коньки, речь.

Что общего у этих слов?

Ручьи, пень, беленький, семья, коньки, речь.

Запиши слова по группам. Ручьи, пень, семья, коньки, речь.

Запиши слова по группам.

Ручьи, пень, семья, коньки, речь.

рожь печь мышь помощь нож врач шалаш плащ

рожь печь мышь помощь

нож врач шалаш плащ

«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Алгоритм  1. Определи часть речи. 2. Определи род имени существительного. 3. Если это имя существительное ж.р., то «ь» пишется. 4. Если это имя существительное м.р., то «ь» не пишется. 5. Не знаешь имени существительного, смотри в словаре.

Алгоритм

1. Определи часть речи.

2. Определи род имени существительного.

3. Если это имя существительное ж.р., то «ь» пишется.

4. Если это имя существительное м.р., то «ь» не пишется.

5. Не знаешь имени существительного, смотри в словаре.

Товарищ.., вещ.., помощ.., клещ.., доч.., силач.., ноч.., москвич.., сторож.., рож.., чертёж.., молодёж.., шалаш.., мыш.., брош.., малыш.., дич.., кирпич.. .

Товарищ.., вещ.., помощ.., клещ.., доч.., силач.., ноч.., москвич.., сторож.., рож.., чертёж.., молодёж.., шалаш.., мыш.., брош.., малыш.., дич.., кирпич.. .

Проверка товарищ вещь клещ помощь силач дочь москвич ночь сторож рожь чертёж молодёжь шалаш мышь малыш брошь кирпич дичь

Проверка

товарищ вещь

клещ помощь

силач дочь

москвич ночь

сторож рожь

чертёж молодёжь

шалаш мышь

малыш брошь

кирпич дичь

Тест Мягкий знак может выполнять:  У ) 3 «работы»; И ) 2 «работы»; 0 ) 1 «работу».

Тест

  • Мягкий знак может выполнять:

У ) 3 «работы»;

И ) 2 «работы»;

0 ) 1 «работу».

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного пишется:  М ) в корне слова между согласными, или на конце слова после согласной; Н ) только на конце слова после согласной; К ) после согласной, пред гласными е,ё, ю,я,и .

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного пишется:

М ) в корне слова между согласными, или на конце слова после согласной;

Н ) только на конце слова после согласной;

К ) после согласной, пред гласными е,ё, ю,я,и .

3 . Разделительный мягкий знак пишется :  С ) между двумя согласными; Н ) после согласной, перед гласными е,ё,ю,я,и; Т ) после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными е,ё,ю,я.

3 . Разделительный мягкий знак пишется :

С ) между двумя согласными;

Н ) после согласной, перед гласными е,ё,ю,я,и;

Т ) после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными е,ё,ю,я.

4. На конце имён существительных ж.р. после шипящих:  И ) пишется «ь»; Ы ) не пишется «ь».

4. На конце имён существительных ж.р. после шипящих:

И ) пишется «ь»;

Ы ) не пишется «ь».

5. На конце имён существительных м.р. после шипящих:  Ц ) не пишется «ь»; Щ ) пишется «ь».

5. На конце имён существительных м.р. после шипящих:

Ц ) не пишется «ь»;

Щ ) пишется «ь».

6. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих указывает:  А ) на род имени существительного; Я ) на число имени существительного.

6. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих указывает:

А ) на род имени существительного;

Я ) на число имени существительного.

Умница

Умница

д/з Выучить правило с. 31. По выбору:

д/з

Выучить правило с. 31.

По выбору:

  • у. с.32, №53;
  • составить 3 предложения, используя имена существительные с шипящими на конце.
Источники: 1.Т.П.Лакоценина «Необычные уроки в начальной школе». В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык» 3 кл 3. https://nsportal.ru/ 4. https://открытыйурок.рф 5. https://yandex.ru/images/search?text

Источники:

1.Т.П.Лакоценина «Необычные уроки в начальной школе».

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий.

Учебник «Русский язык» 3 кл

3. https://nsportal.ru/

4. https://открытыйурок.рф

5. https://yandex.ru/images/search?text


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка. 1 класс

Автор: Меньшенина Елена Петровна

Дата: 10.04.2019

Номер свидетельства: 506721

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методическая разработка урока  русского языка "Чему мы научились за год" "
    ["seo_title"] => string(78) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-chiemu-my-nauchilis-za-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "101715"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402428347"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Конспект урока русского языка, презентация для урока..." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-2"
    ["file_id"] => string(6) "130575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415943910"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка на тему: "Местоимения в тексте" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-miestoimieniia-v-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "191762"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427366003"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок русского языка в 6 классе. Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива."
    ["seo_title"] => string(71) "urokrusskoghoiazykav6klassieinfinitivsuffiksyinfinitivaosnovainfinitiva"
    ["file_id"] => string(6) "262076"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449250352"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка по теме Сложное предложение. 9 класс "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-slozhnoie-priedlozhieniie-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "170850"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423589488"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства