Урок русского языка по теме "Заглавная буква в именах собственных"
Урок русского языка по теме "Заглавная буква в именах собственных"
Урок русского языка во 2 классе. Разработка рекомендована учителям начальных классов, работающих по УМК "Школа России". Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС к современному уроку. Целью урока является формирование умений находить в тексте имена собственные, писать имена собственные с заглавной буквы. Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
В области предметных умений учащиеся научатся:
- на базовом уроне: различать собственные и нарицательные имена существительные;
- на повышенном уровне: научиться понимать и использовать в речи понятие «нарицательное имя существительное».
К данному уроку была создана презентация, на слайдах которой были представлены иллюстрации к сказкам К.И.Чуковского, сопровождаемые отрывками из сказок (данные отрывки приведены в конспекте урока). Формы организации учебного процесса меняются в течение урока: индивидуальная работа,групповая работа, работа в парах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Заглавная буква в именах собственных" »
Автор разработки: Ерохина Наталия Витальевна,
учитель начальных классов
МКОУ Центральная ООШ
Идринского района Красноярского края
Конспект урока русского языка
УМК: Школа России
Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык», в 2-ух частях, Москва: Просвещение, 2011 год
Тема: «Заглавная буква в именах собственных»
Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями
Класс: 2
Цель: Формирование умений находить в тексте имена собственные, писать имена собственные с заглавной буквы.
Задачи:
Совершенствовать умения находить в тексте имена собственные,записывать имена собственные с заглавной буквы.
Способствовать развитию орфографической зоркости.
В области предметных умений учащиеся научатся
- на базовом уроне: различать собственные и нарицательные имена существительные;
- на повышенном уровне: научиться понимать и использовать в речи понятие «нарицательное имя существительное».
УУД:
Познавательные: Общеучебные: умения формулировать познавательную цель, анализировать свою работу и работу товарища, оценивать результат работы. Логические: выбор оснований для написания слова с заглавной (строчной) буквы.
Коммуникативные:умение вступать в диалог, сотрудничать с учителем и другими учениками; умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с задачами коммуникации; решать учебные проблемы, возникающие в ходе совместной работы.
Регулятивные: умение осознавать и различать то, что уже усвоено, с тем, что еще предстоит узнать; умение сравнивать собственный результат учебной деятельности с образцом, эталоном.
Оборудование:
Учебник, тетрадь, письменные принадлежности.
Карточки на каждого ученика.
Компьютер, проектор, экран.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель.
- Здравствуйте, ребята! Приготовьтесь, пожалуйста, к работе. Проверьте посадку, положение тетради. Запишите в тетради число, слова «классная работа». При письме обратите внимание на высоту, ширину букв, правильность соединений букв, следите за наклоном.
- Сравните, пожалуйста, написанное в тетради с образцом записи на доске.
Актуализация опорных знаний.
Учитель:
- Совсем недавно вы читали сказки К.И. Чуковского. Из каких сказок эти строки?
Нам акула Каракула
Нипочём, нипочём,
Мы акулу Каракулу
Кирпичом, кирпичом,
Мы акулу Каракулу
Кулаком, кулаком!
Мы акулу Каракулу
Каблуком, каблуком!
А сороки-
Белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
"Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!"
Звери задрожали,
В обморок упали.
Волки от испуга
Скушали друг друга.
Бедный крокодил
Жабу проглотил.
А слониха, вся дрожа,
Так и села на ежа.
Учитель:
-А сейчас мы будем находить имена собственные в текстах сказок Чуковского.
ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ, КОЛЛЕКТИВНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ.
Постановка цели урока
Имена существительные собственные и нарицательные.
- Догадались, чему будем учиться сегодня на уроке?
Варианты ответов детей.
- Сегодня на уроке мы будем учиться правильно писать имена собственные..
4. Первичная проверка понимания.
Учитель:
- Сначала выясним, что обозначает слово собственное? Ваши варианты.
Варианты ответов учащихся:
- Собственное – это значит, находится в собственности.
- А я думаю, что это слово обозначает – моё. Например, моя рука, моя нога.
Учитель:
- У каждого человека есть собственные имена существительные. Как вы думаете какие?
Варианты ответов учащихся:
- Я считаю, что это имя, фамилия и отчество.
Учитель:
- А для чего человеку нужны имя, фамилия, отчество?
Варианты ответов учащихся:
- Я думаю, чтобы люди друг друга не путали.
- Мне кажется, чтобы было различие между людьми.
Учитель:
- Какие ещё собственные имена собственные вы знаете?
Варианты ответов учащихся:
- Клички животных – это собственные имена существительные.
- Названия городов, рек, улиц, деревень, сёл и т.д.
Учитель:
- Как пишутся собственные имена существительные?
Варианты ответов учащихся:
- Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.
Применение новых знаний.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
А) На доске записаны предложения:
а) Игорь (Л, л)исицын сегодня дежурный.
Собаки чуть не оторвали (Л, л)исицын хвост.
б) В вазе красивые (Р, р)озы.
Иван попросил карандаш у (Р, р)озы.
в) Москва находится недалеко от (О,о)рла.
Ребята увидели (О,о)рла в зоопарке.
Учитель:
- Прочитайте предложения, которые написаны на доске. Предположите, какое задание будете самостоятельно выполнять.
Варианты ответов учащихся:
- Нужно будет отличить собственные имена от нарицательных..
Учитель:
- Тот, кто выполнит задание первым, покажет на доске свой вариант ответа.
(Самостоятельная работа)
Учитель:
Б) РАБОТА В ПАРАХ
- Следующее задание вам нужно будет выполнить вместе, посовещавшись, потому что оно сложное. Нужно будет найти в тексте ошибки.
Каждое лето семья Гущиных уезжает на дачу. Дача находится около села берёзовка. Неподалёку протекает речушка вертушинка. часто к Гущиным приезжают отдыхать родственники из москвы, дядя Петя и тётя оля. Хорошо отдыхать летом на даче!
ВЗАИМОПРОВЕРКА ГРУПП, ОБСУЖДЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ.
В) ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Учитель:
- А сейчас каждый будет подбирать имена собственные, будем учиться превращать имена в фамилии.
Запиши подходящие по смыслу имена собственные.
Писатель ______________________________________,
космонавт _____________________________________,
учитель _______________________________________,
мой друг ______________________________________,
город ______________________,
река ________________________,
страна ______________________,
телёнок _____________________,
пёс ___________________.
Образуй фамилии от имён:
Иван – Иванов, Григорий – Григорьев,
Степан - ________________
Пётр - __________________
Дмитрий - ___________________
Алексей - ___________________
Трофим - ___________________.
Итог урока
Учитель:
- Все ли получилось на уроке? Почему не все? Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?
Варианты ответов учащихся:
- Мы должны уметь правильно записывать свои имя, отчество, фамилию.
- На уроке окружающего мира мы часто записываем географические названия, их необходимо писать с большой буквы.