|    1. Нахождение прямой речи и слов автора.   а) Наблюдение по учебнику (упр. 83).   – Кто автор этих стихотворных отрывков?   – Определите по рисункам на пазлах, из каких сказок здесь строки.   – Прочитайте первый отрывок. Кому принадлежат выделенные слова? Откуда это известно? (Затем дети читают остальные отрывки и отвечают на эти же вопросы.)   б) Чтение определения. Оно записано на доске.   Прямая речь – это передача чужой речи дословно, без изменения.   – Прочитайте в предложениях только прямую речь.   – Почему эта речь получила такое название?   – Что ещё есть в предложениях с прямой речью? (Часть, в которой назван тот, кто говорит, автор этой прямой речи.)   Учитель сообщает, что такие слова называются словами автора.   – Сделайте общий вывод: из чего состоят предложения с прямой речью? (Из слов автора и прямой речи.)   в) Работа над определением.   – Прочитайте определение в рамке (с. 84).   – Назовите ключевые слова.   – Какие сокращения вводятся для них? [Буквы А (слова автора) и П (прямая речь).]   2. Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.   а) – Понаблюдаем, как оформляются на письме предложения с прямой речью.   – Как выделена прямая речь в отрывках из упр. 83? (Жирный шрифт, кавычки.)   – Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки?   (Чтобы легко было узнать говорящего, определить границы прямой речи.)   – Какой ещё знак «сигнализирует», предупреждает: дальше будет прямая речь? (Двоеточие.)   б) Сравните свой вывод с авторским (в рамке в учебнике на с. 85).   Выписать схемы на доску.   – О чём ещё, не отмеченном вами, здесь говорится? (О знаках в конце прямой речи.)   – Как вы думаете, от чего зависит выбор знака – точка, вопросительный, восклицательный, многоточие? (От содержания прямой речи, цели высказывания, интонации.)   – Обратите внимание! Где стоят эти знаки? Все ли занимают одинаковое положение? (Нет, точка стоит после последних кавычек, а все остальные знаки перед кавычками.)   Физминутка.   |