1.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Умение работать в паре.
Оборудование:
Карточки с заданием, опорные слова алгоритма, листы продвижения, маршрутная карта с указанием островов
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять
Чтобы грамотно писать.
Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их.
-Ребята, я знаю такой ключ, который открывает все «замки» в душах людей. Это улыбка!
Повернитесь лицом друг к другу, к нашим гостям и подарите свою улыбку.
– Предлагаю сегодня на уроке работать под девизом: «Знание собирается по каплям». – Как понимаете? (Знания за один день невозможно получить, их нужно копить постепенно, может даже всю жизнь).
- Что ждете от сегодняшнего урока?
- Чему хотите научиться?
- Что необходимо нам для успешной работы на уроке?
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться ,
Только тот, кто много знает-
В жизни что-то достигает!
- Сегодня у нас не вполне обычный урок.
Мы совершим очередное путешествие по необъятному океану Русского языка.
А для чего нам необходимо изучать русский язык?
(Нам необходимо знать наш родной язык, чтобы правильно красиво говорить, грамотно писать.)
- Наш лайнер ждёт нас. Вы приобрели билетики – это карточки с заданиями.
II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи
- Какую орфограмму мы повторили?
- Какое правило нам необходимо знать, чтобы правильно вставить пропущенную букву? (Правило про безударную гласную в корне слова)
Проверка работы на карточке.
- Мы отправляемся на 1 остров Чистописания.
Давайте найдем лишнее слово (водяная – И.п.прил. ж.р.) все остальные прилагательные м.р. На минутке чистописания мы будем писать упражнения с буквами, которые находятся в окончании этих слов.
ойыйий
оеее
- Сформулируйте тему урока. (Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе)
- Какие задачи мы поставим на сегодняшний урок?
1. повторить всё что мы знаем об имени прилагательном,
2. продолжать учиться определять падеж им. прил.,
3. учиться писать безударные падежные окончания им. прил.
4.будем воспитывать аккуратность и самостоятельность.
3.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Следующий остров в нашем путешествии 2остров Теоретиков.
- Игра «Задавай-ка!»
Я задаю вопросы по изучаемой теме.
1. Что такое имя прилагательное?
2. Для чего нужны прилагательные?
3. С какой частью речи связано имя прилагательное?
4. Какая связь? (согласование в роде, числе и падеже).
5. Каким членом в предложении бывает имя прилагательное?
- А ещё здесь на острове Теоретиков зарыт клад.
Он, конечно, тоже теоретический.
Тест: выбери правильный ответ.
1.Имя прилагательное – часть речи, которая:
а) обозначает признак предмета, но как предмет;
б) обозначает признак предмета;
в) обозначает действие или состояние;
2. Указать имена прилагательные:
а) бледнеть;
б) бледноватый;
в) бледнота;
3. У прилагательного нет следующего признака:
а) времени;
б) числа;
в) рода;
4. Указать имена прилагательные с окончанием –ая:
а) дальн… дорога
б) осенн… грязь
в) лучш… ученица
5. Укажите, в каких словах пишется окончание –ий:
а) у син… реки
б) свеж… карп
в) свеж… зеленью
6. Укажите, в каких словах пишется окончание –ей:
а) зимн… сон
б) зимн… погодой
в) вечерн… звон
Проверь себя: Б, Б, А, В, В, Б. если нет ошибок – 5, если 1 ошибка – 4, если 2-3 ошибки – 3, если 4 и более – 2.
4.Включение в систему знаний и повторение.
- Наша следующая остановка 3 остров Безударных окончаний. Выполняем задания в тетради.
Карточка с заданием № 2.
О багрян… заре, от бер…жлив… хозяина, за б…льн… сестрой, от в…твист… дер…ва, перед к…пустн… гря…кой, от кисл… м…л…ка, с заботлив… …тцом.
Задание:
- Вставьте буквы; обозначьте падеж, выделите окончания прилагательных.
- Распределите словосочетания по группам, ориентируясь на род существительных и прилагательных
Вывод: - Как проверить правописание безударного падежного окончания имен прилагательных? (По вопросу.)
Когда есть прилагательное
И нужно обязательно
Узнать про окончание –
Внимание, внимание!
Правил легче нет на свете:
Что в вопросе – то в ответе!
Алгоритм
Найти существительное, к которому относится прилагательное.
Определить падеж и род существительного.
По падежу существительного определить падеж и род прилагательного.
Сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.
- Отправляемся на остров Здоровья. Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой
- Следующая остановка 4 Остров Творчества.
Здесь нам надо выполнить творческое задание сочинительского характера. Надо поставить словосочетания в нужный падеж.
Карточка:
Подсказка:
Морозная зима – И.п. морозная зима
Белое покрывало – Т.п. белым покрывалом
Снежный наряд – П.п. в снежном наряде
Весёлая детвора – Д.п. весёлой детворе
Ледяная горка – Р.п. с ледяной горки
Забавный снеговик – В.п. забавного снеговика
Скользкий лёд – Д.п. по скользкому льду
6. Итог урока. Обобщение, систематизация знаний по теме
Давайте творчески подойдём к вопросу изучения темы: «Правописание безударных окончаний имён существительных в единственном числе»
Задание для выполнения в паре
Составьте вопросы для своих товарищей по теме: «Правописание безударных окончаний имён существительных в единственном числе»
Дети в течение трёх минут обсуждают, записывают вопросы, затем задают их другим парам.
Подведение итога урока. Рефлексия.
Подведем итоги работы на уроке. Оцените свою работу, сделав отметки в листе продвижения по теме.
Учащиеся оценивают свою работу, делают отметки в листе продвижения по теме (рефлексия).
7. Рефлексия.
Лист продвижения по теме
1.
Я активно работал на уроке.
2.
Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся.
3.
Я знаю, что такое имя прилагательное.
4.
Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных.
5.
Я научился писать прилагательные с безударными падежными окончаниями
6.
Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.
7.
Я доволен своей работой
8. Домашнее задание на выбор:
Составить диктант по теме из 10 словосочетаний с безударными падежными окончаниями прилагательных мужского и среднего рода.
2. Подобрать пословицы о труде, в которых есть безударные падежные окончания прилагательных мужского и среднего рода.
Список используемой литературы:
Учебник «Русский язык » для 4 класса, 2 часть, УМК Школа России, авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий - М.: «Просвещение », 2015
В.В. Волина «Весёлая грамматика » – М.: «Знание», 2012
Я иду на урок в начальную школу: Русский язык. Книга 1: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка», -М.: «Владос», 2000.