kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 4 классе на тему: " Лексическое и грамматическое значение слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

  1. формировать у школьников понятие о слове как о знаке, представленном единством грамматического и лексического значений;
  2. выработать умение выделять слово как лексическую единицу;
  3. разграничивать грамматическое и лексическое значение слова;
  4. определять лексическое значение слова;
  5. учить пользоваться толковым словарем;
  6. познакомить учащихся с различными видами словарей

учить сравнивать, выделять главное

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе на тему: " Лексическое и грамматическое значение слова"»

Урок «Лексическое и грамматическое значение слова»

Цель урока:

  1. формировать у школьников понятие о слове как о знаке, представленном единством грамматического и лексического значений;

  2. выработать умение выделять слово как лексическую единицу;

  3. разграничивать грамматическое и лексическое значение слова;

  4. определять лексическое значение слова;

  5. учить пользоваться толковым словарем;

  6. познакомить учащихся с различными видами словарей

  7. учить сравнивать, выделять главное.

Ход урока

I. Зарядка для ума: «Разгадай шараду»

Из первого слога — идут пароходы,
Последний увидишь в лесу.
Поставь между ними согласную букву,
А целое — в школу несу. (портфель)

II. Изучение нового материала

Мы сейчас с вами составили из разных частей слова «портфель». А вообще, что такое слово? (Беседа)

Версии детей:

  • Это набор букв.

  • Это набор звуков, ведь слова мы не только пишем, но и слышим.

  • Это звуки или буквы, расположенные в определенном порядке.

— Итак, у нас три версии, что такое слово. Остановимся на последней, так как она вбирает две предыдущие. Скажите, какой набор звуков будет являться словом:

— (Абэвэгэдэ — это набор звуков, который ничего не обозначает, а абэвэгадэйка — это слово, обозначающее игру с буквами или книгу с такими играми для маленьких детей)

Следовательно, что необходимо, чтобы набор звуков стал словом?

(Набор звуков, расположенных в определенном порядке, будет тогда словом, когда оно будет называть какое-то явление, предмет или действие и т. д.)

 Выяснение лексического значения слова.

— А что значит узнать новое слово?

(Если будет мнение, что узнать слово — узнать, как оно пишется, то предложить детям написать на доске «мшара» и составить с ним предложение. (Дети затрудняются).

— Почему не можем составить предложение? (Не знаем, что слово обозначает).

Вывод: Чтобы узнать новое слово, надо узнать, что оно обозначает, то есть надо узнать лексическое значение слова. Так что же мы будем называть лексическим значением слова? (То, что слово обозначает).

— Лексическое значение обозначает главный смысл в слове, то, о чем мы думаем, когда слово произносим.

— Что вам помогло отгадать шараду в начале урока? (Лексическое значение слов).

Поскольку никто не сказал лексического значения слова «мшара», то найдите его в толковом словаре в учебнике. (Ребята находят и выписывают лексическое значение слова).

— Запись, обозначающая толкование лексического значения в словаре, называется словарной статьей.

III. Знакомство с толковыми словарями

А. Франс говорил, что «словарь — это вся вселенная в определенном порядке».

— Для чего человеку нужен словарь?

— Какие словари вы знаете?

(Энциклопедические, толковые и орфографические).

— Словарями надо уметь пользоваться. В нужный момент надо обращаться к нужному словарю.

Задание:

1. Прослушайте текст и скажите, какой словарь попался Ивану Семеновичу и какой словарь ему бал нужен?

Иван Семенович Пуговкин сердится:

— Взял словарь. Открыл на слове «Медь». Читаю: «Медь»-и, ж.

  1. Металл красноватого цвета, вязкий и ковкий.

  2. Изделия из этого металла: На пароходе было много красной меди: поручни, компас, приборы.

  3. Медные музыкальные инструменты. Сверкала медь оркестра.

  4. Медные деньги: Две копейки медью.

  5. Красновато-желтый цвет чего-нибудь: После гречихи отливало медью

И все! — Развел руками Пуговкин.

А где же сведения о химических свойствах меди? Плохой словарь!

— Какой словарь попался Ивану Семеновичу? Какой словарь ему был нужен? (Толковый, а нужен энциклопедический).

Учитель: Словари бывают разные. Но мы сегодня говорить будем о толковых словарях. Пользуются заслуженной славой такие толковые словари:

1. В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка». Первое издание 1863 г., 4 тома (учитель показывает словарь)

2. С. И. Ожегов. Словарь русского языка, в одном томе (70000 слов)

3. Самый большой словарь «Словарь современного русского литературного языка», в 17

Сообщение об истории создания словаря.

Толковый словарь — это результат огромного труда. В чем же заключается трудность создания толкового словаря?

Дети: Трудно все слова собрать вместе, ведь один человек не может знать всех слов, которые существуют в языке, трудно их расположить в определенном порядке, трудно так также разъяснить лексическое значение слов.

Задание: В словаре С. И. Ожегова прочтите словарную статью «Свежий». Внимательно разберите все обозначения, которые встречаются в словаре. Замените иллюстрации (примеры) своими и запишите в тетрадь.

IV.Тренировочные упражнения:

1. Игра «Поле чудес»

Задание: определите слово по его лексическому значению, слово запишите, объясните орфограммы.

1) Сигнальный электрофонарь с красным, желтым, зеленым стеклом для регулирования движения на улицах. (светофор)
2) Сооружение в виде ступеней для подъема и спуска. (лестница)
3) Намеренное искажение чего-либо, неправда. (ложь)
4) Часть суши, окруженная со всех сторон водой. (остров)
5) Замороженное сладкое кушанье из сливок и сока ягод. (йогурт)

2. «Найди лишнее»

I уровень. Дана группа слов, найдите лишнее, объясните, почему вы так решили.

Слон, жираф, заяц, волк, теленок, лиса, лев, конек-горбунок, крокодил, муравейник.

II уровень. Разделите слова на 2 тематических класса и выпишите их в 2 столбика. Какие слова лишние? Составьте с двумя словами разных классов предложения. Найдите слова с безударными гласными в корне.

Горностай, кабан, виноград, хомяк, пантера, мартышка, ананас, жираф, клей, волк, персик.

III уровень. Здесь спряталась тематическая группа слов. Найдите, выпишите, графически выделите и объясните орфограммы:

Города, хоккей, раковина, сирень, футбол, стадион, промокашка, пловец, гитара, пятиборье, троллейбус, теннис, кукушка, суматоха, спартакиада, родственник, вратарь.

С тремя словами составьте предложения

V. Изучение грамматического значения слова

Задание: Даны слова «красный» и «краснота». Как вы думаете, это одно слово или два разных? Докажите. (Класс делится на 2 группы, идёт работа в группах).

Затем идёт обсуждение.

Версии детей:

1) Это 2 разных слова, хотя однокоренные и имеют почти одинаковое лексическое значение: обозначают красный цвет. Но они отвечают на разные вопросы, поэтому это разные слова (какой? красный; что? краснота).

2) Эти слова отвечают на разные вопросы и являются разными частями речи: какой? красный — прилагательное. Оно обозначает признак предмета (например, красный лист), а что? красота — это существительное обозначает явление (краснота рук). Ещё эти 2 слова имеют разные окончания и разные морфологические признаки: слово " красный» может измениться по родам: красный — красная — красное, а слово краснота женского рода.

Вывод: Лексические значения этих слов одинаковые, а грамматические разные.

— Следовательно, чем слова могут отличаться друг от друга?

Во-первых, лексическим значением; во-вторых, морфологическими признаками, это говорит о том, что слово кроме лексического значения, имеет и грамматическое значение.

— Что мы будем называть грамматическим значением слова? (Принадлежность слова к определённой части речи и его морфологические признаки (у существительных — род, число, падеж).

VI. Тренировочные упражнения

1. Назовите слова, которые имеют следующее лексическое и грамматическое значения:

  • Неученый, малообразованный, безграмотный; м.р., ед.ч., И.П. (невежественный)

  • Учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования; ж.р., ед.ч., Р.П. (библиотеки)

  • Ярко осветить; н.вр., 2л., ед.ч. (озаришь)

Дополнительное задание: Сделайте морфемный разбор этих слов (по составу).

2. — Как знание лексического значения слова помогает грамотному письму?

Вывод по уроку: Что мы сегодня нового узнали о слове?

Слово имеет лексическое значение (то, что слово обозначает) и грамматическое значение (морфологические признаки). Если не знаешь лексического значения слова, то его можно найти в толковом словаре.

Домашнее задание:

Составьте один из несуществующих словарей (толковых) объемом в 5–10 слов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок русского языка в 4 классе на тему: " Лексическое и грамматическое значение слова"

Автор: Пак Элеонора Ранильевна

Дата: 29.10.2017

Номер свидетельства: 435201

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Урок русского языка "Лексическое и грамматическое значение слова" "
    ["seo_title"] => string(76) "urok-russkogho-iazyka-lieksichieskoie-i-ghrammatichieskoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "195000"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427828273"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок русского языка по теме; "Правописание И, Ы после Ц""
    ["seo_title"] => string(50) "urokrusskoghoiazykapotiemiepravopisaniieiyposliets"
    ["file_id"] => string(6) "260298"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448915313"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока на тему "Лексическое и грамматическое значение слова""
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt_uroka_na_tiemu_lieksichieskoie_i_ghrammatichieskoie_znachieniie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "443066"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512761769"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "СЛОВАРНАЯ  РАБОТА НА  УРОКАХ  РУССКОГО  ЯЗЫКА "
    ["seo_title"] => string(44) "slovarnaia-rabota-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "181497"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425364867"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА "
    ["seo_title"] => string(89) "razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-v-protsiessie-obuchieniia-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "188505"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426688849"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства