Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе на тему: " Лексическое и грамматическое значение слова"»
Урок «Лексическое и грамматическое значение слова»
Цель урока:
формировать у школьников понятие о слове как о знаке, представленном единством грамматического и лексического значений;
выработать умение выделять слово как лексическую единицу;
разграничивать грамматическое и лексическое значение слова;
определять лексическое значение слова;
учить пользоваться толковым словарем;
познакомить учащихся с различными видами словарей
учить сравнивать, выделять главное.
Ход урока
I. Зарядка для ума: «Разгадай шараду»
Из первого слога — идут пароходы, Последний увидишь в лесу. Поставь между ними согласную букву, А целое — в школу несу. (портфель)
II. Изучение нового материала
Мы сейчас с вами составили из разных частей слова «портфель». А вообще, что такое слово? (Беседа)
Версии детей:
Это набор букв.
Это набор звуков, ведь слова мы не только пишем, но и слышим.
Это звуки или буквы, расположенные в определенном порядке.
— Итак, у нас три версии, что такое слово. Остановимся на последней, так как она вбирает две предыдущие. Скажите, какой набор звуков будет являться словом:
— (Абэвэгэдэ — это набор звуков, который ничего не обозначает, а абэвэгадэйка — это слово, обозначающее игру с буквами или книгу с такими играми для маленьких детей)
Следовательно, что необходимо, чтобы набор звуков стал словом?
(Набор звуков, расположенных в определенном порядке, будет тогда словом, когда оно будет называть какое-то явление, предмет или действие и т. д.)
Выяснение лексического значения слова.
— А что значит узнать новое слово?
(Если будет мнение, что узнать слово — узнать, как оно пишется, то предложить детям написать на доске «мшара» и составить с ним предложение. (Дети затрудняются).
— Почему не можем составить предложение? (Не знаем, что слово обозначает).
Вывод: Чтобы узнать новое слово, надо узнать, что оно обозначает, то есть надо узнать лексическое значение слова. Так что же мы будем называть лексическим значением слова? (То, что слово обозначает).
— Лексическое значение обозначает главный смысл в слове, то, о чем мы думаем, когда слово произносим.
— Что вам помогло отгадать шараду в начале урока? (Лексическое значение слов).
Поскольку никто не сказал лексического значения слова «мшара», то найдите его в толковом словаре в учебнике. (Ребята находят и выписывают лексическое значение слова).
— Запись, обозначающая толкование лексического значения в словаре, называется словарной статьей.
III. Знакомство с толковыми словарями
А. Франс говорил, что «словарь — это вся вселенная в определенном порядке».
— Для чего человеку нужен словарь?
— Какие словари вы знаете?
(Энциклопедические, толковые и орфографические).
— Словарями надо уметь пользоваться. В нужный момент надо обращаться к нужному словарю.
Задание:
1. Прослушайте текст и скажите, какой словарь попался Ивану Семеновичу и какой словарь ему бал нужен?
Иван Семенович Пуговкин сердится:
— Взял словарь. Открыл на слове «Медь». Читаю: «Медь»-и, ж.
Металл красноватого цвета, вязкий и ковкий.
Изделия из этого металла: На пароходе было много красной меди: поручни, компас, приборы.
Медные музыкальные инструменты. Сверкала медь оркестра.
Медные деньги: Две копейки медью.
Красновато-желтый цвет чего-нибудь: После гречихи отливало медью
И все! — Развел руками Пуговкин.
А где же сведения о химических свойствах меди? Плохой словарь!
— Какой словарь попался Ивану Семеновичу? Какой словарь ему был нужен? (Толковый, а нужен энциклопедический).
Учитель: Словари бывают разные. Но мы сегодня говорить будем о толковых словарях. Пользуются заслуженной славой такие толковые словари:
1. В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка». Первое издание 1863 г., 4 тома (учитель показывает словарь)
2. С. И. Ожегов. Словарь русского языка, в одном томе (70000 слов)
3. Самый большой словарь «Словарь современного русского литературного языка», в 17
Сообщение об истории создания словаря.
Толковый словарь — это результат огромного труда. В чем же заключается трудность создания толкового словаря?
Дети: Трудно все слова собрать вместе, ведь один человек не может знать всех слов, которые существуют в языке, трудно их расположить в определенном порядке, трудно так также разъяснить лексическое значение слов.
Задание: В словаре С. И. Ожегова прочтите словарную статью «Свежий». Внимательно разберите все обозначения, которые встречаются в словаре. Замените иллюстрации (примеры) своими и запишите в тетрадь.
IV.Тренировочные упражнения:
1. Игра «Поле чудес»
Задание: определите слово по его лексическому значению, слово запишите, объясните орфограммы.
1) Сигнальный электрофонарь с красным, желтым, зеленым стеклом для регулирования движения на улицах. (светофор) 2) Сооружение в виде ступеней для подъема и спуска. (лестница) 3) Намеренное искажение чего-либо, неправда. (ложь) 4) Часть суши, окруженная со всех сторон водой. (остров) 5) Замороженное сладкое кушанье из сливок и сока ягод. (йогурт)
2. «Найди лишнее»
I уровень. Дана группа слов, найдите лишнее, объясните, почему вы так решили.
II уровень. Разделите слова на 2 тематических класса и выпишите их в 2 столбика. Какие слова лишние? Составьте с двумя словами разных классов предложения. Найдите слова с безударными гласными в корне.
Задание: Даны слова «красный» и «краснота». Как вы думаете, это одно слово или два разных? Докажите. (Класс делится на 2 группы, идёт работа в группах).
Затем идёт обсуждение.
Версии детей:
1) Это 2 разных слова, хотя однокоренные и имеют почти одинаковое лексическое значение: обозначают красный цвет. Но они отвечают на разные вопросы, поэтому это разные слова (какой? красный; что? краснота).
2) Эти слова отвечают на разные вопросы и являются разными частями речи: какой? красный — прилагательное. Оно обозначает признак предмета (например, красный лист), а что? красота — это существительное обозначает явление (краснота рук). Ещё эти 2 слова имеют разные окончания и разные морфологические признаки: слово " красный» может измениться по родам: красный — красная — красное, а слово краснота женского рода.
Вывод: Лексические значения этих слов одинаковые, а грамматические разные.
— Следовательно, чем слова могут отличаться друг от друга?
Во-первых, лексическим значением; во-вторых, морфологическими признаками, это говорит о том, что слово кроме лексического значения, имеет и грамматическое значение.
— Что мы будем называть грамматическим значением слова? (Принадлежность слова к определённой части речи и его морфологические признаки (у существительных — род, число, падеж).
VI. Тренировочные упражнения
1. Назовите слова, которые имеют следующее лексическое и грамматическое значения:
Учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования; ж.р., ед.ч., Р.П. (библиотеки)
Ярко осветить; н.вр., 2л., ед.ч. (озаришь)
Дополнительное задание: Сделайте морфемный разбор этих слов (по составу).
2. — Как знание лексического значения слова помогает грамотному письму?
Вывод по уроку: Что мы сегодня нового узнали о слове?
Слово имеет лексическое значение (то, что слово обозначает) и грамматическое значение (морфологические признаки). Если не знаешь лексического значения слова, то его можно найти в толковом словаре.
Домашнее задание:
Составьте один из несуществующих словарей (толковых) объемом в 5–10 слов.