kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 3 классе "Текст - рассуждение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок творчества. Все задания и материалы урока связаны с темой"Голуби". используются методы и формы групповой и парной работы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе "Текст - рассуждение"»

Урок русского языка в 4 классе "Текст- рассуждение





( урок с применением интерактивных методов и приемов, элементов технологии критического мышления: мозговой штурм, метод 6 шляп, 
работа в группах, парах, составление синквейна и.т.д.) 


Тема: Текст – описание с элементами рассуждения 


Цель: формирование у учащихся умения писать тексты с элементами рассуждения. 


Задачи: 
Образовательные: повторить структуру текста-описания и повествования, формировать умения учащихся отбора слов и выражений для текста, использование выразительных средств – сравнений, эпитетов в тексте; 
Развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, развивать коммуникативные умения и навыки; 
Воспитательные: воспитывать любовь к животным, родному языку, нравственные качества учащихся; прививать культуру сотрудничества между детьми в групповой работе. 


Оборудование и материалы: компьютер, интерактивная доска, презентация, слайд-шоу «Голуби», видеоролик «Животные, которые изменили историю», карточки- задания для групп, памятки, шляпы 6 цветов, звукозаписи песен «Белые голуби» 


Структура урока: 


1.Орг.момент.( 2 мин.) 
- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! 
Я рада вас приветствовать сегодня на уроке! У меня для вас есть небольшие подарки (бумажные голуби).


Сегодня у нас урок творчества.

Эпиграфом нашего урока послужат слова писателя Ю.Олеши: «Многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих и двигающихся по пути. Мимо деревьев, кустов, птиц… Как редко мы останавливаем внимание на мире!» 

- Как вы понимаете эти слова?(Люди бывают равнодушны к природе, невнимательны, не замечают красоту природы, необыкновенное в обыкновенных предметах, окружающих нас.) 


–Давайте представим себе, что вы – маленькие писатели и находитесь в творческой мастерской. 
- А что делают писатели? ( пишут, сочиняют).


Вот и мы сегодня будем писать, сочинять текст, творить, замечать необыкновенное в обыкновенных предметах, находящихся рядом. 


2. Актуализация знаний( 3 мин) 
Прежде чем вы узнаете тему урока, проведем мыслительный эксперимент. Вы сами организуйте дискуссию, что нужно знать и уметь, чтобы написать грамотно текст или сочинение? Я предлагаю условно наполнить «Корзину идей», в которой будет собрано все то, что вы знаете о тексте. 

1. Что такое текст? (несколько предложений, связанных между собой по смыслу)
2. Текст обязательно имеет заголовок? (нет)

3. Какие существуют части текста? (зачин, основная часть, концовка)
4. Всегда ли текст должен быть большим по объему? (не всегда)

5. А обязательно ли текст должен быть грамотным? (обязательно)
8. А, если не вы знаете точно, как писать то или иное слово?(проверить, вспомнить написание, посм.в орфогр.словаре) 
Уч.: Все, что вы сказали – это все цели нашего урока.


Работа в парах.

- Перед вами два вида текста. Определите виды текстов.

1. Голуби ж…вут по вс…му з…мному шару. Раньше они об…тали только в скалах, а сейчас их можно встретить и в д…ревн…, и в гор…д…. Голу…ь имеет довольно крупные размеры. Цвет оп…рения может быть р…зличным. Чаще всего встр…чают(?)ся сизые голуби. Но они могут отливать и пурпурными, и з…леными, и ж…лтыми оттенками. Крылья б…льшие, ш…рокие. Все тело этих птиц плотно п…крыто пер(?)ями и пухом разного цвета.

2. Душ для голубей.

Был жаркий июльский день. Я выш…л на ул…цу. Под окнами мног…этажного здания висели ящики кондиционеров. Один из них р…ботал у меня над г…л…вой. Из тонкой пластиковой трубк… на ул…цу капала в…да. На асфальт… образовалась луж…ца, которая привл…кла к себе голубей. Они т…птали лапками воду, радос(?)но ворковали, крутили г…л…вами и не боялись капель, которые падали из кондиционера. Я см…трел на смешную к…ртину и думал: «Это же надо! Настоящий душ для г…лубей!»


- Что общего в текстах? (про голубей)

- Какова главная мысль первого текста? (описание голубей)

- Какой вопрос , мы можем поставить к этому тексту? (Какие голуби?)

- Как называется такой текст?(текст - описание)

- О чем говорится во втором тексте? (0 событиях,которые произошли с голубями)

- Какой вопрос вы можете к нему поставить? (Что произошло?)

- Как называют такой текст? (текст - повествование)


Заполнение таблицы

Что мы знаем

Текст - описание

Какой? Какая?

Текст - повествование

Что произошло?



Что мы хотим узнать

Новый вид текста

На какие вопросы отвечает





Это и будет наш конечный результат – текст с элементами рассуждения. 


А остановим мы свое внимание на удивительной птице, которая живет рядом с нами. 

3. Учитель читает стих-ние
( слайд-шоу «Голуби», тихая музыка) 


Голуби. 
Божественные дивные созданья... 
Как будто с небом слились в вышине... 
Душевных форм их лик и очертанье... 
Рождают чувства светлые в душе... 
О преданности ходят их легенды... 
Они часами могут ворковать... 
Ведь голуби, они, как дети... 
Азарта от природы не отнять... 
Как Ангелы, но только лишь Земные... 
Творенье несусветной красоты... 
Души моей частички дорогие... 
Красивы, словно майские цветы... 

У них достоинств несомненно много... 
Не хватит пальцев, чтобы сосчитать... 
Ведь голубь есть творение от Бога... 
Господь вложил в них свет и благодать. 

Учитель:- Ребята, какие чувства у вас возникли, что вы сейчас испытываете? (нежность, любовь к птицам, восхищение красотой, полет, умиротворение, спокойствие на душе и т.д.) 


- А почему эта птица несет такие чувства, чем же она так удивительна? Вот на эту тему мы и будем рассуждать в своих творческих работах. 




Итак, сегодня мы попробуем составить текст-рассуждение «Эта удивительная птица голубь…» 

4.Работа со стихотворением в парах. 
- Найдите в стихотворении сравнения (можно добавить свои необычные сравнения) 
- Найти в стихотворении эпитеты( добавить свои) 
- Для чего поэт в своем стихотворении использует такие выразительные средства? 
(чтобы подчеркнуть красоту, прелесть этой птицы) 
- Назовите ласково голубя: 
Голубь, голубок, голубка, А человека называют ? голубушка 
- Как можно назвать эту группу слов?( однокоренные)Добавьте еще однокоренные слова. 

Прилагательные – 
Голубь - сизый, сизокрылый, белый, гордый, почтовый, голодный нежный, статный, грациозный, домашний, дикий... 
Глаголы 
Голубь воркует, летит, взмыл, парит,взмахнул, 
Окраска – белые, серые, сизые(объяснить) – графитовый, темно-серый цвет с синевато-белесым отливом, фиолетовым оттенком. 
Головка – маленькая, небольшая, изящная. 
Лапки – красные, коротенькие, сильные, цепкие пальцы 
Клюв – «миниатюрный»,сильный 
Полет – резкий, с шумным хлопком взлет и плавное скольжение. 
- Как называются звуки, которые издают голуби?( воркованье) ( включить воркование) 
Объясните, выражение «У них достоинств, несомненно, много... 
Не хватит пальцев, чтобы сосчитать...» ( приносят пользу человеку) 
Видеоролик. 
- Какова главная идея этого видеосюжета? Оказывается, голуби – удивительные птицы. А чем же они удивительны? На эту тему мы и будем рассуждать в своем тексте. Эти птицы удивительны тем, что являются животными, которые изменили историю. 

5. ФИЗМИНУТКА 
Я хочу как голубь мира полететь 
И на город наш огромный посмотреть 
Поднимусь я выше тучи над страной 
Он наверное огромный город мой! 

6. Работа в группах 
Учитель: А сейчас я вам предлагаю приобрести мыслеварительные шляпы разного цвета Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности. 
Каждая ваша шляпа особенная, неповторимая. 
Белая шляпа:статистическая. Нас интересуют только факты. Необходимо описать, Почему птицу считают красивой?( не менее 5 предложений) 
Желтая шляпа: позитивная, требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ птицы голубя, составить текст – рассуждение, почему птица-голубь удивительна, за что ее полюбили люди?
Красная шляпа: эмоциональная. Вы можете высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно темы. Подумать, чему могут научиться люди у этой птицы? (можно кластер)
Зеленая шляпа: творческая. Находясь под зеленой шляпой, дети составляют мини-коллаж: картинки, загадки, стихи, синквейн. 
Черная шляпа: негативная. А все ли так благополучно у голубя, никто его не обижает? 

Группы работают 5 минут( звучит песня «Белые голуби»)


Выступления групп.( 5 мин) 


Оценивание сигнальными карточками: 
отлично(красн.), хорошо(зел.),другое мнение(бел.) 


Выводы. 

7. Творческая работа учащихся в тетрадях. 
Учитель: И следующим этапом нашего урока будет ваше индивидуальное творчество – написание текста с элементами рассуждения на тему: «Я люблю голубей, потому что….. »

8. Рефлексия 
- Что нового и важного вы узнали на уроке? 

Что мы узнали

Текст - рассуждение

Почему?


Мне очень понравилось как вы сегодня работали. 
- Какие чувства вы испытали на уроке?Почему? Это связано с птицей голубем? 

- Напишите свои впечатления об уроке (на бумажных голубях)
- А к нам в класс прилетела целая стая голубей и принесла нам много ценностей. 


ПРИЛОЖЕНИЕ: 
Для творческой группы стихотворение: 

Люди на улице 
Подняли головы: 
Голуби, голуби, 
Белые голуби. 

Шумом их крыльев 
Город наполнен, 
Людям о мире 
Голубь напомнил. 

Чёрная птица - 
Откуда такая?- 
Вьётся, прохожих 
К войне подстрекая. 

Чёрная птица 
Клювом железным 
С голубем белым 
Бьётся над бездной. 

Пусть он везде 
Победителем будет - 
Голубь отважный, 
Крылатый витязь! 

Памятка 
Как составить текст-рассуждение: 
1.Тезис, краткое сообщение о том, что вы будете доказывать. 
2.Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…» и т.п. 
3.Вывод. 



1 группа 
Карточка – помощница. 

1.Составьте текст-описание. Дополни сравнениями и эпитетами. 

Слова для справок: нежные, прекрасные, средний, небольшая, изящная, миниатюрный, крепкий, сильный, резкий, быстрый, шумный, плотное, пальцы, белые, сизые, черные, пестрые, серые. 

Голуби - …………………, ………………... создания. 

Природа наделила окраску этих птиц многообразием 

цветов:…………………………………………………………………….. Наш голубь 

……………………….размеров, с …………………………телосложением. ……………. 

головка с ………………….., ……………….клювом. Лапки …………………… , но с 

сильными, цепкими……………………… Полет голубей ………………………………., с 

…………………….хлопком взлет и ………………..скольжение. 
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
___________________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________________ 
Всё в них красиво и гармонично. В любых движениях голуби грациозны, несут спокойствие, умиротворение. 


1. Текст - помощник 
Стоит внимательно присмотреться к простым городским голубям – сизарям, чтобы увидеть, как все в них красиво и гармонично. В любых движениях голуби грациозны. У них красивое пропорционально сложенное тело, а темно-серые перья с синеватым отливом создают нежно-дымчатый окрас. Удивительно мягко переливаются шея и грудь то мерцающим металлическим блеском, то изумрудно –зелеными, то розоватыми оттенками. Весь образ городского голубя несет в себе спокойствие, умиротворение. 

Сравнения: голуби, они, как дети, красивы, как цветы, как ангелы 

2 группа 
Прочитайте тексты-помощники. Добавьте свои мысли и составьте текст- рассуждение. 

Голубь – удивительная птица. И удивительны они тем, что являются животными, которые изменили историю. Объясняется это тем, что 
Во – первых, ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
Во – вторых, ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
В – третьих, __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

До недавнего времени голубей называли почтовыми. Наши предки заметили их уникальное свойство возвращаться в своё гнездо. Поэтому путешественники привязывали к лапке голубя, взятого с собой в дорогу, письмо и выпускали его на волю. Если в пути с птицей ничего не случалось, то она обязательно доставляла письмо по адресу. Почтовая голубиная связь использовалась в основном в торговле и для передачи известий о ходе спортивных олимпийских игр. Широкое применение почтовые голуби получали в период войн. Во время Великой Отечественной войны созданные «передвижные почтово-голубиные станции» принесли большую пользу нашим войскам. Такая надёжность позволяла доставлять в штабы важнейшие письма, вплоть до секретных документов. 
Голуби очень похожи на людей. Голубиная пара очень верна друг другу, они ухаживают друг за другом, заботятся. Нежность, симпатия – важные качества, присущие голубиной семье. 
Издревле именно они считаются символом мира, гармонии, умиротворения. Первая картина Пикассо голубь мира, была назначена в качестве символа для открытия в 1949 Первой Конференции по Миру во всем мире в Париже. Картина Пабло Пикассо голубь мира была нарисована в традиционном, реалистичном стиле. 
Эти удивительные милые птицы не только прекрасны внешне, но и сыграли важную роль на протяжении очень долгого времени, начиная от истории Древнего Египта и заканчивая сегодняшним днем. 

6 группа Составить план текста – описания с элементами рассуждения 
План. 

1.________________________________________________ 
2.________________________________________________ 
3.________________________________________________ 
4.________________________________________________ 



3 группа 

Красная шляпа: эмоциональная. Вы можете высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно темы(кластер). Подобрать образные художественные выражения относительно темы сочинения. Подумать, чему могут научиться люди у этой птицы? 

ГОЛУБИ НЕСУТ ЛЮДЯМ 

Голуби могут научить людей: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Зеленая шляпа: творческая. 

Находясь под зеленой шляпой, составить мини-коллаж(картинки, загадки, стихи, синквейн) 


«Голубь – птица мира!» 













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок русского языка в 3 классе "Текст - рассуждение"

Автор: Хоменко Елена Владимировна

Дата: 13.11.2017

Номер свидетельства: 438592

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "использование возможностей компьютера на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-vozmozhnostiei-komp-iutiera-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "191881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427379349"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект  урока русского языка в 6 классе  «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-obuchieniie-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-na-linghvistichieskuiu-tiemu"
    ["file_id"] => string(6) "235688"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443795995"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока русского языка (УМК "Планета знаний") по теме "Текст. Типы текстов"."
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-umk-planieta-znanii-po-tiemie-tiekst-tipy-tiekstov"
    ["file_id"] => string(6) "337541"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1468559125"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях  формирования и реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "116993"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412679877"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства