Беседа с учащимися по вопросам, в результате которой создаётся схема. -Давайте вспомним, как называются большие группы слов? - Какие части речи вы уже знаете? -Какие из них вы отнесете к самостоятельным частям речи? -Что вы знаете об имени существительном? Предлагаю детям: - взять карточки №1, прочитать текст: На дереве пристроился дятел. Какая это нарядная птица! Головка и спинка чёрные, на затылке ярко-красное пятно, а на чёрных крыльях белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый! - выполнить задание к тексту: 1. Выпиши в тетрадь все имена существительные, которые есть в тексте. 2. Подчеркните имена существительные в единственном числе. 3. Укажите род имён существительных в единственном числе. Организую самопроверку. -Кто ошибся в выполнении первого задания? - Где ошиблись? - Исправьте свои ошибки. - Кто ошибся в определении числа? - Где? - Кто ошибся в определении рода имен существительных? - прочитать этот текст выразительно. - ответить на вопросы: 1.Скажите, кто являлся главным героем этого рассказа? 2. Почему вы так решили? Делаем вывод: - Какие задания выполняли? - Какими правилами пользовались? - Какое задание следующее? - Для чего? Предлагаю детям выполнить пробное действие: - Возьмите карточку № 2, прочитайте задание. - Какое задание вы будете выполнять? Задание: Прочитайте текст. Определите, кто является героем этого текста. Узнайте, о ком или о чём мечтает герой? Я уже давно мечтаю о нём. Иногда даже вижу его во сне. Мне кажется, если он будет у меня, я буду лучше учиться. Я буду всех-всех любить, и у меня всегда будет весёлое настроение. На выполнение задания у вас 30 сек. При выполнении этого задания создается проблемная ситуация, которая требует новых знаний. Совместно с учениками выявляем причины затруднения. Вопросы: - Кто не смог определить главного героя текста и узнать о ком или о чем он мечтает? - В чём ваше затруднение? -Кто смог ответить на вопросы задания? (Записываю все предложенные ответы) -Кто может обосновать свое мнение? - В чём у вас затруднение? | Отвечают на вопросы, повторяют правила о частях речи, об имени существительном. - Части речи. - Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог. -Имя существительное, имя прилагательное, глагол. - Это часть речи; обозначает предмет; бывает одушевленное или неодушевленное; имеет женский, мужской, средний род; изменяется по числам. Читают, самостоятельно находят и выписывают слова: ср.р. м.р. ж. р. ж.р. Дерево, дятел, птица, головка, ж. р. м.р. ср.р. спинка, затылок, пятно, крылья, пятнышки, полоски, . Сверяют свои работы с записями на доске, объясняют, почему выписаны эти слова. Оценивают свою работу знаками «+» или «?». Дятел. 2. Потому что в тексте говорится о нем, описывается его внешний вид. - Определяли главного героя текста, находили имена существительные, определяли род, число. - Что такое имя существительное, как определить число и род существительного. - Пробное действие. - Для того, чтобы понять, что мы не знаем. Самостоятельно выполняют пробное действие. - Прочитаем текст, постараемся определить, кто является главным героем, узнаем, о чем или о ком он мечтает. Учащиеся сталкиваются с проблемой при выполнении этого задания. (Не умеют это делать или не могут объяснить). Анализируют свою работу, предлагают свои варианты ответов. Мы не смогли понять, о ком идет речь, о чем или о ком мечтает герой. Мы не можем обосновать свое мнение. |