kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 3 классе. "Понятие о местоимении".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Понятие о местоимении»

Цели:

1.Сформировать представление  о местоимениях, как о  части речи.

2. Развивать внимание, умение контролировать этапы своей работы, оценивать  процесс  и результат  выполнения задания.

3. Способствовать воспитанию учебного сотрудничества.

Оборудование: презентация, карточки №1, №2, №3, карточки с местоимениями            (я, меня, мне, он, о нём, его) и существительными (девочка, мальчик, друг, компьютер, ученик) 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе. "Понятие о местоимении".»

Русский язык.

3 класс.


Тема: «Понятие о местоимении»


Цели:

1.Сформировать представление о местоимениях, как о части речи.

2. Развивать внимание, умение контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

3. Способствовать воспитанию учебного сотрудничества.


Оборудование: презентация, карточки №1, №2, №3, карточки с местоимениями (я, меня, мне, он, о нём, его) и существительными (девочка, мальчик, друг, компьютер, ученик)


Ход урока:


I. Мотивация учебной деятельности (2 мин.)
Цель:1. Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Включаю учащихся в учебную деятельность через работу над стихотворением:

Прозвенел для нас звонок –

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи старание.

Помоги нам потрудиться

Мы пришли сюда – учиться.

- На каком уроке мы продолжаем учиться?

- Какую тему изучали?

- Пожелайте друг другу удачи.

- С чего начнете свою работу?


Читают стихотворение









- На уроке русского языка.


  • Имя существительное.


- С повторения необходимых знаний.




II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (7 мин.)


Цель: 1) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение;

2) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

3) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Беседа с учащимися по вопросам, в результате которой создаётся схема.



-Давайте вспомним, как называются большие группы слов?

- Какие части речи вы уже знаете?


-Какие из них вы отнесете к самостоятельным частям речи?


-Что вы знаете об имени существительном?





Предлагаю детям:

- взять карточки №1, прочитать текст:

На дереве пристроился дятел. Какая это нарядная птица! Головка и спинка чёрные, на затылке ярко-красное пятно, а на чёрных крыльях белые пятнышки и полоски.

Весь пёстрый!



- выполнить задание к тексту:

1. Выпиши в тетрадь все имена существительные, которые есть в тексте.

2. Подчеркните имена существительные в единственном числе.

3. Укажите род имён существительных в единственном числе.





Организую самопроверку.

-Кто ошибся в выполнении первого задания?

- Где ошиблись?

- Исправьте свои ошибки.

- Кто ошибся в определении числа?

- Где?

- Кто ошибся в определении рода имен существительных?


- прочитать этот текст выразительно.

- ответить на вопросы:

1.Скажите, кто являлся главным героем этого рассказа?

2. Почему вы так решили?


Делаем вывод:

- Какие задания выполняли?



- Какими правилами пользовались?



- Какое задание следующее?

- Для чего?



Предлагаю детям выполнить пробное действие:

- Возьмите карточку № 2, прочитайте задание.

- Какое задание вы будете выполнять?

Задание: Прочитайте текст. Определите, кто является героем этого текста. Узнайте, о ком или о чём мечтает герой?


Я уже давно мечтаю о нём. Иногда даже вижу его во сне. Мне кажется, если он будет у меня, я буду лучше учиться. Я буду всех-всех любить, и у меня всегда будет весёлое настроение.


На выполнение задания у вас 30 сек.

При выполнении этого задания создается проблемная ситуация, которая требует новых знаний.




Совместно с учениками выявляем

причины затруднения.

Вопросы:

- Кто не смог определить главного героя текста и узнать о ком или о чем он мечтает?

- В чём ваше затруднение?


-Кто смог ответить на вопросы задания?

(Записываю все предложенные ответы)

-Кто может обосновать свое мнение?

- В чём у вас затруднение?


Отвечают на вопросы, повторяют правила о частях речи, об имени существительном.

- Части речи.

- Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.

-Имя существительное, имя прилагательное, глагол.



- Это часть речи; обозначает предмет; бывает одушевленное или неодушевленное; имеет женский, мужской, средний род; изменяется по числам.












Читают, самостоятельно находят и выписывают слова:

ср.р. м.р. ж. р. ж.р.

Дерево, дятел, птица, головка,

ж. р. м.р. ср.р.

спинка, затылок, пятно, крылья, пятнышки, полоски,

.






Сверяют свои работы с записями на доске, объясняют, почему выписаны эти слова.



Оценивают свою работу знаками «+» или «?».





  1. Дятел.


2. Потому что в тексте говорится о нем, описывается его внешний вид.


- Определяли главного героя текста, находили имена существительные, определяли род, число.

- Что такое имя существительное, как определить число и род существительного.

- Пробное действие.

- Для того, чтобы понять, что мы не знаем.


Самостоятельно выполняют пробное действие.



- Прочитаем текст, постараемся определить, кто является главным героем, узнаем, о чем или о ком он мечтает.












Учащиеся сталкиваются с проблемой при выполнении этого задания.

(Не умеют это делать или не могут объяснить).



Анализируют свою работу, предлагают свои варианты ответов.





Мы не смогли понять, о ком идет речь, о чем или о ком мечтает герой.




Мы не можем обосновать свое мнение.


III. Выявление места и причины затруднений (3 мин)
Цель: 1.выявить и зафиксировать место и причину затруднения.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Совместно с учениками выявляем место и причину затруднения.

Вопросы:

-Давайте разбираться. Что надо было сделать в задании?


- Что не смогли?


- Где возникло затруднение?


-Умеете ли вы определять главных героев текста?

- А как это сделать?

- Почему возникло затруднение, если вы умеете определять главного героя текста?


Выявляют и фиксируют во внешней речи место и причины затруднения.


-Определить, кто является главным героем текста, и узнать, о ком или о чем он мечтает.

- Не смогли определить героя и узнать о чем он мечтает.

- В тексте нет существительных, которые обозначают предметы.


-Да.

-Надо понять, о ком говорится в тексте.

-Не хватает слов, чтобы понять.



IV. Построение проекта выхода из затруднения (6 мин)
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

определить способы и средства для реализации учебной деятельности.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагаю определить способы

реализации учебной деятельности.


-Что мы должны узнать на уроке?


- Какую цель можно поставить?


- Определите тему нашего урока.


- Какие знания нам помогут?

- Давайте составим план, который нам поможет достигнуть цели.

Формулируют деятельностную цель урока по формированию новых умений и определяют его тему.

- Познакомиться с новыми словами, которые используются в тексте.

-Узнать новые слова, т.е. новую часть речи.

-Новая часть речи.


- Знания об изученных частях речи.

- 1.Перечитать текст.

2. Подобрать слова, которые помогут узнать лавного героя и его мечту.

3. Сделать вывод.


V. Реализация построенного проекта (8 мин)
Цель:
1) организовать фиксацию преодоления затруднения;

2) организовать уточнение общего характера нового знания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организую фиксацию преодоления затруднения, выполняя пробное задание на карточках:

-Вернемся к нашему пробному действию.

- Прочитайте текст.

- Одушевленный или неодушевленный предмет скрыт под словами «я», «мне», «меня»?


-Какой знакомой частью речи мы можем заменить слово «Я»?

(Запись на доске: Я – ученик, девочка, мальчик.)

- Что общего между этими словами?

- А в чем их различия?

- Так какой частью речи мы можем заменить слова «я», «мне», «меня»?

-Какое слово скрыто под словами «о нем», «его», «он»?

-Почему вы так решили?

(Запись на доске: Он – друг, компьютер.)

Что общего между этими словами?

- Так какой частью речи мы можем заменить слова

- Давайте попробуем прочитать текст,

поставив вместо маленьких слов существительные - мальчик и друг.

- Скажите, кто главный герой текста?

- О ком он мечтает?

- А теперь прочитаем текст со слова - девочка и компьютер.

- Скажите, кто главный герой текста?

- О чем она мечтает?

- Сделайте вывод, какая часть речи помогла нам понять, кто главный герой текста и о чем или о ком он мечтает.

- А давайте попробуем придумать название новой части речи.

- Как вы думаете, зачем она нужна в русском языке?


- А сейчас мы откроем учебник на

стр. 55, прочитаем правило и будем точно знать, как называется эта часть речи в русском языке.


Дети работают на карточках №1.






- Это одушевленный предмет, потому, что он мечтает, видит во сне, учится, будет любить, у него веселое настроение.

- Именем существительным.


- Это может быть девочка, мальчик, ученик и т.д.

- Это имена существительные, в единственном числе.

- У них разный род.

-Именем существительным.


- Это может быть слово друг, компьютер и т.д.

- Потому что они могут помочь в учебе, с ними жизнь становится интереснее. Многие дети мечтают о них.

- Это имена существительные, в единственном числе.

-Именем существительным.



Дети читают полученный текст.


- Это мальчик.

- Он мечтает о друге.



- Это девочка.

- Она мечтает о компьютере.

- Это имя существительное.



(Предположения детей)


- Чтобы не повторялись одинаковые слова, чтобы речь была красивой.


Дети открывают учебник, читают правило.



VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (6 мин.)
Цель: 1) создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на изученный способ действий с проговариванием во внешней речи.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организую усвоение детьми нового знания с проговариванием во внешней речи по алгоритму:


-Как называется новая часть речи?

-Почему она так называется?

- Прочитайте стихотворение.


- А какое еще имя – часть речи вы знаете?

Значит, местоимение может занимать место имени существительного и имени прилагательного.

-Для чего нужны местоимения в речи?



-К какой группе частей речи относится местоимение?

Задание: Прочитай предложения. Какие слова вы вставите вместо точек? Вместо каких слов они употребляются? Выпишите

эти слова, записывая в первый столбик имя существительное, а во второй – местоимение.

1. Зимой ребята гуляли в чаще. На снегу … увидели птичку.

2. На лесной поляне стоял медвежонок. … что-то ловил, но не мог поймать.

3. Узкая тропинка бежала вдоль ручья. … то поднималась над ручьём, то резко опускалась.

-Прочитайте предложения под №1. Найдите слово в этом предложении, которое можно заменить местоимением. Определите, какой частью речи оно является.

- Каким местоимением вы его замените?

- Прочитайте предложение, которое получилось.

- Выпишем имя существительное, которое заменяли вместе с местоимением, которое подставили. Прочитайте эту пару слов.

- Прочитайте предложения под №2. Найдите имя существительное, которое можно заменить местоимением и подберите подходящее местоимение. Запишем эту пару слов

- Назовите слова в третьей группе предложений.



-Какие местоимения вы узнали?


-Прочитаем правило на стр. 56 и узнайте, какие еще местоимения можно встретить в предложениях.

- Назовите все местоимения.

Продолжают работать в тетрадях, выполняя задание по алгоритму.

Один ученик комментирует запись второго словосочетания у доски.

- Местоимение.

- Потому что в тексте встает на место имени.


- Имя прилагательное.





- Чтобы не было повторов в предложениях, чтобы украсить нашу речь.

- Самостоятельная часть речи.







Дети работают в тетрадях, находят имя существительное в первом предложении и заменяют его

местоимением во втором предложении. Выписывают в столбики эти слова. Из второй и третьей пары предложений выписывают имя существительное и подбирают местоимение.

Сверяют свои работы с записью на доске. Оценивают свою работу знаками «+» или «?».

- Это слово «ребята» – имя существительное.



- Они.

- На снегу они увидели птичку.



сущ. мест.

ребята они




медвежонок он

тропинка она




Я, он, она, они.


-Я, ты, вы, он, она, оно, они, мы


VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. (3 мин.)
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий;

2) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки;

3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организую самостоятельное выполнение учащимися подобного задания с целью закрепления новых знаний.

Задание: Запишите в тетрадь только местоимения:

Да, ну, он, но, вы, езо, ух, я, ты, при, они, без, мы, вос, оно.


Организую соотнесение выполненной работы с эталоном для самопроверки.


Самостоятельно выполняют задание.









Сверяют свои работы с эталоном на доске, оценивают свою работу знаками «+» или «?» .


VIII. Включение в систему знаний и повторение (5мин)

Цель: 1.Включить новые знания в систему знаний.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагаю детям выполнить задание в парах на карточках №3.

Задание: Прочитайте текст. Замените имена существительные местоимениями там, где нужно.

Енот – живой и весёлый зверь. Ночами выходит на охоту. Днём енот спит на дереве. Енот умеет даже сползать спиной по ветке. Енот любит ловить рыб. Перед едой енот моет добычу. За это енота прозвали полоскуном.


Организую проверку.

-Прочитайте текст, который у вас получился.

- У кого есть другие варианты? В каком предложении? Зачитайте текст.

Вывод: Местоимения надо тоже вставлять умело, чтобы не было по-второв, и не нарушался смысл текст.

Дети обсуждают в парах, карандашом вставляют нужные местоимения.












Выполняют проверку.

Первая пара прочитывает весь текст, который получился. На доске выписываем номера предложений, которые они изменили.


IX. Рефлексия учебной деятельности. (5 мин.)
Цель
: 1) организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности;

2) создать условия для фиксации учащимися в речи нового способа действий, изученного на уроке;

3) организовать фиксацию затруднений, которые остались, и способов их преодоления;

4) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

5) согласовать домашнее задание.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагаю детям осуществить контроль и самооценку своей деятельности на уроке в соответствии с поставленными целями.

Вопросы:

- Какое затруднение у нас было?

- Какую цель поставили?

-Достигли ли мы её?

- Кому было трудно выполнять задания?

- В чём было затруднение?


Посмотрите на картинки и определите, к какому высказыванию вы себя отнесете?

  1. Я всё понял, но у меня ещё есть

вопросы.

2) Я всё понял, могу работать

самостоятельно.

3) Я всё понял, могу объяснить другим.


Поднимите руку те дети, кто поставил себе цифру 1, 2, 3.

- Почему вы поставили такие цифры?

Предлагаю учащимся

домашнее задание:

  1. Упр.291

  2. Нарисовать местоимения

Дети отвечают на вопросы, соотносят цель урока и его результат, определяют затруднения.










Определяют уровень усвоения нового материала. На полях в тетради записывают выбранный номер.











Дети читают задание, задают вопросы и записывают домашнее задание в дневники.






Карточка №1. Прочитайте текст:

На дереве пристроился дятел. Какая это нарядная птица! Головка и спинка чёрные, на затылке ярко-красное пятно, а на чёрных крыльях белые пятнышки и полоски.

Весь пёстрый!


Выполните задания к тексту:

1. Выпиши в тетрадь все имена существительные, которые есть в тексте.

2. Подчеркните имена существительные в единственном числе.

3. Укажите род имён существительных в единственном числе.



Карточка № 2.

Задание: Прочитайте текст. Определите, кто является героем этого текста. Узнайте, о ком или о чём мечтает герой?


Я уже давно мечтаю о нём. Иногда даже вижу его во сне. Мне кажется, если он будет у меня, я буду лучше учиться. Я буду всех-всех любить, и у меня всегда будет весёлое настроение.

__________________________________________________________________________________


Карточка № 3.

Задание: Прочитайте текст. Замените имена существительные местоимениями там, где нужно.


Енот живой и весёлый зверь. Ночами выходит на охоту. Днём енот спит на дереве. Енот умеет даже сползать спиной по ветке. Енот любит ловить рыб. Перед едой енот моет добычу. За это енота прозвали полоскуном.

__________________________________________________________________________________





8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 3 классе. "Понятие о местоимении".

Автор: Гарбузова Ирина Игоревна

Дата: 08.09.2016

Номер свидетельства: 342855

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка на тему: "Местоимения в тексте" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-miestoimieniia-v-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "191762"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427366003"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Cтатья "Формирование коммуникативных УУД   на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»" "
    ["seo_title"] => string(122) "ctat-ia-formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-na-primierie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "102953"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402560914"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Статья на тему "Как развивать интеллектуальные способности на уроках русского языка" "
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-na-tiemu-kak-razvivat-intielliektual-nyie-sposobnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "103328"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402579892"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Оптимизация учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и литературы при использовании технологии критического мышления "
    ["seo_title"] => string(153) "optimizatsiia-uchiebno-vospitatiel-nogho-protsiessa-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-ispol-zovanii-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "238038"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444470263"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Технологическая  карта урока   русского языка в 3  классе  по программе «ПНШ» "
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-proghrammie-pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "209199"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431059689"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства