kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 3 классе на тему "Правописание приставок и суффиксов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе на тему "Правописание приставок и суффиксов"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе на тему "Правописание приставок и суффиксов"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 4 города Данкова



Учитель - Балашова

Маргарита Валентиновна

Данков

2017 г


Тема урока: Правописание суффиксов и приставок

Цели урока: формировать умения находить орфограммы в суффик­сах и приставках, правильно обозначать буквой безударный глас­ный или парный по глухости-звонкости согласный звук в при­ставке или суффиксе, писать слова с суффиксами -ек, -ик, -ок, -еньк и -оньк. отрабатывать навыки правописания приставок и суф­фиксов; развивать орфографическую зоркость.

Будут сформированы УУД: Регулятивные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные :

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование. Карточки с печатным текстом, презентация, картины с изображением зимней природы.

Ход урока

I. Организационный момент. Прочитайте запись. -Грамоте учиться - всегда пригодится. Что это? -Как вы понимаете её смысл.? Пусть она будет нашим девизом на уроке.

II. Самоопределение к деятельности.

Сегодня у нас не просто урок, сегодня у нас урок-путешествие. А куда мы отправимся, узнаете, отгадав загадку:

Всё вокруг бело и нежно,

И узор на окнах нежный,

Иней на ветвях, как в сказке,

И мороз лишь для острастки —

Никого он не пугает,

Дети весело играют. (Зима)

- Нас ожидает путешествие по времени года зима. -А вот в какую страну послушайте.

Привет, друзья! Примите приглашение. В нашей стране мы ждём вас с нетерпением. Познаете вы много разных тайн. Морфемы тут живут и здесь, и там. - Что за страну мы посетим? ( Морфемику) Найдите лишнее слово: приставка, предлог, корень, суффикс, окончание, основа. Обоснуйте ответ. (Предлог это часть речи, остальные — части слова.) - В каких частях слова могут быть орфограммы? - Как проверить написание слова с орфограммой в корне? (Подобрать проверочное слово.)

— А если орфограмма в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется приставка или суффикс.)

- Сформулируйте тему урока.

-Что хотите выяснить для себя? III. Актуализация знаний.

- Чем интересна страна Морфемика ? (Она состоит из островов). - Какие острова находятся в этой стране? (Острова: Корень, Суффикс, Приставка, Окончание). - Расскажите об этих островах ( Дети дают определение корень, приставка, суффикс, окончание) Объяснить значение слова приставка. ( приставить или присоединить к чему -нибудь; часть слова) - Сколько оно имеет значений? Как называются слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные)

  1. Чистописание

Игра «Доскажи словечко» Мчится без оглядки, Лишь сверкают пятки. Мчится что есть духу, Хвост короче уха. Живо угадай – ка, Кто же это? (Зайка)

На деревьях бахрома,

В белом инее дома.

Это значит — разгулялась

Наша русская .... (Зима)

- Назовите первый звук в словах. Какой буквой на письме он обозначается. Дайте характеристику этому звуку. - Спишите, продолжив закономерность: Зз Ззз Зззз - Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. Спишите. Подчеркните орфограммы. З_мой со_нце светит, да не греет. 2. Словарно-орфографическая работа. Отгадать загадку, определить орфограмму, объяснить ее написание.

Краской белой и хрустальной

Разукрасил окна в спальне,

Будто листики берез

Кто нарисовал? (Мороз)

 

Человечек озорной,

Неразлучен он с метлой,

Жить в тепле он не привык.

Кто растает? (Снеговик)

 

Очень любят детки

Морозные конфетки,

Только пьют потом пилюльки

Те, кто скушал что? (Сосульки)


На ногах стальные кони

Будут резать лед реки,

Меня ветер не догонит -

Я надену что? (Коньки)

 

Деревянные дощечки

Мчат меня по полю к речке,

По сугробам - выше, ниже -

Что скользит по снегу? (Лыжи)

 

Как по зеркалу качусь,

На коньках кручусь-верчусь,

Разгонюсь, как самолет -

Под ногами что же? (Лед)


С первым месяцем в году

Я на лыжах побегу,

Поиграем мы в хоккей

И решим, кто всех главней:

В хоккее всех главней - вратарь,

Кто ж у Зимы главней? (Январь)

 

Что за месяц лютый, вьюжный?

Назовите, дети, дружно -

Он Весне дает дорогу,

Защищает недотрогу,

Отправляясь на покой,

Зиму заберет с собой. (Февраль)


Кто седой Зимы слуга,

Снегом сыплет на луга?

В гости кто зовет мороз,

Прячет вьюгу средь берез?

Дарит Елку и веселье

Январю на новоселье? (Декабрь)


Белый-белый, словно мел -

К нам он с неба прилетел.

Лес укрыл, поля, лужок.

Что за кружево? (Снежок)

 

Эту зимнюю хозяйку

Испугался даже зайка,

Не боится лишь апрель

Снежно-белую... (Метель)

 

С ветром кружится, играет,

Небо синее скрывает,

То поземкой стелется

Зимняя... (Метелица)

Мороз, снеговик, сосульки , коньки, лыжи, лед , январь, февраль, декабрь, снежок, метель, метелица.

Найдите слово, подходящее к схеме:


Сосульки, коньки, метелица.

- Назовите орфограммы в этих словах. – Что такое сосулька?

Сосу́лька — ледяной сталактит (реже — висячая наледь), который образуется у краёв нависающих предметов, на скальных выступах, береговых обрывах, проводах, ветвях деревьев и т. д., а также в подземных полостях горных пород при послойном намораживании медленно стекающей или капающей воды.  Сосульки обычно имеют конусообразную форму с вершиной диаметром несколько миллиметров внизу. Строение сосулек сходно со строением градин.

При выпадении снега с дождём часто образуются так называемые снежные сосульки (сталактиты), имеющие концентрическую слоистость, которая обычно нарушается агрегатами вмёрзших снежных кристаллов. Слившиеся сосульки могут образовывать гирлянды достаточно протяжённой формы и причудливых очертаний. Вряд ли найдётся много людей, которые смогут сказать. чем отличаются между собой сталактит, сталагмит и сталагнат.
Сталактит - каменная сосулька, свисающая с потолка пещеры. Капли воды, веками и тысячелетиями, капают с потолка пещеры. Скорость роста сосулек может сильно отличаться. Одни могут вырасти на два сантиметра за год, другие на столько же за век. Содержащиеся в них минералы и участвуют в образовании сталактита.
Сталагмит - та же сосулька, но растущая с пола пещеры.
Сталагнат - сросшийся сталактит с сталагмитом. Если очень долго подождать, то сталактит и сталагмит удлиняются настолько, что соединятся друг с другом. IV.Работа по теме урока.

1.Мы с вами на острове Корней.

Корень слова – главная, Значимая часть. Родственные связи Дарят корню власть. Выясни умело линию родства – Однокоренные смело подбери слова.

Разноуровневая самостоятельная работа по выбору. Найти и выписать однокоренные слова, обозначить части слова Вариант 1

Проплясали по сн.гам
Снежные метели.
Сн.гири сн.говикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся сн.жки, 
Режут лёд сн.гурки. (С. Погореловский) Вариант 2

Слой за слоем падает снег на землю. Каждый слой сначала бывает рыхлый. Снежинки ложатся не плотно друг к другу. Идёт зима. Растут сугробы. Снежный покров становится плотным. А иногда затянется твердой ледяной корочкой – настом. Но как приятно в солнечный зимний денёк лепить снеговика!

Вариант 3

Жили-были старик со старухой. Всё было хорошо, да только детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса. Ребятишки высыпали на улицу поиграть, на ледок салазки выкатили. Старик со старухой на них из окна глядят. – А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем. – Давай, - говорит старуха. Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь – а у Снегурочки губки порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. (Русская народная сказка)

Проверка: устно. Какие выписали однокоренные слова? Какие части слова обозначили? 1 вариант: снегам, снежные, снеговикам, заснеженные, снежки, снегурки. 2 вариант: снег, снежинки, снежный, снеговика. 3 вариант: снежная, снега, Снегурочка.

2.Остров Приставок перед нами.

Ребята в русском языке существует более 40 приставок.

Приставки великие труженицы. Если мы зададимся целью отыскать хотя бы одно маленькое стихотворение или рассказ, где бы не было приставок, то мы поставим перед собой непосильную задачу.

Город Приставкин встретить вас рад.
Здесь вас встречает приставок парад.
Дамы Приставки здесь посмотри
Пишутся слитно с корнем они.
Корень, как истинный гражданин,
Дамам дорогу уступит своим.
Встанут приставки все впереди
С корнем сольются – им по пути. Игра «Да — нет». Хлопните всего разок. Если в слове есть предлог,
А приставку услыхали —
Хором все её назвали. Поехали, до_ школы, перешел, за_ ворота, нарисовать. Что называется приставкой? Физкультминутка . 3.Остров Суффиксов. Чудесные превращения

В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там школа, где они учились строить новые слова. Одно правило в этой школе выпол­нялось всеми обязательно: суффиксам разрешалось стоять только за кор­нем. Остальные правила считались не очень строгими и позволяли каж­дому делать слова на свой вкус и лад. А так как все суффиксы были друг на друга не похожи, то и слова у них получались разные. Озорник -ёнок любил всё уменьшать: кота он превращал в котёнка, слона — в слонёнка. Важный -ищ, наоборот, всех увеличивал и даже огромного великана мог сделать ещё больше — великанищем. Впрочем, у каждого суффикса не­мало историй. Вот послушайте.

Суффикс -ик учился прилежно, а вот его друг, суффикс -ек, был са­мым настоящим прогульщиком: вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть.

Один раз, когда е опять убежал, учитель — суффикс -тель — решил с того дня считать е в суффиксе -ек беглым гласным.

И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом -ек, е все­гда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: замочек — замочка, замочку; платочек — платочка, платочку.

Работа по учебнику

Упр. 242 (с. 125).

- Прочитайте пары слов.

- Какой суффикс у слов первой группы? (-ек.)

- Что с ним происходит при изменении формы слова? (Ис­чезает гласный звук.)

- Какой суффикс у слов второй группы? (-ик.)

- Что с ним происходит при изменении формы слова? (Глас­ный звук не исчезает.)

- Сформулируйте правило.

- Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

- Расскажите о правописании суффиксов -ик и -ек.

- Прочитайте ниже сведения о языке.

- Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

V. Рефлексия

- Спишите, допишите подходящие по смыслу приставки.

..летел ураган, ..бежал первым, ..шёл в дом, ..ехал из города, ..копал яму, ..вязала варежки, ..шёл друга.

- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах суффиксы.

Замоч..к, ключ..к, платоч..к, списоч..к, листоч..к.

- Как правильно обозначить буквой безударный гласный в приставке?

- Когда в слове пишется суффикс -ек, а когда -ик?

- Оцените свою работу на уроке.

VI. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

VII. Домашнее задание

Упр. 241 (с. 125).



Использованная литература:

1. Волина, В. В. Русский язык / В. В. Волина. − М. : Просвещение, 1996.

2. Голубь, В. Т. Уроки обучения русскому языку в 3 классе : практическое пособие / В. Т. Голубь. − Воронеж : ТЦ «Учитель», 2003.

3. Евсюкова, Г. А. Методическая копилка // Начальная школа. – 1998. – № 3. – С. 79.

4. Жиренко, О. Е. Учим русский с увлечением. Формирование орфографической грамотности. 1–4 классы / О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. − М. : 5 за знания, 2007.

5. Жиренко, О. Е. Учим русский с увлечением – 2. Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи. 1–4 классы / О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М. : 5 за знания, 2009.

6. Кли­ма­но­ва Л.Ф., Ба­буш­ки­на Т.В. Рус­ский язык. 3. – М.: Про­све­ще­ние, 2012 (http://​www.​twirpx.​com/​file/​1153023/​)



9






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 3 классе на тему "Правописание приставок и суффиксов"

Автор: Балашова Маргарита Валентиновна

Дата: 25.02.2017

Номер свидетельства: 395581

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок русского языка по теме "Правописание корней -лак-лож" "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-korniei-lak-lozh"
    ["file_id"] => string(6) "175897"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424338187"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание гласных е и и в суффиксах прилагательных -ек- и -ик-"."
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_uroku_russkogo_iazyka_po_teme_pravopisanie_glasnykh_e_i_i_v_suff"
    ["file_id"] => string(6) "530045"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1575388692"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Технологическая карта урока русского языка на тему "Повторение изученного по теме "Морфемика.Орфография"" "
    ["seo_title"] => string(120) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-morfiemika-orfoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "165835"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422881843"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности "
    ["seo_title"] => string(129) "rabota-s-khudozhiestviennym-tiekstom-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-9-m-klassie-kak-sriedstvo-formirovaniia-iazykovoi-ghramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "156784"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421489762"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока по русскому языку по теме «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ» "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-bukvy-o-a-v-kornie-lag-lozh"
    ["file_id"] => string(6) "107452"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403258117"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства