Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе "Имя существительное"»
04.10.2017 Русский язык Кастырина И.В.
Тема: Имясуществительное
Цель:формировать умение распознавать одушевлённые неодушевлённые, нарицательные и собственные имена существительные. развивать умение устанавливать связь слов в предложении. развивать орфографическую зоркость. Развивать речь, наблюдательность, мышление обучающихся.
Развивать познавательный интерес при работе со словарями.
Воспитывать культуру речи, художественное восприятие окружающего мира.
Оборудование: карточки с текстом для учащихся.
Ходурока
I. Организационныймомент
II. Проверкадомашнегозадания
III. Актуализациязнаний
(Работа в группах.)
— Разделите слова на группы.
Лиса, и, пушистый, на, листья, в, бегает, заманчивая, а, интересуется, по, осеннее, но, читаем, книга.
— По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)
— Какие слова отнесли к первой группе? (Лиса, листья, книга.)
— Что обозначают эти слова? (Предмет.)
— На какие вопросы отвечают эти слова? (Кто? Что?)
— Какие слова вы отнесли ко второй группе? (Пушистый, заманчивая, осеннее.)
— Что обозначают эти слова? (Признак предмета.)
— На какие вопросы отвечают эти слова? (Какой?Какая?Какое?)
— Какие слова вы отнесли к третьей группе? (Бегает, интересуется, читаем.)
— Что обозначают эти слова? (Действие предмета.)
— На какие вопросы отвечают эти слова? (Что делает ? Что делаем ?)
— Какие слова отнесли к следующей группе? (На, в, по.)
— К какой части речи они относятся? (Предлоги.)
— Какие слова отнесли к последней группе? (И, а, но.)
— К какой части речи они относятся? (Союзы.)
IV. Самоопределениекдеятельности
(Работа в парах.)
— Прочитайте слова.
Осень, листва, книга, книжный, луг.
— Какое слово лишнее? Почему? (Книжный — это имя прилагательное.)
— К какой части речи относятся остальные слова? (Имена существительные.)
— Что вы знаете об имени существительном?
— Приведите примеры имён существительных.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работапотемеурока
1. Работа по учебнику
Упр. 93 (с. 55).
— Прочитайте текст. Как можно его озаглавить?
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Прочитайте предложение, которое вы выписали. (А управляет трактором тракторист.)
— Назовите одушевлённое имя существительное. (Тракторист.)
— На какие вопросы отвечают одушевлённые имена существительные? (Кто?)
— Назовите неодушевлённое имя существительное. (Трактор.)
— На какие вопросы отвечают неодушевлённые имена существительные? (Что?)
2. Работа со словом из словаря
— Отгадайте загадку.
Богатырь идёт железный,
Но работник он полезный.
Тащит плуги за собой,
Разговор ведёт с весной. (Трактор.)
— Найдите слово трактор в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом трактор, запишите.
— Запомните написание этого слова.
Работа по учебнику
Упр. 94 (с. 55).
— Прочитайте внимательно пары слов. Сравните их.
— К какой части речи относятся данные слова? Докажите.
— Чем они похожи? (Написанием.)
— Чем отличаются? (Ударением.)
— А что можно сказать про лексическое значение этих пар слов? (Лексическое значение слов разное.)
— Объясните значение каждого слова.
— Назовите имена существительные, которые употреблены в единственном числе. Приведите свои примеры.
— Назовите имена существительные, которые употреблены во множественном числе. Приведите свои примеры.
— Выполните письменное задание к упражнению.
VI. Физкультминутка
VII. Закреплениеизученногоматериала
Работа по учебнику
Упр. 95 (с. 55).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся читают по одному сочетанию слов и называют имена собственные.)
— Какие слова пишутся с большой буквы? Приведите примеры.
2. Упражнение в написании имён собственных
— Определите на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию.
— Назовите слова, одинаковые по звучанию.
VIII. Рефлексия
— Выпишите имена существительные.
— Какие имена существительные называются одушевлёнными? неодушевлёнными? Приведите примеры.
— Что обозначают имена существительные в единственном числе? во множественном числе? Приведите примеры.
— Какие имена существительные называются собственными? Приведите примеры.