развивать мышление, речь, самоконтроль и взаимоконтроль;
создать условия для воспитания стремления к сотрудничеству, взаимопомощи.
Задачи: Формировать УУД:
Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать своё предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания – незнания); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи.
Оборудование для учителя: презентация по теме.
Оборудование для учеников: рабочая тетрадь, карточки для групповой работы.
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности .
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Минута чистописания. Работа над словарными словами.
1.Кк
Мальчики пропишите слоги, в которых буква к будет обозначать твёрдый согласный звук, а девочки слоги, в которых буква к обозначает мягкий согласный звук.
Поменяйте местами буквы в слогах и запишите соединения.
Если ручкой я пишу, Не верчусь и не спешу, Буква к букве по линейке Аккуратно вывожу.
Проверка. Самооценка.
2.Словарная работа. Игра «Зоркий глаз» (Слайд)
к р н д ш
п н л
п р т ф ль
т т р дь
- Что объединяет слова - отгадки? (Это словарные слова, написание которых надо запомнить.) Проверка.Самооценка.
III. Актуализация в пробном учебном действии. Определение темы урока.
- Подумайте, на какие 2 группы можно разделить эти слова и назовите тему нашего урока.
«Слово и формы этого слова. Родственные слова». (Слайд)
- Из данного списка девочки запишите родственные слова - к слову карандаш, а мальчики – разные формы этого слова.
- Поднимите руку, у кого при выполнении задания не возникло затруднений? Кто справился с заданием правильно?
Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности.
Работа с картинкой в учебнике на с.89.
- А вот у Миши Иванова (герой учебника) при выполнении таких заданий постоянно возникают трудности. Мише даже приснился страшный сон:
– Я ничего не различаю: не могу сказать, где ЭТО слово, а где ДРУГОЕ… Кошмар! Что же мне делать?!
-Прочитайте слова, записанные на картинке. (Рыбка, рыба, рыбёшка, рыбища)
-Какой темой объединены эти слова?
-Какая проблема возникла у Миши? (Миша запутался и не может понять разные это слова или это одно и тоже слово в разных формах)
- Какую цель мы перед собой ставим? (Помочь Мише разобраться, где формы слова, где разные слова, родственные)
- Какова главная цель урока? (Научиться различать формы слова и родственные слова)
- Анишит Йокоповна сказала Мише, что самое верное лекарство от ночных кошмаров – это упражнения и тренировка.
2.Составление плана работы.
-Давайте спланируем нашу работу. Какие учебные задачи мы будем решать на уроке?
1. Провести исследование и выяснить, как отличить формы слова от родственных слов.
2.Составить алгоритм работы над словами.
3. Применить полученные знания в практической работе. (Слайд)
3.Повторение
Поиграем в игру «Верно – неверно:
Хлопаем в ладоши, если верно.
- Окончание – это неизменяемая часть слова
- Основа – это часть слова без окончания.
- Окончание – это – изменяемая часть слова.
- Родственные слова – это слова, имеющие общую часть, в которой заключён их общий смысл.
Самооценка
IV. Объяснение нового материала.
1. Работа над словами из толкового словаря.
-Какова наша 1учебная задача?
-Что значит исследовать?
Кто такой исследователь?
Где мы можем узнать значение слова?
Чтение подготовленными детьми слов из словаря.
2.Работа по исследованию слов.
Я предлагаю провести исследование слов и сделать выводы.
Исследование 1
Выдвинем 1 гипотезу (предположение): (Слайд)
-если это одно слово, но в разных формах, то и основы у слов одинаковые.
Проверяем гипотезу.
Работа в парах.
Работа над упражнением 61
(Подели слова на 2 группы: в первую выпиши формы одного слова, а во вторую формы другого слова.
Стул, стулья, на стуле.
Стульчик, под стульчиком, стульчики.
- Что вам послужит подсказкой при выполнении задания?
(Два ученика работают у доски со словами из учебника)
Проверка гипотезы
- Давайте ознакомимся с результатами ваших исследований
(Дети сообщают о своих выводах)
- Подтвердилась ли выдвинутая гипотеза? (Да)
- Какой же вывод следует из этого?
Вывод: (Слайд) Это формы одного слова, потому что у них одинаковые основы.
Самооценка
Исследование 2 (Слайд)
2 гипотеза:
- если это разные слова, то они обозначают совсем разные предметы
Проверяем эту гипотезу.
-Анишит Йокоповна спросила Мишу: слова стол и стул – это разные слова? (Слайд)
-Как вы ей ответите?
-Вам легко или трудно было ответить на этот вопрос?
-А почему вы уверены, что слова стол и стул – это 2 разных слова?
(Слова обозначают разные предметы)
Подтвердилась ли выдвинутая гипотеза? (Да)
- Какой же вывод следует из этого?
Вывод. Разные слова обозначают разные предметы
Исследование 3 (Слайд)
3 гипотеза:
если разные слова, но сходные по смыслу и у них разные основы, тогда это родственные слова.
-Слова стол и столик – это два разных слова? – спросила снова Мишу Анишит Йокоповна? (Слайд)
Миша сказал, что ему трудно ответить на этот вопрос.
-Вы можете сказать, что затрудняет Мишу ответить на этот вопрос. Может быть, слова стол и столик, чем – то похожи? Чем же именно?
- А чем же они тогда различаются?
-Запишите в тетрадь слова стол – столик, выделите в них окончания, основы, общую часть.
-Чем же различаются эти слова?
- СТОЛ и СТОЛИК – разные НЕ ПОТОМУ, что они обозначают разные предметы, а потому, что у них разные основы.
Во второе слово входит часть, которой нет у первого, – часть -ик-.
Миша понимает, что слова СТОЛ и СТУЛ означают совершенно разные предметы, значит это разные слова, а вот слова СТОЛ и СТОЛИК – сходные предметы. Более того, эти два последних слова имеют общую часть, которая одинаково пишется. Именно поэтому можно подумать, что это вовсе не разные слова, а формы одного слова. Вот что затрудняет Мишу.
Вывод: Правило на с.91
-Справились мы с этой учебной задачей?
Физкультминутка
Дидактическая игра
Я называю животное, а вы его детёныша. Если слова являются родственными хлопаете, если нет топаете.
Лягушка – лягушонок
Заяц – зайчонок
Медведь – медвежонок
Корова – телёнок
Лиса – лисёнок
Собака – щенок
Овца – ягнёнок
Ёж - ежонок
V. Составление алгоритма.
- Какова наша следующая учебная задача?
(Составить алгоритм работы над словами) (Слайд)
1 шаг. Выделить окончание .
2 шаг. Выделить основу.
3 шаг. Выделить корень.
4.Сравнить основы:
Если основы одинаковые – это формы одного слова.
Если основы разные, в словах есть общая часть -это родственные слова.
- Какой была наша учебная задача? Выполнили мы её?
VI. Первичное закрепление.
- Какова наша следующая учебная задача?
(Применить полученные знания на практике)
Давайте вернёмся к словам на с.89, которые привели в замешательство Мишу.
Запишите данные слова столбиком, используя алгоритм, объясните, что это: формы одного слова или родственные слова. (1 ученик у доски)
Самооценка
Упр.65 «Мамина песенка»
1ряд - Выпишите слова, подчёркнутые одной чертой
2ряд – Выпишите слова на жёлтом фоне
3 ряд – Выпишите слова, выделенные жирным шрифтом
Действуя по алгоритму, выясните являются эти слова родственными или это формы одного слова.
Самооценка
3.Работа в группах.
А сейчас отправимся на рыбалку. (На вырезанных из бумаги рыбках напечатаны слова)
Найдите в каждой группе лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.
Разделите слова на 2 группы: родственные и формы слова. В аквариум (картинка) поселите только тех рыбок, на которых написаны слова являющиеся родственными.
1 группа
Вода, водный, воды, водичка, водитель, водой
2 группа
Лиса, лисёнок, лисичка, лису, лист, лисой.
3 группа
Гора, горка, горой, горный, город, гору
4 группа
Гусь, гусыня, гуся, гусиный, гусак, гусеница.
Самооценка работы в группе.
VII. Подведение итогов исследований.
Я думаю, что Миша всё понял. А вы, ребята, можете дополнить высказывание:
( слайд)
VIII. Рефлексия.
- Какую цель ставили?
- Удалось ли её достичь?
Оцените свою деятельность на уроке на листе самооценки.
IX. Д.з. На выбор:
Карточка 1- зелёная
Спиши группы однокоренных слов. Выдели корень.
Сад, садовник, садик, высадить, садовод.
Белый, беляк, белеть, беленький.
Дождик, дождь, дождевой, дождевик.
Карточка 2 - красная
Придумать родственные слова к слову вода, земля, дом, дождь. Записать формы этих слов.
Используемые источники:
А.А.Коржукова «Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс» Москва «ВАКО» 2012.