kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Слово и формы этого слова. Родственные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводился в рамках единого  методического дня. УМК "Перспективная начальная школа"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Слово и формы этого слова. Родственные слова"»

МБОУ «Коношеозерская СШ им. В.А.Корытова»











Урок русского языка

во 2 классе по программе

«Перспективная начальная школа»





Учитель начальных классов -

Кавадеева Лена Николаевна



















п. Коноша















Тема урока: Слово и формы этого слова. Родственные слова.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, групповая.

Цель: Создать условия для сравнения разных форм одного слова и родственных слов.

Задачи:

научить отличать формы слова от родственных слов;

содействовать развитию интеллектуально-творческого потенциала учеников;

формировать навыки исследовательской деятельности;

развивать мышление, речь, самоконтроль и взаимоконтроль;

создать условия для воспитания стремления к сотрудничеству, взаимопомощи.



Задачи: Формировать УУД:

  • Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре.

  • Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать своё предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем давать оценку деятельности на уроке.

  • Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания – незнания); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  • Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи.

Оборудование для учителя: презентация по теме.

Оборудование для учеников: рабочая тетрадь, карточки для групповой работы.

  1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности .

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

  1. Минута чистописания. Работа над словарными словами.

1.Кк

Мальчики пропишите слоги, в которых буква к будет обозначать твёрдый согласный звук, а девочки слоги, в которых буква к обозначает мягкий согласный звук.

Поменяйте местами буквы в слогах и запишите соединения.

Если ручкой я пишу,
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке
Аккуратно вывожу.

Проверка. Самооценка.

2.Словарная работа. Игра «Зоркий глаз» (Слайд)

к р н д ш

п н л

п р т ф ль

т т р дь

- Что объединяет слова - отгадки? (Это словарные слова, написание которых надо запомнить.) Проверка. Самооценка.

III. Актуализация в пробном учебном действии. Определение темы урока.

1.На доске:

Карандаш, карандаши, карандашик, карандашом, карандашный.

- Подумайте, на какие 2 группы можно разделить эти слова и назовите тему нашего урока.

«Слово и формы этого слова. Родственные слова». (Слайд)

- Из данного списка девочки запишите родственные слова - к слову карандаш, а мальчики – разные формы этого слова.

- Поднимите руку, у кого при выполнении задания не возникло затруднений? Кто справился с заданием правильно?

  1. Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности.

  1. Работа с картинкой в учебнике на с.89.

- А вот у Миши Иванова (герой учебника) при выполнении таких заданий постоянно возникают трудности. Мише даже приснился страшный сон:

– Я ничего не различаю: не могу сказать, где ЭТО слово, а где ДРУГОЕ… Кошмар! Что же мне делать?!

-Прочитайте слова, записанные на картинке. (Рыбка, рыба, рыбёшка, рыбища)

-Какой темой объединены эти слова?

-Какая проблема возникла у Миши? (Миша запутался и не может понять разные это слова или это одно и тоже слово в разных формах)

- Какую цель мы перед собой ставим? (Помочь Мише разобраться, где формы слова, где разные слова, родственные)

- Какова главная цель урока? (Научиться различать формы слова и родственные слова)

- Анишит Йокоповна сказала Мише, что самое верное лекарство от ночных кошмаров – это упражнения и тренировка.

2.Составление плана работы.

-Давайте спланируем нашу работу. Какие учебные задачи мы будем решать на уроке?

1. Провести исследование и выяснить, как отличить формы слова от родственных слов.

2.Составить алгоритм работы над словами.

3. Применить полученные знания в практической работе. (Слайд)

3.Повторение

Поиграем в игру «Верно – неверно:

Хлопаем в ладоши, если верно.

- Окончание – это неизменяемая часть слова

- Основа – это часть слова без окончания.

- Окончание – это – изменяемая часть слова.

- Родственные слова – это слова, имеющие общую часть, в которой заключён их общий смысл.

Самооценка

IV. Объяснение нового материала.

1. Работа над словами из толкового словаря.

-Какова наша 1учебная задача?

-Что значит исследовать?

Кто такой исследователь?

Где мы можем узнать значение слова?

Чтение подготовленными детьми слов из словаря.

2.Работа по исследованию слов.

Я предлагаю провести исследование слов и сделать выводы.

Исследование 1

Выдвинем 1 гипотезу (предположение): (Слайд)

-если это одно слово, но в разных формах, то и основы у слов одинаковые.

Проверяем гипотезу.

Работа в парах.

Работа над упражнением 61

(Подели слова на 2 группы: в первую выпиши формы одного слова, а во вторую формы другого слова.

Стул, стулья, на стуле.

Стульчик, под стульчиком, стульчики.

- Что вам послужит подсказкой при выполнении задания?

(Два ученика работают у доски со словами из учебника)

Проверка гипотезы

- Давайте ознакомимся с результатами ваших исследований

(Дети сообщают о своих выводах)

- Подтвердилась ли выдвинутая гипотеза? (Да)

- Какой же вывод следует из этого?

Вывод: (Слайд) Это формы одного слова, потому что у них одинаковые основы.

Самооценка

Исследование 2 (Слайд)

2 гипотеза:

- если это разные слова, то они обозначают совсем разные предметы

Проверяем эту гипотезу.

-Анишит Йокоповна спросила Мишу: слова стол и стул – это разные слова? (Слайд)

-Как вы ей ответите?

-Вам легко или трудно было ответить на этот вопрос?

-А почему вы уверены, что слова стол и стул – это 2 разных слова?

(Слова обозначают разные предметы)

Подтвердилась ли выдвинутая гипотеза? (Да)

- Какой же вывод следует из этого?

Вывод. Разные слова обозначают разные предметы


Исследование 3 (Слайд)

3 гипотеза:

если разные слова, но сходные по смыслу и у них разные основы, тогда это родственные слова.

-Слова стол и столик – это два разных слова? – спросила снова Мишу Анишит Йокоповна? (Слайд)

Миша сказал, что ему трудно ответить на этот вопрос.

-Вы можете сказать, что затрудняет Мишу ответить на этот вопрос. Может быть, слова стол и столик, чем – то похожи? Чем же именно?

- А чем же они тогда различаются?

-Запишите в тетрадь слова стол – столик, выделите в них окончания, основы, общую часть.

-Чем же различаются эти слова?

- СТОЛ и СТОЛИК – разные НЕ ПОТОМУ, что они обозначают разные предметы, а потому, что у них разные основы.

Во второе слово входит часть, которой нет у первого, – часть -ик-.

Миша понимает, что слова СТОЛ и СТУЛ означают совершенно разные предметы, значит это разные слова, а вот слова СТОЛ и СТОЛИК – сходные предметы. Более того, эти два последних слова имеют общую часть, которая одинаково пишется. Именно поэтому можно подумать, что это вовсе не разные слова, а формы одного слова. Вот что затрудняет Мишу.

Вывод: Правило на с.91

-Справились мы с этой учебной задачей?

Физкультминутка


Дидактическая игра

Я называю животное, а вы его детёныша. Если слова являются родственными хлопаете, если нет топаете.

Лягушка – лягушонок

Заяц – зайчонок

Медведь – медвежонок

Корова – телёнок

Лиса – лисёнок

Собака – щенок

Овца – ягнёнок

Ёж - ежонок


V. Составление алгоритма.

- Какова наша следующая учебная задача?

(Составить алгоритм работы над словами) (Слайд)

1 шаг. Выделить окончание .

2 шаг. Выделить основу.

3 шаг. Выделить корень.

4.Сравнить основы:

  • Если основы одинаковые – это формы одного слова.

  • Если основы разные, в словах есть общая часть -это родственные слова.

- Какой была наша учебная задача? Выполнили мы её?

VI. Первичное закрепление.

- Какова наша следующая учебная задача?

(Применить полученные знания на практике)

  1. Давайте вернёмся к словам на с.89, которые привели в замешательство Мишу.

Запишите данные слова столбиком, используя алгоритм, объясните, что это: формы одного слова или родственные слова. (1 ученик у доски)

Самооценка

  1. Упр.65 «Мамина песенка»

1ряд - Выпишите слова, подчёркнутые одной чертой

2ряд – Выпишите слова на жёлтом фоне

3 ряд – Выпишите слова, выделенные жирным шрифтом

Действуя по алгоритму, выясните являются эти слова родственными или это формы одного слова.

Самооценка

3.Работа в группах.

А сейчас отправимся на рыбалку. (На вырезанных из бумаги рыбках напечатаны слова)

Найдите в каждой группе лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.

Разделите слова на 2 группы: родственные и формы слова. В аквариум (картинка) поселите только тех рыбок, на которых написаны слова являющиеся родственными.

1 группа

Вода, водный, воды, водичка, водитель, водой

2 группа

Лиса, лисёнок, лисичка, лису, лист, лисой.

3 группа

Гора, горка, горой, горный, город, гору

4 группа

Гусь, гусыня, гуся, гусиный, гусак, гусеница.

Самооценка работы в группе.

VII. Подведение итогов исследований.

Я думаю, что Миша всё понял. А вы, ребята, можете дополнить высказывание:

( слайд)

VIII. Рефлексия.

- Какую цель ставили?

- Удалось ли её достичь?

Оцените свою деятельность на уроке на листе самооценки.

IX. Д.з. На выбор:

Карточка 1- зелёная

Спиши группы однокоренных слов. Выдели корень.

Сад, садовник, садик, высадить, садовод.

Белый, беляк, белеть, беленький.

Дождик, дождь, дождевой, дождевик.

Карточка 2 - красная

Придумать родственные слова к слову вода, земля, дом, дождь. Записать формы этих слов.







Используемые источники:

А.А.Коржукова «Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс» Москва «ВАКО» 2012.

Интернет – ресурсы.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка "Слово и формы этого слова. Родственные слова"

Автор: Кавадеева Лена Николаевна

Дата: 12.02.2018

Номер свидетельства: 456876

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Слово и формы этого слова.   Родственные слова "
    ["seo_title"] => string(46) "slovo-i-formy-etogho-slova-rodstviennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "193529"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427646664"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока русского языка "Однокоренные слова.Корень слова.""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-odnokoriennyie-slova-korien-slova"
    ["file_id"] => string(6) "305176"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457880186"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по русскому языку по теме « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-rodstviennyie-slova-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "236684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444139635"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Урок русского языка  по теме «Приставка как часть слова» "
    ["seo_title"] => string(57) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-pristavka-kak-chast-slova"
    ["file_id"] => string(6) "107136"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403172692"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "презентация урока русского языка на тему: Корень как часть слова"
    ["seo_title"] => string(70) "priezientatsiia-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-korien-kak-chast-slova"
    ["file_id"] => string(6) "315888"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459968904"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства