Цель: развитие социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной, здоровьесберегающей компетенций учащихся.
Задачи: познакомить с предлогом и способом различения предлогов и приставок.
Планируемые достижения учащихся: овладеть способом различения предлогов и приставок.
Ход урока
1. Организационный момент
2.Словарная работа: ( картинный диктант с самопроверкой по заготовленным шаблонам)
3. Актуализация знаний
На доске запись:
– Что это? (Приставки.)
– Что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
– Откроем первую часть таблицы:
| Приставка | |
это | Часть слова | |
пишется | слитно | |
| | |
(По классу развешены слова: влететь, отплыть, донести, съехать, в окно, от берега, до стола, с горы.)
– Соберите слова, в которых есть приставки
На доске: | приставка влететь отплыть донести съехать |
– Остальные слова соберите так, чтобы они подходили к словам первого столбика.
На доске: | приставка влететь отплыть донести съехать | предлог в окно от берега до стола с горы |
– Что заметили?
– Как называются “маленькие слова”? (Появляется табличка – "предлог".)
4. Сообщение темы урока. Целеполагание
– Сформулируйте тему урока (открывается вторая часть таблицы – Предлог)
Задача урока:
– узнать, что такое предлог;
– научиться различать предлог и приставку.
5. “Открытие” учащимися нового
– Посмотрите на слова с предлогами.
– Что уже можете сказать о предлогах? (Открывается вторая часть таблицы):
| Приставка | Предлог |
это | Часть слова | Самостоятельное слово |
пишется | слитно | отдельно |
| | |
– Что общего между предлогами и приставками? (Одинаково произносятся.)
– Как отличить предлог от приставки?
Работа по учебнику: стр.167
Митя побежал по тропинке.
Митя побежал по узкой тропинке.
- Найдите способ различения предлогов и приставок.
Вывод: между предлогом и следующим словом можно поставить слово.
(Открывается нижняя строка таблицы):
| Приставка | Предлог |
это | Часть слова | Самостоятельное слово |
пишется | слитно | отдельно |
вставить слово | нельзя | можно |
– Сформулируйте правило: “Что такое предлог?”
– Проверим по учебнику (с. 167).
Физкультминутка
6. Закрепление
– С помощью учебника научимся применять правило (чтение с. 151 “Учимся применять правило”).
– Как отличить предлог от приставки?
Задание: записать слова, раскрывая скобки.
(по)полю, (по)садить, (за)грибами, (на)ступила, (под)морозить, (под)дверью, (на)машине, (от)бежать, (в)нести, (в)лесу |
Вывод: Как различить предлог и приставку?
7. Самостоятельная работа
– Попробуйте применить это правило самостоятельно.
–Выполните задание на карточке:
1 вариант Отметь слова с предлогами: 1. (от)крывать 2. (по)земле 3. (от)мороза 4. (про)читать 5. (на)столе | 2 вариант Отметь слова с предлогами: 1. (на)рисовать 2. (у)собаки 3. (в)театр 4. (за)ходить 5. (за)окном |
-Под каким номером приставки, предлоги?
-Поднимите руки те, у кого нет ошибок (оценка 5)
у кого одна ошибка (оценка 4)
– Кто понял тему очень хорошо? Кто не понял? Запишите в тетрадь слова.
8. Рефлексия
– О чем сегодня говорили на уроке?
– Что такое предлог?
– Как различить предлог и приставку?
9. Домашнее задание: Рабочая тетрадь стр.78, упр. 4 или упр.5 (по выбору).