Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме: «Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный в корне слова» (2 класс)»
Гмызина Галина Анатольевна,
учитель начальных классов
МКОУ ООШ с.Октябрь
Подосиновского района Кировской области
Конспект урока по предмету «Русский язык» во 2 классе.
Учебник: Русский язык. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий - М.: Просвещение.
Триединая дидактическая цель урока:
Обучающая - создать условия для развития умения проверять написание безударных гласных в корне, овладениями способами проверки.
Распознать в словах проверяемые безударные гласные.
Отработать алгоритм проверки безударной гласной буквы в корне слова.
Развивающая – способствовать развитию орфографической зоркости.
Развивать память, внимание, речь и мышление.
Воспитательная - создать условия для формирования культуры межличностного общения, ,интереса к урокам русского языка.
Планируемые результаты урока (в соответствии с ФГОС):
Учащиеся научатся находить букву безударного гласного звука, написание которого надо проверять, подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренного слова, обосновывать правильность написания слов с безударным гласным звуком.
Формирование УУД у учащихся на уроке:
Регулятивные:
-Принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.
-Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
-Оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные:
-Осознавать познавательную задачу, воспринимать ее на слух, решать ее под руководством учителя.
-Ориентироваться при решение учебной задачи на возможные способы ее решения.
-Устанавливать алгоритм проверки обозначения безударной гласной буквы безударного гласного звука.
Коммуникативные:
-Слушать собеседника и понимать речь других.
-Работать в парах, учитывать мнение партнера, высказывать свое мнение.
-Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные:
-Понимать и оценивать свой вклад в решении общих задач.
-Быть толерантным к чужим ошибкам.
Интеграция:
Русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Организация учебной деятельности:
Индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Оборудование:
Интерактивная доска, мультимедийный проектор, карточки с заданием (раздаточный материал), алгоритм проверки безударной гласной, рабочие листы, кластер технология критического мышления, снежинки с буквами, учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык».
1.Организационный момент, мотивация.
Мотивация учебной деятельности
Учитель: Здравствуйте, ребята! (Эмоциональный настрой к уроку) Дети, в классе вам тепло? (Да) Дети, в классе вам светло? (Да) Прозвенел уже звонок? (Да) Начинаем наш урок? (Да) А хотите вы учится? (Да) Значит, можно всем садиться!
Урок у нас будет необычный. В тетрадях мы писать с вами не будем, а будем работать в рабочих листах. В них прописаны все задания, которые мы будем делать на уроке, а также на столе лежат карточки.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, я сегодня нашла на столе записку. Сейчас я хочу вам ее прочитать. (Слайд) Послушаем: Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята вечером. «Мяч будет, - сказал товарищам Дима. – Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придетcя поиграть в футбол.
Учитель:
- Почему так получилось? Ответ учащихся: Коля допустилошибку. - Какую орфограмму не знал Дима? Ответ учащихся: Способы проверки написания безударной гласной в корне слова. - Как правильно записать это слово? Ответ учащихся: Мяч- с мячом.
Слайд с м…чом-мяч- с мячом
Учитель: - Как вы думаете, что надо делать, чтобы не получилось как у Коли? Ответы учащихся: Не делать ошибок. - Вы все правильно сказали, молодцы! Как вы думаете, над какой орфограммой мы с вами будем работать?
Тема сегодняшнего урока есть у вас на рабочих листах с обратной стороны, прочитайте ее про себя. Давайте вместе поставим цели нашего урока. Для этого мы обратимся к словам – помощникам. На слайде Повторить… Научиться…
Учитель: Итак, приступаем к реализации первой цели.
Слайд
Повторяем правило: Если буква гласная Вызвала сомнение, Ты ее немедленно Поставь под ударение! (смотрим в рабочие листы)
Учитель: - Как можно проверить безударную гласную? Ответы учащихся: Безударный гласный звук поставим под ударение.
Учитель:
-Какими способами можно подобрать проверочное слово для слова с безударным гласным в корне? Ответы учащихся:Форма слова(один, много); однокоренные слова( предмет, признак предмета, действие предмета); большой, маленький. Учитель:
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Учитель: Итак, составляя кластер, мы приступили к реализации второй цели. Продолжим эту работу, но уже в парах. Обратимся к рабочему листу – задание № 1.
1.Подберите к каждому слову проверочное слово. 2.Вставьте пропущенные буквы. 3. Соедините дугой одинаковые гласные в корне проверочного и проверяемого слова.
Работаем по алгоритму – для вас он представлен на карточке и на слайде.
Учитель: Какой способ проверки вы использовали? Ответы учащихся: Один-много.
Учитель: На доске у меня 3 сугроба из слов. Вам нужно в паре достроить сугроб, а для этого надо снежинку с буквой поставить правильно в слово. Подумайте, какую букву в какое слово нужно поставить, чей сугроб вырастает быстрей.
Итак, найдите слово, вставьте букву, и не мешая друг другу прикрепите снежинку к доске.
Зв…но гр…бной сл…ненок
Сл…ва м…ряк д…рить
Стр…жи зв…рьки св…стеть
Гл…за тр…винка стр…ла
Учитель: Какой способ проверкииспользовали? Ответы учащихся: один-много, однокоренные слова, большой-маленький.
упр.2. упр. 4 из электронного приложения к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого Русский язык. 2 класс.
Какой способ проверки использовали? Ответы учащихся: один-много, однокоренные слова, большой-маленький.
5. Физкультминутка
Учитель:Слушаем внимательно слова, которые я буду называть. Если услышите слово, в котором есть только ударный гласный, разводите руки в разные стороны, наклон вперед. Если в слове присутствует ударный и безударный гласный – Руки вдоль туловища, наклон назад.
Слова:лес, игра, гриб, сады, ночь, поля, еж, ежик, грач, дом, море, река, пыль, игла.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Фронтальная работа (найди и исправь ошибку)
Учитель:
Давайте, ребята, вновь поможем Диме исправить ошибки в диктанте, который он написал.
Задание № 2 (Слайд).
Учитель дает детям упражнение и предлагает детям самостоятельно сформулировать задание к нему
Работа на рабочих листах
Задание № 2 (Слайд).
На дваре зема. Дует халодный ветер.
Падает билый снижок.
Учитель:
-Подумайте, как исправить ошибки? Ответы учащихся: Правильно подобрать проверочное слово.
Учитель:
-Какую орфограмму нужно проверять? Ответы учащихся: Безударный гласный звук в корне слова
Учитель:
Каким способом можно подобрать проверочные слова? Ответы учащихся: один-много, однокоренные слова, большой-маленький.
Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, надо почаще собирать гнезда родственных слов. Поработаем в группах.
В рабочем листе записан корень слова, вам нужно найти родственные слова и записать их в строчку, через запятую.
Самостоятельная работа учащихся)
Слайд.
Снег сор лес
Снежок соринка лесок
Снеговик сорняк лесник
Снегурочка сорить лесистый
Учитель: Посмотрите на экран и прочтите слова. Что вы можете сказать про эти слова? (Ответы учащиеся: это слова названия предметов, всё слово – это корень)
Учитель:
Напишите к ним однокоренные слова
1 ряд работает с корнем «снег»,
2 ряд с корнем «сор»,
3 ряд с корнем «лес»
Учитель:
Отметьте орфограммы в написанных словах.
Что мы можем сказать про слова, в которых вы нашли орфограммы? Ответы учащихся: Это проверяемые слова.
Учитель:
А слова, к которым вы подбирали родственные слова.
Ответы учащихся: проверочные.
Упражнение с текстом, резерв с диска.
7.Рефлексия
Учитель:
Итак, какую цель мы ставили в начале урока?
Ответы учащихся: Научиться находить орфограмму с безударной гласной и правильно подбирать проверочное слово разными способами.
Учитель: Какое слово является поверочным?
Ответы учащихся: Слово с ударным гласным в корне.
Учитель: Какими способами можно подбирать проверочное слово? Ответы учащихся:Форма слова и подбор однокоренных слов.
Учитель: Как вы считает, достигли мы поставленных целей урока? Ответы учащихся.
Учитель:
Задание №4
А сейчас каждый в рабочем листе на светофоре раскрасит тот цвет, который, как вы думаете, нужен вам. Слайд
Учитель:
Я напоминаю вам:
Красный--- мне надо быть внимательнее.
Желтый --- у меня не все получилось, но я старался (старалась).
Зеленый --- мне все понятно.
Учитель:
Спасибо за урок!
Слайд
Рабочий лист к уроку
Правило:
Если буква гласная
Вызвала сомнение
Ты ее немедленно
Поставь под ударение.
Задание №1
Подберите к каждому слову проверочное слово. Вставьте пропущенные буквы.
Соедините дугой одинаковые гласные в корне проверочного и проверяемого слова.