kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме: "Отличие глагола от имени существительного"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Используется технология проблемного обучения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме: "Отличие глагола от имени существительного"»


Урок русского языка в 3 классе.

Тема: «Отличие глагола от имени существительного».

Цели: уточнить комплекс признаков, руководствуясь которыми следует

определять принадлежность слова к той или иной части речи на

примере «конфликтных» слов, расширить представление о значении

глаголов в речи;

развивать мыслительную деятельность учащихся, речь, орфографическую зоркость;

формировать интерес к изучению русского языка, умения

сотрудничать друг с другом.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

Личностные УУД: 

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-  определять и формулировать цель урока,

- составлять план решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при составлении памятки к теме урока;

- корректировать и оценивать успешность решения учебной задачи;

-  учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД:

- правильное построение речевых высказываний,

- развивать умения сотрудничать друг с другом при работе в группе, парах.

Познавательные УУД:

 - уметь структурировать знания при определении частей речи, осознанно строить речевое высказывание при составлении памятки;

- поиск и выделение необходимой информации в учебнике;

- находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

Предметные планируемые результаты.

Знать: понятия «части речи», «имя существительное», «глагол», отличительные признаки глагола от имени существительного

Уметь: выделять существенные признаки частей речи, анализировать часть речи по памятке.


Оборудование: учебник русского языка «К тайнам нашего языка» 3 класс, авторы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, тетрадь- задачник 2 часть;

интерактивная доска, карточки с заданиями.

Ход урока.

1. Оргмомент.

1.Эмоциональный настрой учащихся.

- Ребята, какое настроение нужно, чтобы урок получился удачным? Давайте подарим улыбки друг другу.

2. Девиз урока.

- Что ещё пригодится для успешной работы на уроке? Правильно, девиз:

«Учись, смекай, активным будь и к знаниям откроешь путь!»

Сегодня на уроке мы будем:

думать, рассуждать, слушать, наблюдать, доказывать, писать.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Повторение изученного о частях речи.

- Послушайте и скажите, о чём пойдёт речь?

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду - всё в действие придёт.

Летит ракета,

Люди строят здания,

И рожь в полях растёт. (О глаголе)

- А какая часть речи, помогая глаголу, делает нашу речь понятной?

(Имя существительное).

- Что такое глагол?

- Что такое имя существительное?

- Могут ли глаголы и имена существительные изменяться?

- Давайте изменим глаголы по временам, а существительные по падежам.

2. Работа в группах.

- Вспомним правила работы в группе (выбрать выступающего, уметь выслушать товарища, принять общее решение).

1 группа получает карточку с заданием изменить имя существительное цветок по падежам. Каждый учащийся в группе вставляет по очереди падеж, вопрос и имя существительное.

2 группа получает задание распределить слова (решаю, решал, буду решать, читаю, читал, прочитаю, лежать, сидеть, бег, ходьба) по временам:

Настоящее время – что делаю?:


Прошедшее время - что делал?:


Будущее время - что буду делать? Что сделаю?:

III. Постановка учебной проблемы.

- Слова какой части речи вы распределили по временам?

- Какие слова остались лишними? Почему?

- Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег, ходьба?

- Давайте посмотрим, как Антон определил части речи, стр. 84.

- Вы согласны с рассуждением Антона?

- С какой проблемой столкнулись?

(Как правильно определить часть речи).

- Действительно, в русском языке есть так называемые «конфликтные» слова. А что такое конфликт? ( Конфликт – это спор, разногласие). У «конфликтных» слов трудно определить часть речи, например: зелень, зеленеть, вечер, вечереть, шум, шуметь.

- Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, как нужно действовать, чтобы правильно определить часть речи и составить памятку- подсказку.

IV.Решение проблемного вопроса.

- Чтобы ответить на наш проблемный вопрос: как определить часть речи, давайте вспомним три особенности, которыми различаются части речи и посмотрим на какую особенность Антон обратил внимание, а на какие - нет?

1.На какой вопрос отвечает слово.

/Фраза прикрепляется на доску.

-Можно ли ошибиться в вопросе? (Можно.)

- Обратил на эту особенность внимание Антон? (Нет).

2. Что слово обозначает?

/Фраза прикрепляется на доску.

- Можно ошибиться в том, что обозначает слово. (Можно.)

Слово может обозначать действие, например: бег, ходьба, но не быть глаголом и наоборот. Ошибся Антон? (Да).

- Сможем ли по этим двум особенностям верно определить часть речи у «конфликтных» слов? (Нет).

- Какая особенность поможет нам найти правильное решение. Что же ещё мы можем определить у слова?(Как оно изменяется.)

3.Как может изменяться слово.

/Фраза прикрепляется на доску.


- Раньше мы учитывали эту особенность? (Нет).

- Уточним действия, которые нужно выполнять, чтобы правильно определить часть речи, стр.84.

- Вспомним о главных различиях в изменении частей речи, упр. 255.

- Как нужно попробовать изменить слово, чтобы решить, глагол это или имя?

( Если глагол, по временам, если имя по падежам.)

-А имя существительное или имя прилагательное?

(Если имя существительное, то по родам не изменяется, если имя прилагательное - изменяется.)

V. Применение новых знаний на практике.

1. Выполнение упражнения.

- Давайте на «конфликтных» словах уточним, важны ли три особенности, по которым можно точно решить, какой частью речи является слово.

- Откройте тетради, запишите число.

-Выполним упражнение 256. Запишите в столбик слова, выделенные в названии этой части учебника, которые поставили нас перед проблемой, узнай, как можно изменить слова: по падежам и по временам. Напиши свой ответ рядом со словом, укажи часть речи.

лежать – по временам, глагол

сидеть – по временам, глагол

бег – по падежам, имя существительное

ходьба – по падежам, имя существительное

- Сравним наши ответы с ответами Антона. Они такие же?

- Так важна ли третья особенность?

2. Работа над составлением памятки.

-Продолжим составление памятки. Допишите недостающие этапы памятки.

  • на какой вопрос отвечает слово;

  • что слово обозначает;

  • как может изменяться:


по временам? по падежам?


ГЛАГОЛ ИМЯ


изменяется ли по родам?


нет да

имя существительное имя прилагательное


VI. Развитие умения применять новые знания на практике.

- А теперь применим наши знания на практике, работая в парах с «конфликтными» словами. Не забывайте о памятке.

Парам 1 ряда даются слова - любовь, тревога, радость. Подберите глаголы.

Парам второго ряда даются слова – защищать, помнить, мириться. Подберите имена существительные. Запишите в тетрадях пары слов:

любовь – любить ненавидеть

тревога – тревожиться успокаиваться

радость - радоваться печалиться

защита – защищать нападать

память – помнить забывать

мир — мириться ссориться

На интерактивной доске над парами слов изображено солнышко, а над антонимами – туча.

- Эти действия мы должны совершать, для того, чтобы быть чуткими и внимательными ко всему живому в природе. А теперь подберём антонимы к глаголам.

- От этих действий на душе человека становится мрачно, тоскливо, поэтому я хочу чтобы вы не совершали такие поступки. Не зря говорят: «Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Всё лучшее в природе от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека». Помните об этом.

VII. Итог урока.

- Какую проблему мы поставили в начале урока? (Как правильно определять части речи.)

- Как решили эту проблему? (Составили памятку по определению частей речи.)

- Расскажите пункты памятки.

VII. Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке.

- Ребята, у кого осталось хорошее настроение? Следовали мы девизу урока?

(Учись, смекай, активным будь и к знаниям откроешь путь.)

- Оцените свою работу на уроке на лесенке знаний:

зелёный цвет - кто при изучении темы получил прочные знания и не допустил ошибок;

жёлтый цвет – кто имеет хорошие знания, иногда допускал ошибки;

красный цвет – кто испытывал трудности при выполнении заданий.

Учитель оценивает деятельность детей на уроке.

- На уроках русского языка мало уметь писать, надо уметь думать!

Спасибо за урок!

VIII. Домашнее задание.

Упр. 258, памятка.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка по теме: "Отличие глагола от имени существительного"

Автор: Чурсинова Наталья Викторовна

Дата: 10.03.2018

Номер свидетельства: 461268

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Статья на тему "Как развивать интеллектуальные способности на уроках русского языка" "
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-na-tiemu-kak-razvivat-intielliektual-nyie-sposobnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "103328"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402579892"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
    ["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "116664"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412579613"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Сценарий урока русского языка в 5 классе по теме "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ""
    ["seo_title"] => string(89) "stsienariiurokarusskoghoiazykav5klassiepotiemiesamostoiatielnyieisluzhiebnyiechastiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "332715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465131654"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Части речи" УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-na-tiemu-chasti-riechi-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "158781"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421783179"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Урок русского языка. 2 класс. Тема: Части речи "
    ["seo_title"] => string(49) "urok-russkogho-iazyka-2-klass-tiema-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "161731"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422270666"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства