Цель | Предметные – Сформировать первоначальное представление о падежных формах имен существительных, познакомить с названием падежей, шестью парами падежных вопросов. Метапредметные – учить ставить цель на уроке, планировать свои действия, анализировать и сравнивать. Личностные - контролировать свои действия на этапах достижения цели, развивать умение работать в группе. |
Задачи Планируемые образовательные результаты | Образовательная: -развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже. Развивающие: -развитие критического мышления; -развитие внимания; -формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных): -развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; -развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; -развивать умение применять новые знания; -развитие творческих, речевых способностей учащихся; -развитие умения опираться на изученный материал Воспитательные: -воспитание интереса и уважения к родному языку; - воспитание уважения к маме и бабушке, женщине -воспитание ценностного отношения к слову; -создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; -воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма Предметные: - Иметь представление, падеже, падежных формах, склонении, изменять существительные по падежам, определять падеж по вопросу. Метапредметные: - формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе. Личностные - воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия. |
Методы обучения | Словесный, практический, частично-поисковый, демонстрационный. |
Формы работы | Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах. |
Методические приемы | Рассказ учителя, рассказ ученика, составление кластера, проблемные вопросы, практические упражнения. |
Оборудование | Мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран, раздаточный материал (карточки), презентация по теме урока. |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. | Психологический настрой к учебной деятельности. | Подготовка психологического настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация | Рада видеть вас, ребята. Наш урок пора начать. Готовы знанья получать? - -Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. (на экране появляется следующая запись) -Понятна ли вам следующая запись? Нас, всё, у, сегодня, получится! -Что нужно сделать, чтобы эта запись стала понятной всем? Составьте из данных слов предложение. У нас сегодня всё получится! -Я уверена, что у вас сегодня обязательно всё получится, и успех обязательно придёт! -Что вы ждете от сегодняшнего урока? - Откройте тетради. Запишите число, решив орфографические задачи. | | Регулятивные УУД: нацеливание на успешную деятельность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели |
II. Актуализация опорных знаний. Цель: применение изученных знаний при решении учебной задачи; активизация мыслительных операций: сравнение, анализ, аналогию. | Отвечают на вопросы, выполняют предложенные задания | Организует актуализацию опорных знаний необходимых для усвоения нового материала. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | - Ребята, нам пришло письмо из сказочной страны Речь, города Части Речи. А вот кто отправил это письмо неизвестно. Может быть, ответ скрывается внутри письма? Учитель вскрывает письмо и один из учеников читает письмо: « Я самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке – это я. Я даю название всем предметам, явлениям, событиям, абстрактным понятиям, состояниям человека и отвечаю на вопросы кто? что? Отгадайте, ребята моё имя». Дети отгадывают имя, после этого учитель прикрепляет на доску плакат с изображением героя Имени Существительного. - А что вы знаете об имени существительном? (Имеют форму рода и форму числа, могут быть одуш. и неодуш., могут быть нарицательными и собственными) Согласна. Давайте вспомним признаки имени существительного и составим кластер. Имя существительное подготовил для нас несколько заданий. 1.Чистописание Сегодня в чистописании мы повторяем написание букв: м//в//п Мы не зря выбрали именно эти буквы, ведь в них спрятались слова. 2.Словарная работа Дует тёплый южный ветер, Солнышко всё ярче светит. Снег худеет, мокнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? Март. Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? Весна. Он прекрасный и чудесный В тот день он для тебя Словно радость и улыбка Поздравляют все тебя Праздник - Запишите слова к себе в тетрадь, соблюдая одинаковую высоту строчных букв, правильный наклон. - Какая тема объединяет эти слова? «8 Марта». - Подчеркните все орфограммы. Проверьте себя по эталону. -Подберите однокоренные слова разных частей речи. Словарь: праздник, праздничный, праздновать. -А теперь давайте придумаем с одним из тех слов предложение и запишем самое красивое в тетрадь. Например: Восьмое марта – мамин праздник. Вся страна весело празднует Международный женский день. | Актуализируются знания об имени существительном, необходимые для изучения новой темы | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
II1. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач Цель: постановка совместно с классом темы и учебных задач урока | | | На доске открывается текст. - Прочитайте про себя текст. Какова тема этого текста? Назовите главную мысль этого текста. Как можно озаглавить этот текст? Самое прекрасное слово на земле _________________. _________- первое слово, которое произносит человек. У ___________ самые добрые и ласковые руки. Они всё умеют. У __________ самое верное и чуткое сердце. В нём никогда не гаснет любовь. И чем больше твоя любовь к ___________ тем радостнее и светлее жизнь. Давайте всегда помнить о своей __________! - Какое слово встречается в каждом предложении? (мама) - Какой частью речи является повторяющееся слово? (Имя существительное) - Это однокоренные слова? (Нет, это формы одного и того же слова.) - Поставьте к данным словам вопросы. Какие изменения со словами вы наблюдаете при изменении вопроса? (Изменяется окончание.) Скажите, ребята, а зачем вам и вообще всем нужно менять форму слова. Где в жизни это вам пригодиться? (При общении, при написании письма другу и т.д.) - О чем пойдет речь сегодня на уроке, чем мы будем заниматься? (Будем изменять форму слова им. сущ. по вопросам). Тема нашего урока «Падежные формы имен существительных». Постарайтесь сформулировать задачи урока, используя слова: Узнать названия…, вопросы … Познакомиться с …, постараться … Учиться определять … -Итак, каковы же учебные задачи сегодняшнего урока? Узнать названия падежей, вопросы каждого падежа; Познакомиться с правилом, постараться его запомнить; Учиться определять падеж имен существительных. | | Познавательные: постановка и формулирование задач урока. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цели и задачи на уроке с помощью учителя |
IV. Открытие «нового» знания. Цель: Создание условий для формулирования учащимися новых знаний | Участвуют в беседе. Вместе с учителем формулируют тему и задачи урока | Организация подводящего диалога | - Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить название 14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа. А в китайской грамматике существительные не склоняются и никаких падежей нет! - Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А наша задача – запомнить и понять свои 6 падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво. Давайте с ними познакомимся: Именительный (прямой, всегда без предлогов), Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный (косвенные падежи, без предлогов и с предлогами). - -- Обратите внимание, что для указания падежей в работе принято их писать сокращенно. У каждого падежа есть свое слово помощник. - Кто запомнил сколько падежей в русском языке? - В русском языке 6 падежей, которым соответствуют 6 пар вопросов. Давайте их назовем все вместе (называем с вопросами) - Но почему падежи получили такие названия? Хотите узнать? Послушайте сказку. ОТКУДА ПОШЛИ НАЗВАНИЯ ПАДЕЖЕЙ Он еще не родился, а уже думали: Кто он? Что он? Какое ему дать имя? Решили назвать – Именительным. Ждали рождения (кого? чего?) его. Родился – стал Родительным. Пока он был малышом, всё давали (кому? чему?) ему. И он стал Дательным. Но он был и большим озорником, за (кого? что?) за всякие проделки его винили, и он стал Винительным. Потом он подрос, стал творить (кем? чем?) всем, что есть в природе. Стал называться Творительным. Он всем предлагал свою помощь. Заговорили (о ком? о чём?) о нём. И назвали его Предложным. - Теперь понятно откуда произошли такие названия падежей? - Вы их запомнили? Хорошо! - Обратимся к правилу на с.79. Прочитайте правило про себя. - Что значит изменить слова по вопросам? (Изменение слов по вопросам называют изменением по падежам). Работа в тетради. Ребята, напомните какое время года у нас сейчас? (Весна) -А давайте попробуем вместе просклонять слово «весна». Ученик у доски. Я начну, а вы продолжите. (Проговариваем вслух). | Умение слушать, отвечать на вопросы. Уметь изменять им.сущ. по вопросам |
V. Физминутка | Слушают, двигаются, выполняют задания. | Читает текст | Реснички опускаются, Глазки закрываются, Мы спокойно отдыхаем (2 раза) Сном волшебным засыпаем, Дышится легко… ровно… глубоко… Наши руки отдыхают, Ноги тоже отдыхают, Отдыхают… засыпают…(2р.) Шея не напряжена И расслаблена, Губы чуть приоткрываются, Всё чудесно расслабляется. Дышится легко…ровно… глубоко… Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали… Хорошо нам отдыхать, Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем, Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и красиво сесть! | | |
VI.Первичное закрепление нового способа действия Цель: Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий. | Выполняют работу в паре, формулируют вывод | Организует и корректирует объяснение Организует первичное закрепление, контролирует объяснение учащихся, при необходимости корректирует. | -Вернёмся к задачам урока. - Какие учебные задачи решили? (Узнали названия падежей, вопросы каждого падежа) -Что теперь предстоит решить? (научиться определять падеж им.сущ) Работа в парах. А теперь ребята поработайте в парах. И. п. есть (кто?) мама Р.п. рад (кому?) маме Д.п. говорю (о ком?) о маме В.п. вижу (кого?) маму Т.п. нет (кого?) мамы П.п. любуюсь (кем?) мамой - Послушайте задание от имени существительного. Один ученик просклонял, т.е. изменил по вопросам слово «мама». Найдите ошибки. Соотнесите названия падежей с вопросами к ним с помощью стрелок. Отвечает пара. (Проговаривают падеж, вспомогательное слово, вопрос, слово) Остальные проверяют. | Умение сравнивать, делать вывод | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок |
VII. Включение в систему знаний и повторений Цель: создание условий для приобретения учащимися начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач | Выполняют групповую работу | Организует групповую работу учащихся. Наблюдает за работой детей. | Групповая работа. Закрепление знаний падежей. - А сейчас переходим к выполнению следующего задания. Раскройте скобки и поставьте существительные в нужном падеже. Но будьте особенно внимательными. Решить (задача), спустился с (гора), рассказать о (друг), подойти к (бабушка), работать (учитель) - Написание каких слов вызвало затруднение? Почему? Как была решена эта орфографическая задача? - Как вы определяли падеж у существительных, выполняя это задание? (Ставили вопросы, использовали вспомогательные слова.) | Приобретение начального опыта применения лексических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач (выбор падежа существительного в зависимости от вопроса, с которым он связан) | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности | Фиксируют тему и задачи урока, анализируют достигнутые результаты, оценивают свою работу | Организует фиксирование темы и цели урока Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности | – Вот и подошёл к концу наш урок. - Давайте вспомним тему урока? - Какие учебные задачи поставили для себя в начале урока? Достигли ли цели? -Что нового вы узнали на уроке? -Что понравилось? - Какого еще лепестка не хватает нашему цветку? (кластер) -Предлагаю оценить себя. (оценочный лист) -Молодцы, вы замечательно работали. Оценки за урок получают … | | Познавательные: умение структурировать знания Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
IX.Домашнее задание | Высказывают предположения. Слушают учителя. | Объясняет задание | Что предстоит сделать дома? Выучить правило на с. 79, у.105 | | |
Решить (задача), спустился с (гора), рассказать о (друг), подойти к (бабушка), работать (учитель)
Решить (задача), спустился с (гора), рассказать о (друг), подойти к (бабушка), работать (учитель)
И. п. есть (кто?) мама
Р.п. рад (кому?) маме
Д.п. нет (кого?) мамы
В.п. вижу (кого?) маму
Т.п. говорю (о ком?) о маме
П.п. любуюсь (кем?) мамой
И. п. есть (кто?) мама
Р.п. рад (кому?) маме
Д.п. нет (кого?) мамы
В.п. вижу (кого?) маму
Т.п. говорю (о ком?) о маме
П.п. любуюсь (кем?) мамой