Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Неопределенная форма глагола"»
Неопределённая форма глагола( особенности данной формы).
Цели: расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола; развивать умения распознавать глаголы в неопределённой форме, ставить вопросы к ним.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
1.Орфографическая разминка
-Начнем урок с орфографической разминки. Запишем предложение.
Наступила поздняя осень, и по опушке леса шел большой медведь.
-Подчеркни главные и второстепенные члены предложения и укажи над словами часть речи.
III. Подготовка к формулированию темы и цели урока.
1.Работа в группах
-Над какой частью речи мы работали вчера на уроке? (глагол)
- Что такое глагол? (ч.р…отвечает…обозначает)
- Давайте вспомним какие морфологические признаки глагола мы знаем и заполним кластер.
Словарь: кластер это….
Глагол- ч.р., отвечает на вопрос что делает? Что сделает?, обозначает действия предметов, время, по числам, лицо, род, спряжение
-Чтобы сформулировать тему нашего урока сегодня, предлагаю вам выполнить следующее задание.
2.Самоопределение к деятельности.
-Прочитайте слова, которые записаны на доске:
рисовал, нарисую, рисую, рисовать
-К какой части речи они относятся?
-Определите время, число, лицо, род, спряжение у глаголов, найдите лишнее слово. (лишнее слово рисовать)
- Почему оно лишнее? ( морфологич. формы глагола определить нельзя)
- Над какой же темой мы будем работать? ( неопред. форма глагола)
3.Формулирование цели и задач урока.
-Сформулируйте цели урока.
1. Узнаем … относящиеся к н.ф., на какие вопросы они отвечают,
Повторим…. Время, число, лицо, род, спряжение
IV. Первичное усвоение нового знания
1.Самостоятельная работа по формулированию правила
- Предлагаю вам поработать в парах и провести небольшое наблюдение за глаголами неопределенной формы по предложенному плану:
Везти, беречь, страдать, нарисовать
1.На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?
-Давайте обратимся за помощью к нашему учебнику и решим наш спор: суффикс или окончание?
ЧТЕНИЕ ПРАВИЛА П УЧЕБНИКУ С.72
V. Первичное закрепление нового знания
1.Распределительный диктант( самостоятельно)
- Сейчас мы проверим, как вы усвоили новое правило. Предлагаю вам распределительный диктант. Глаголы будете записывать в строчки.
1 стр – наст вр
2 стр- прошв р
3 стр- буд вр
4 стр- н.ф.
Наст: читаю, хожу прошедшее: говорила, летали
Буд: напишу, научусь н.ф.: знать, беречь
ВЫВОД:
-Как же определить глагол н.ф. ( отвечает на вопросы что делать?, что сделать?, имеет суффикс ть, ти, чь)
- Как при помощи вопросов определить вид глагола?
2.Упражнение с разбором у доски с72 №148
VI. Физкультминутка
VII. Дифференцированная работа
1.Работа со слабоуспевающими
Найди лишнее слово в каждой строчке и подчеркни его. Напиши, почему оно лишнее.
1 играть, гулять, думал, петь
2 читает, пишет, считает, дружить
3привезти, принести, отпустил, занести
4рассказал, подмел, расцвести, рассадил
2.Работа со средними учениками
Списать текст. Глаголы в скобках, заменить глаголами н.ф.
Полезные советы.
Когда просыпаешься, нельзя(лежу) в постели. Надо сразу ( встаю) и ( сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполнять) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха.
2.Работа с классом упражнение № 151
— Прочитайте.
— Посмотрите на слова с пропущенными буквами. Что общего у этих слов? (Это слова из словаря, их написание нужно запомнить.)
— Какие буквы запоминали в этих словах?
— Какое из этих слов можно проверить? (Помочь — помощь.)
— Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Как вы будете это делать? (Ставить вопрос.)
— Выполните письменные задания к упражнению.
(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова печь.)
— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
— Можно ли чь назвать суффиксом? (Нет, это часть корня.)
— Запишите в словарик слово расстояние, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Найдите значение этого слова в толковом словаре.
— Составьте предложение со словом расстояние.
4.Дополнительное задание - ***Прочитайте слова.
Спеши и спиши, седеть и сидеть, поласкать и полоскать, развевается и развивается.
— В каких словах безударные гласные написаны неправильно? (Во всех правильно. Здесь записаны слова с разным лексическим значением, следовательно, проверочные слова тоже будут разные.)
— Спишите, рядом запишите проверочные слова.
(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)
VIII. Подведение итогов урока
Сегодняшнее исследование глагола заканчивается.
- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
- Достигли ли мы поставленных целей?
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
- Какой суффикс имеют данные глаголы? (ть, ти, чь)
IX.Рефлексия
-Какое открытие вы для себя сделали?
-Интересно ли вам было на уроке?
-С каким настроением вы работали?
— Кто сегодня справился со всеми заданиями?
— Кому было трудно?
- Мне очень было приятно с вами работать, я увидела умных, заинтересованных ребят. А если что-то не получилось, не беда, мы будем отрабатывать наши знания на следующих уроках.