Просмотр содержимого документа
«Русский язык "Неопределенная форма глагола"»
РУССКИЙ ЯЗЫК 4 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ: Фукс Н.А.
ТЕМА: Неопределенная форма глагола.
ЦЕЛИ: Обеспечить в ходе урока усвоение понятия неопределенная форма глагола. Совершенствовать умения правильно определять и употреблять глаголы в речи, уметь сопоставлять глаголы и вопросы к ним.
Развитие умения выражать свои мысли, развитие словарного запаса, интеллектуальных
способностей. Развитие коммуникативных качеств личности, формирование навыков здорового
Что обозначает слово « здравствуйте»? А что такое здоровье?
Повернитесь друг к другу и пожелайте здоровья и удачи своему соседу за партой.
3. Сегодня на минутке чистописания пропишем два слова, которые успели сказать друг другу
ЗДОРОВЬЕ ЗДРАВСТВУЙ
Обратите внимание на элементы соединения букв зд тв они получаются не у всех.
Какая ловушка спряталась в слове «здравствуй»? Как называются такие буквы? Да, это непроизносимая согласная, как ее проверить? (здоровье)
Тема нашего урока спряталась в загадке
Что без меня предметы?
Лишь названия!
А я приду –
Всё в действие придёт!
Летит ракета, люди строят здания,
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт!
Да, речь пойдёт о глаголах, вернее о начальной (неопределённой) форме глагола.
Я прошу вас внимательно слушать меня, отвечать на вопросы, а за это получать лучи и зажигать свою звезду. Пусть эти маленькие звёздочки, которые вы сегодня зажжёте, станут большими и осветят ваш дальнейший путь. Итак, сказка начинается…
5. Объяснение нового материала.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король. Сам король ничего не делал, а постоянно спрашивал у министров: «Что делать? Что сделать?», а каждый министр отвечал « Я умею делать….»
К О Р О Л Ь
Министр Министр Министр
--ТЬ --ТИ --чь
работать грести печь
решать везти лечь
подметать плести стеречь
строить идти запрячь
отдыхать ползти вовлечь
Слушает король, а сам думает: Кто сделает? Когда сделает? В какое время?
Эта запись формы слова называется НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМОЙ ГЛАГОЛА или ИНФИНИТИВ. Заметьте, на что оканчиваются глаголы? (выделить суффиксы) -- это глагольные
суффиксы, по ним мы можем определить глаголы в неопределённой форме.
Чтение правила стр. 97, 99.
5.Закрепление изученного.
Стр. 97 упр. 349 Выразительное чтение стихотворения учителем и уч-ся,
найти глаголы в неопределённой форме и выделить суффикс ( устно ).
Упр. 350 по вариантам 1- Что делать?, 2- Что сделать?
Начертить, запеть, дать, победить, заработать, решить, простоять, подмести. У короля есть дочка - принцесса, которая хоть и живёт в королевстве, но сов-
сем не воспитана. Она очень любит играть, но совсем не любит читать. Кни-
ги она рвёт, марает, бросает. Помогите принцессе, научите обращаться с книга-
ми. Для этого вставьте в текст нужные глаголы в неопределённой форме, у
глаголов выделить суффиксы.
Книгу нужно … в чистоте. Книгу … перегибать. Нельзя … листы, …, … на книге. Необходимо … книгу.
Слова для справок: рисовать, содержать, беречь, перегибать, вырывать, писать.
Ещё в королевстве живёт принц-обжора, который очень-очень любит конфеты. У него есть сладкая мечте, которую я сейчас прочитаю, а вы по-
старайтесь найти глаголы в неопределённой форме.
Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, сосать,
Чавкать, чмокать, уплетать,
Долго-долго не глотать,
Наслаждаться, смаковать.
Мне не надо в рот смотреть!
Совесть надобно иметь!
Так могу я подавиться
И на месте умереть!
6.Итог урока.
С какой формой глагола мы сегодня познакомились? Почему она так называется? Какие имеет суффиксы?