Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Наречие"»
Тема: Наречие
Цели урока:
- познакомить с наречием, как частью речи;
-формировать у детей чувство языка (умение выражать свои мысли и понимать других).
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать устную и письменную речь.
- воспитывать бережное отношение к языку, как к части истории своего народа.
Оборудование:
1. Мультимедийное оборудование (компьютер, интерактивная доска ), презентация слайдов по теме урок ( Используется в течение всего урока на различных этапах в качестве наглядности, контроля проверки заданий на уроке).
2 .Презентация к уроку.
3. Карточки для групповой работы.
Ход урока
Психолого-мотивационный момент. ( СЛАЙД2)
« Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение» (Бенедикт Спиноза)
Открыли тетради , записали число , классная работа
Чтобы построить дом, нужно приготовить материал – то, из чего мы будем строить.
А из чего строится наша речь?
- В своей речи мы используем слова. ( СЛАЙД 3)
Какая часть речи обозначает слова, называющие людей, животных, предметы, явления природы? (имена существительные) первая буква в минутке чистописания С.
-Слова, называющие признаки? Это имена прилагательные. Вторая букваП.
- Слова, обозначающие действие или состояние? Третья буква Г.
- Слова, которыми можно заменить имена существительные? Четвертая буква М.
Прописывание букв в тетради.
С П Г М СПГМ ПГМС ГМСП
Определите закономерность в данном ряду букв
- Что объединяет все эти буквы?
-Они обозначают согласные звуки.
-Прочитайте, что это?
Обвести вокруг пальца
Держать язык за зубами
Правильно, это фразеологические обороты. Замените их, одним словом.
Обм …нуть, м…лчать (записаны на обратной стороне доски) ( СЛАЙД 4)
Объясните, какие буквы вставите и почему?
-Какая здесь орфограмма?
-Какая это часть речи?
-В какой форме стоят глаголы?
-Какого вида данные глаголы?
-Как определили?
-Запишите глагол обмануть в 3 лице множественного числа, глагол молчать в форме 2 лица единственного числа и разберите их по составу. Обмануть (обманут)молчать (молчишь) ПРОВЕРКА
3.Словарная работа (слайд6 )
Работа с пословицами. Объяснение смысла пословицы.
Записываем по памяти, ВЫДЕЛИТЕ ОРФОГРАММЫ, ОПРЕДЕЛИТЕ СКЛОНЕНИЕ И ПАДЕЖ У СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Лучше ….. в руке, чем ….. в небе.
…..по осени считают.
Выпишите: ( слайд 7)
1 РЯД – СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 1 СКЛОНЕНИЯ В ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖЕ
2 РЯД – СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 3 СКЛОНЕНИЯ В ДАТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ
3 РЯД – СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 2 СКЛОНЕНИЯ В ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖЕ
ВЫПОЛНИТЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ДАННЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (1 У ДОСКИ) ОТ РЯДА ОЦЕНИТЬ
4. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Сегодня на уроке мы будем говорить о частях речи.
Какие части речи бывают?
Какие самостоятельные части речи вы знаете?
А служебные?
Давайте выясним, как хорошо вы их знаете. Работать будем парами. Вам надо распределить данные слова в столбики по определённому признаку, который мы сейчас повторили. На какие группы вы распределили данные слова? ( розовая карточка)
Назовите слова 1 группы (что это за группа)
- Что такое имя существительное?
Назовите слова 2 группы (что это за группа)
- Что такое имя прилагательное?
Назовите слова 3 группы (что это за группа)
- Что такое глагол?
Назовите слова 4группы (что это за группа)
- Что такое имя числительное?
Ниже в столбик запишите те слова, которые не относятся ни к менам сущ-ным, ни к именам прилагательным, ни к глаголам, ни к именам числительным? Зачитайте данные слова
Это слова наречия, с ними уже встречались при синтаксическом разборе предложений.
Наречие в русском языке появились позже других частей речи.( СЛАЙДЫ 10-11)
Слово НАРЕЧИЕ - очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи « приглаголием» (это буквальный перевод). Русские ученые называли её точно также, видя главную функцию наречия в том, что оно должно быть при глаголе ( поэтому приглаголие).
СФОРМУЛИРУЙТЕ ТЕМУ УРОКА « Наречие» (ЗАПИСАЛИ)
Какие цели мы поставим? Сформулируйте их:
У наречий очень много секретов , которые мы будем раскрывать на протяжении нескольких уроков.
- Как выдумаете, что будет обозначать наречие если оно поясняет глагол? (признак этого действия)
- Мы с вами теперь знаем, так какой частью речи являются данные слова
Это все слова – НАРЕЧИЯ.
Рядом с каждым наречием запишите вопрос на который , отвечает данное наречие
СБОКУ( где? Откуда?) ( слайд 12)
НАПРАВО ( куда?),
ДРУЖНО ( как?)
ЗАВТРА( когда?)
Вывод: На какие вопросы отвечают наречия?
Давайте выясним, а как изменяются наречия. ( СЛАЙД 13)
Работать будем по рядам. Возьмите карточку и выполните задание.
1 РЯД – просклонять словосочетание ЯЙЦО ВСМЯТКУ
1. Просклоняйте словосочетание яйцо всмятку.
И. п.________________________________________
Р. п._________________________________________
Д. п._________________________________________
В. п._________________________________________
Т. п._________________________________________
П. п._________________________________________
2. Сделайте вывод об изменении наречия по падежам.
2 РЯД – проспрягать словосочетание ГОВОРИТЬ ГРОМКО
2. Сделайте вывод об изменении наречия по временам и по родам.
Проверяем: 1ряд Наречия не склоняются , т.е не изменяются по числам и падежам
2ряд Наречия не спрягаются , т.е не изменяются по числам и лицам
3ряд Наречия не изменяются по временам и родам,
ТАКИМ ОБРАЗОМ СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД ( слайд 17)
НАРЕЧИЯ НЕИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ, А РАЗ НЕ ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ, ТО У НЕЕ НЕТ ОКОНЧАНИЙ, А ЕСТЬ ТОЛЬКО СУФФИКСЫ. Суффиксы у наречий очень хитрые и с правописанием мы познакомимся на следующих уроках ( Выделите суффиксы у наречий)
СБОКУ, НАПРАВО, ДРУЖНО, ЗАВТРА
- ВСПОМНИТЕ , КАКИМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ НАРЕЧИЯ ?
СОВЕРШЕННО ВЕРНО!
А теперь давайте повторим все что узнали и вспомнили о наречии.
Открыли учебники стр. 168 правило
Продолжите фразу
НАРЕЧИЕ – ЭТО ________________________, КОТОРАЯ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ____________________________, ОСНОВНОЙ ПРИЗНАК НАРЕЧИЯ___________________.
А теперь давайте понаблюдаем, действительно ли нам в речи нужны наречия
Прочитайте предложения СЛАЙ 18
ДОЖДЬ ПРЕКРАТИЛСЯ.
БЫЛ ХОККЕЙ.
НАЧАЛИСЬ СОРЕВНОВАНИЯ.
- ответьте на вопросы, когда прекратился дождь?
Когда был хоккей? Когда начались соревнования? Дополните первое предложение, чтобы стало ясно, когда же прекратился дождь?
( запись предложения, назовите словосочетания в данном предложении)
ПРЕКРАТИЛСЯ ВЧЕРА ( ЗАДАЙТЕ ВОПРОС, НАЙДИТЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ ГЛАВНОЕ И ЗАВИСИМЫЕ СЛОВА)
2 ПРЕДЛОЖЕНИЕ
3 ПРЕДЛОЖЕНИЕ
- С КАКОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ СВЯЗАНЫ НАРЕЧИЯ ПО СМЫСЛУ?
- КАКИЕ СЛОВА ОНИ ПОЯСНЯЮТ?
- Недавно я была свидетелем такого разговора,( сценка стих-я А. Шибаева
« Нормально»
Встретил я вчера одного приятеля. Давно не виделся с ним. Спрашиваю:
- Как живешь?
- Нормально.___________________
- А с учебой как?
- Нормально.__________________________
- Ты, говорят, болел. Теперь – все в порядке?
- Нормально._______________________
- Хорошо, значит?
- Ну, я же говорю – нормально.________________
- Странно ты говоришь.
- Почему? Нормально.__________________________
- Ты считаешь – нормально?
- Нормально.__________________________________
Приятель ушел, а я подумал: «Странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек!»
- Что у вас вызвало улыбку? Почему нельзя использовать слово нормально так , как один из приятелей в разговоре?
РУССКИЙ ЯЗЫК ОЧЕНЬ БОГАТ НАРЕЧИЯМИ, КОТОРЫЕ ДЕЛАЮТ НАШУ РЕЧЬ ТОЧНОЙ, ОБРАЗНОЙ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ!
ЗАЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЯ, КОТОРЫЕ У ВАС ПОЛУЧИЛИСЬ - Какой вывод можно сделать. Для чего же нам необходимо использовать в речи наречия?
А сейчас вам предстоит индивидуальная работа.
Перед вами лежат рабочие листы по теме « Наречие».
В листе 3 задания. Каждое задание оценивается в баллах.
1задание – 6 баллов
2 задание – 6 баллов
3задание – 10 баллов.
Вы можете выбрать любое задание, если вы справились с одним то, можете приступать к следующему заданию.
Рабочий лист
Фамилия Имя__________________
а) Подбери и запиши к наречиям антонимы.
( Если затрудняешься, на парте есть карточка- помощница, которая поможет тебе вспомнить, что такое антонимы)