kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Наречие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет познакомить с частью речи - наречием.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Наречие"»

Тема: Наречие

Цели урока:

- познакомить с наречием, как частью речи;

-формировать у детей чувство языка (умение выражать свои мысли и понимать других).

- развивать орфографическую зоркость;

- развивать устную и письменную речь.

- воспитывать бережное отношение к языку, как к части истории своего народа.

Оборудование:

1. Мультимедийное оборудование (компьютер, интерактивная доска ), презентация слайдов по теме урок ( Используется в течение всего урока на различных этапах в качестве наглядности, контроля проверки заданий на уроке).

2 .Презентация к уроку.

3. Карточки для групповой работы.

Ход урока

  1. Психолого-мотивационный момент. ( СЛАЙД2)

« Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение» (Бенедикт Спиноза)

  1. Открыли тетради , записали число , классная работа

Чтобы построить дом, нужно приготовить материал – то, из чего мы будем строить.

А из чего строится наша речь?

  1. - В своей речи мы используем слова. ( СЛАЙД 3)

Какая часть речи обозначает слова, называющие людей, животных, предметы, явления природы? (имена существительные) первая буква в минутке чистописания С.

-Слова, называющие признаки? Это имена прилагательные. Вторая букваП.

- Слова, обозначающие действие или состояние? Третья буква Г.

- Слова, которыми можно заменить имена существительные? Четвертая буква М.

Прописывание букв в тетради.

С П Г М СПГМ ПГМС ГМСП

Определите закономерность в данном ряду букв

- Что объединяет все эти буквы?

-Они обозначают согласные звуки.

-Прочитайте, что это?

Обвести вокруг пальца

Держать язык за зубами

Правильно, это фразеологические обороты. Замените их, одним словом.

Обм …нуть, м…лчать (записаны на обратной стороне доски) ( СЛАЙД 4)

Объясните, какие буквы вставите и почему?

-Какая здесь орфограмма?

-Какая это часть речи?

-В какой форме стоят глаголы?

-Какого вида данные глаголы?

-Как определили?

-Запишите глагол обмануть в 3 лице множественного числа, глагол молчать в форме 2 лица единственного числа и разберите их по составу. Обмануть (обманут) молчать (молчишь) ПРОВЕРКА

3.Словарная работа (слайд6 )

Работа с пословицами. Объяснение смысла пословицы.

Записываем по памяти, ВЫДЕЛИТЕ ОРФОГРАММЫ, ОПРЕДЕЛИТЕ СКЛОНЕНИЕ И ПАДЕЖ У СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Лучше ….. в руке, чем ….. в небе.

…..по осени считают.

Выпишите: ( слайд 7)

1 РЯД – СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 1 СКЛОНЕНИЯ В ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖЕ

2 РЯД – СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 3 СКЛОНЕНИЯ В ДАТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ

3 РЯД – СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 2 СКЛОНЕНИЯ В ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖЕ

ВЫПОЛНИТЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ДАННЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (1 У ДОСКИ) ОТ РЯДА ОЦЕНИТЬ


4. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Сегодня на уроке мы будем говорить о частях речи.

Какие части речи бывают?

Какие самостоятельные части речи вы знаете?

А служебные?

Давайте выясним, как хорошо вы их знаете. Работать будем парами. Вам надо распределить данные слова в столбики по определённому признаку, который мы сейчас повторили. На какие группы вы распределили данные слова? ( розовая карточка)

Назовите слова 1 группы (что это за группа)

- Что такое имя существительное?

Назовите слова 2 группы (что это за группа)

- Что такое имя прилагательное?

Назовите слова 3 группы (что это за группа)

- Что такое глагол?

Назовите слова 4группы (что это за группа)

- Что такое имя числительное?

Ниже в столбик запишите те слова, которые не относятся ни к менам сущ-ным, ни к именам прилагательным, ни к глаголам, ни к именам числительным? Зачитайте данные слова

ЗЕЛЕНЬ, ЗЕЛЁНЫЙ, ИДЕШЬ, СБОКУ, ПЯТЫЙ, НАПРАВО , СОРОК, МОРСКАЯ, ДРУЖНО, УЧЕБНИК, БРЕСТИ, ЗАВТРА.








СБОКУ, НАПРАВО, ДРУЖНО, ЗАВТРА

Это слова наречия, с ними уже встречались при синтаксическом разборе предложений.

Наречие в русском языке появились позже других частей речи.( СЛАЙДЫ 10-11)

Слово НАРЕЧИЕ - очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи « приглаголием» (это буквальный перевод). Русские ученые называли её точно также, видя главную функцию наречия в том, что оно должно быть при глаголе ( поэтому приглаголие).

СФОРМУЛИРУЙТЕ ТЕМУ УРОКА « Наречие» (ЗАПИСАЛИ)

Какие цели мы поставим? Сформулируйте их:

У наречий очень много секретов , которые мы будем раскрывать на протяжении нескольких уроков.

- Как выдумаете, что будет обозначать наречие если оно поясняет глагол? (признак этого действия)

- Мы с вами теперь знаем, так какой частью речи являются данные слова

Это все слова – НАРЕЧИЯ.

Рядом с каждым наречием запишите вопрос на который , отвечает данное наречие

СБОКУ( где? Откуда?) ( слайд 12)

НАПРАВО ( куда?),

ДРУЖНО ( как?)

ЗАВТРА( когда?)

Вывод: На какие вопросы отвечают наречия?



Давайте выясним, а как изменяются наречия. ( СЛАЙД 13)

Работать будем по рядам. Возьмите карточку и выполните задание.

1 РЯД – просклонять словосочетание ЯЙЦО ВСМЯТКУ

1. Просклоняйте словосочетание яйцо всмятку.

И. п.________________________________________

Р. п._________________________________________

Д. п._________________________________________

В. п._________________________________________

Т. п._________________________________________

П. п._________________________________________

2. Сделайте вывод об изменении наречия по падежам.


2 РЯД – проспрягать словосочетание ГОВОРИТЬ ГРОМКО

Ед. число

1 лицо. Я________________________________________

2 лицо. Ты________________________________________

3 лицо. Он_________________________________________

Мн. число

1 лицо. Мы_________________________________________

2 лицо. Вы_________________________________________

3 лицо. Они. _________________________________________

2. Сделайте вывод об изменении наречия по лицам и числам.


3 РЯД – ИЗМЕНИТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ РАБОТАТЬ ХОРОШО ПО ВРЕМЕНАМ И ПО РОДАМ

1. Измените словосочетание работать хорошо по временам и по родам .

Наст. вр. (что делаю?)_______________________________________

Пр. вр. (что делал?)________________________________________

Буд. вр. (что буду делать?)___________________________________

По родам.

Ж. р. (она)_________________________________________

М.р. (он)_________________________________________

Ср. р.(оно) _________________________________________

2. Сделайте вывод об изменении наречия по временам и по родам.


Проверяем: 1ряд Наречия не склоняются , т.е не изменяются по числам и падежам

2ряд Наречия не спрягаются , т.е не изменяются по числам и лицам

3ряд Наречия не изменяются по временам и родам,

ТАКИМ ОБРАЗОМ СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД ( слайд 17)


НАРЕЧИЯ НЕИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ, А РАЗ НЕ ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ, ТО У НЕЕ НЕТ ОКОНЧАНИЙ, А ЕСТЬ ТОЛЬКО СУФФИКСЫ. Суффиксы у наречий очень хитрые и с правописанием мы познакомимся на следующих уроках ( Выделите суффиксы у наречий)



СБОКУ, НАПРАВО, ДРУЖНО, ЗАВТРА


- ВСПОМНИТЕ , КАКИМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ НАРЕЧИЯ ?

СОВЕРШЕННО ВЕРНО!



А теперь давайте повторим все что узнали и вспомнили о наречии.

Открыли учебники стр. 168 правило

Продолжите фразу

НАРЕЧИЕ – ЭТО ________________________, КОТОРАЯ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ____________________________, ОСНОВНОЙ ПРИЗНАК НАРЕЧИЯ___________________.

А теперь давайте понаблюдаем, действительно ли нам в речи нужны наречия

Прочитайте предложения СЛАЙ 18

ДОЖДЬ ПРЕКРАТИЛСЯ.

БЫЛ ХОККЕЙ.

НАЧАЛИСЬ СОРЕВНОВАНИЯ.

- ответьте на вопросы, когда прекратился дождь?

Когда был хоккей? Когда начались соревнования? Дополните первое предложение, чтобы стало ясно, когда же прекратился дождь?

( запись предложения, назовите словосочетания в данном предложении)

ПРЕКРАТИЛСЯ ВЧЕРА ( ЗАДАЙТЕ ВОПРОС, НАЙДИТЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ ГЛАВНОЕ И ЗАВИСИМЫЕ СЛОВА)

2 ПРЕДЛОЖЕНИЕ

3 ПРЕДЛОЖЕНИЕ


- С КАКОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ СВЯЗАНЫ НАРЕЧИЯ ПО СМЫСЛУ?

- КАКИЕ СЛОВА ОНИ ПОЯСНЯЮТ?


- Недавно я была свидетелем такого разговора,( сценка стих-я А. Шибаева

« Нормально»

Встретил я вчера одного приятеля. Давно не виделся с ним. Спрашиваю:

- Как живешь?

- Нормально.___________________

- А с учебой как?

- Нормально.__________________________

- Ты, говорят, болел. Теперь – все в порядке?

- Нормально._______________________

- Хорошо, значит?

- Ну, я же говорю – нормально.________________

- Странно ты говоришь.

- Почему? Нормально.__________________________

- Ты считаешь – нормально?

- Нормально.__________________________________

Приятель ушел, а я подумал: «Странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек!»

- Что у вас вызвало улыбку? Почему нельзя использовать слово нормально так , как один из приятелей в разговоре?

РУССКИЙ ЯЗЫК ОЧЕНЬ БОГАТ НАРЕЧИЯМИ, КОТОРЫЕ ДЕЛАЮТ НАШУ РЕЧЬ ТОЧНОЙ, ОБРАЗНОЙ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ!

ЗАЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЯ, КОТОРЫЕ У ВАС ПОЛУЧИЛИСЬ - Какой вывод можно сделать. Для чего же нам необходимо использовать в речи наречия?

А сейчас вам предстоит индивидуальная работа.

Перед вами лежат рабочие листы по теме « Наречие».

В листе 3 задания. Каждое задание оценивается в баллах.

1задание – 6 баллов

2 задание – 6 баллов

3задание – 10 баллов.

Вы можете выбрать любое задание, если вы справились с одним то, можете приступать к следующему заданию.

Рабочий лист

Фамилия Имя__________________

  1. а) Подбери и запиши к наречиям антонимы.

( Если затрудняешься, на парте есть карточка- помощница, которая поможет тебе вспомнить, что такое антонимы)


завтра______________________ быстро____________________

справа______________________ тихо______________________

мало________________________ хорошо____________________

б) Используя данные наречия, составь и запиши одно предложение.

______________________________________________________________________

2.а) Подбери и запиши к наречиям синонимы.

( Если затрудняешься, на парте есть карточка- помощница, которая поможет тебе вспомнить, что такое синонимы)


красиво______________________ интересно____________________

тихо_________________________ мелко______________________

близко________________________ печально __________________

б) Используя данные наречия, составь и запиши одно предложение. _________________________________________________________

3. Замените фразеологические обороты наречиями.

Бежать сломя голову ________________________

Учиться с грехом пополам___________________

Свалился, как снег на голову__________________

Жить душа в душу____________________________

Начать работу ни свет ни заря_________________

Надоесть хуже горькой редьки__________________

Уснул как убитый_____________________________

Выполнить работу без сучка, без задоринки

б) Используя данные наречия, составь и запиши одно предложение.

___________________________________________________________________________ А теперь давайте проверим, усвоили ли вы секреты наречий.

Тест « Типичная ошибка»

  1. Верно ли, что слова верхний, правый, весёлый - это наречия?

  2. Наречия изменяются по родам?

  3. В предложении наречия обычно являются обстоятельствами?

  4. Наречие – неизменяемая часть речи?

  5. Наречия бывают единственного и множественного числа?

  6. Наречие отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как?

  7. Наречие чаще всего употребляются с глаголами?

  8. Наречия имеют окончания?

  9. Наречие – обозначает признак действия, качества или предмета

  10. Верно ли, что слова дружно, справа, налево - это наречия?

-?

Итог: Слайд

  1. - На какие вопросы отвечают наречия?

  2. Что обозначают наречия?

  3. С какой частью речи связаны наречия?

  4. Каким членом предложения являются наречия?

  5. Какую роль играют в нашей речи наречия?

  6. Есть ли вопросы на которые вы не получили ответа?

  7. Нам предстоит дальнейшая работа в изучении такой интересной части речи как наречие.


Если будет вам желательно

Действие или признак пояснить,

Это значит: нужно обязательно

Вам наречие на помощь пригласить!



Домашнее задание: стр 168 -169 правило, упр 448

12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок русского языка "Наречие"

Автор: Климова Татьяна Анатольевна

Дата: 07.12.2016

Номер свидетельства: 366792

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Презентация к уроку русского языка "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(51) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "246345"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446360655"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Урок русского языка по теме:ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЕЩЕ ОДНУ ЧАСТЬ РЕЧИ.  Используемая технология: урок-исследование. "
    ["seo_title"] => string(124) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-priedstavliaiem-ieshchie-odnu-chast-riechi-ispol-zuiemaia-tiekhnologhiia-urok-issliedovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "101207"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402410477"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок русского языка по теме "Правописание корней -лак-лож" "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-korniei-lak-lozh"
    ["file_id"] => string(6) "175897"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424338187"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "109611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404821727"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства