Урок русского языка по теме "Понятие о простом и сложном предложении"
Просмотр содержимого документа
«Понятие о простом и сложном предложении »
Схема конспекта урока
Предмет Русский язык__Класс_3__
УМКБунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 3 класс «Школа2100»
Тема урока: Понятие о простом и сложном предложении
Планируемые результаты:
Предметные результаты
– формирование понятия простого и сложного предложения, умения отличать предложения разной структуры, составлять схемы предложений;
– развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о простом и сложном предложении.
Регулятивные УУД
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- контроль и оценка результатов деятельности;
умение составлять алгоритм и последовательность действий;
Коммуникативные УУД
-умение слушать собеседника и вести диалог;
- строить высказывания, аргументированно доказывать свою точку зрения;
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- учиться работать в группе, в паре.
Познавательные УУД
- развитие умений наблюдать, сравнивать, делать выводы, соотносить информацию, представленную в разных формах;
- обобщать и классифицировать по признаку;
.- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные результаты:
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока;
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- готовность открыто выражать свою позицию на уроках.
.Методы и формы обучения: частично-поисковый, самостоятельная работа,
беседа, фронтальная, групповая, в парах.
Оборудование:
проектор, презентация, карточки с заданиями, фломастеры, листы А4
Тип урока: урок открытия новых знаний
Этапы урока, время | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Мотивационно-целевой этап Оргмомент 3 мин. Минутка чистописания. 3 мин | - Добрый день, ребята. Улыбнулись глазками друг другу, нашим гостям, глазки на меня. Пожелаем друг другу доброго дня. Я желаю вам сегодня на уроке плодотворно поработать, показать свои знания и умения. - Слова русского писателя М. Горького прочитает…………. Слайд 1 «Всегда- учиться, всё- знать! Чем больше узнаёшь, тем сильнее станешь» -Как вы понимаете? Слайд 2 -Наш друг Афанасий приглашает нас сегодня в путешествие в страну «Синтаксис». Кому знакомо это слово? -Я предлагаю прочитать значение слова из словаря. Прочитает….. -Значит, что мы сегодня будем делать?
- Проверили посадку. Открыли тетради, записали число. - Найдите в слове синтаксис- звонкую согласную - Напишем в тетради 5 букв /эн/ (учитель показывает на доске) Допишите ряд словом из словаря с двойной согласной н. Устно составьте предложение
|
Читает ученик ( Да, чем больше мы узнаём, тем сильнее в своих знаниях….) Ответы учеников Читает ученик из словаря Продолжать изучать предложения Звонкая согласная Н Работа в тетради |
2. Ориентировочный этап 5мин | - СЛАЙД 3 Афанасий предлагает свое предложение, прочитайте Рыболов принёс домой большой улов. Поработайте в парах. Возьмите карточку зелёного цвета. Дайте характеристику предложению, используя вопросы. Начинает задавать вопросы тот, кто выше ростом в паре, затем меняемся. - Карточка 1 Какое предложение по цели высказывания? Какое предложение по интонации? Распространенное или нераспространённое? Назовите грамматическую основу? Послушаем пару…. -Какое особенное слово заметили в предложении? А в чем особенность ? |
Обсуждение учеников, анализируют предложение Предложение: имеет законченную мысль, слова связаны друг с другом
Работа в паре, ответы на вопросы ( Повествовательное) ( Невосклицательное) Распространенное Рыболов принёс Выступление пары с места рыболов 2 корня Вывод: слова бывают простые, которые состоят из одного корня и сложные – 2 корня, соединены соединительной гласной о или е Оцените свою работу по карточке 1 |
3. Поисково-исследовательский этап 10 мин.
| - Молодцы, Афанасий доволен. Предлагает вам поработать в паре. Возьмите карточку жёлтого цвета. Прочитайте и выполните задание Работа в паре Карточка 2 Прочитайте предложения, выделите грамматическую основу в каждом предложении. Сделайте схему предложения. Отличаются предложения или нет? Чем? СЛАЙД 4 1. На клумбе расцвели красные тюльпаны. 2. Погода стоит чудесная, светит яркое солнце. Работа в группе - Обменяйтесь вашими ответами в группе
- Представители каждой группы выйдите к доске и прикрепите лист со схемой 1 предложения. Кто желает объяснить схему?
- Представители каждой группы выйдите к доске и прикрепите лист со схемой 2 предложения. Кто желает объяснить схему?
- Сравните схемы. Что скажете?
- Какими можно назвать предложения? Почему?
- Кто может озвучить тему нашего урока? Какие задачи мы поставим на урок? СЛАЙД 5 - По какому алгоритму вы работали, чтобы выявить простое или сложное предложение? (составление алгоритма)
СЛАЙД 6 Слова – помощники на слайде Читаю ……….. Нахожу и подчёркиваю ………………………… Делаю вывод:…………………… По ходу выступления учеников учитель щелком мыши выводит текст на слайд СЛАЙД 7 1. Читаю предложение. 2. Нахожу и подчёркиваю грамматическую основу. 3. Делаю вывод: если грамматическая основа одна- простое предложение, если 2 и более – сложное. - Давайте проверим, правильно ли мы рассуждаем. Откроем учебник на странице 173. Ознакомьтесь с правилом. - Что нового узнали? -Оцените свою работу по карточке 2
|
Ученики читают
Обсуждение в паре
Обмен мнениями в группе
Ученики выполняют предложенное задание, затем по команде учителя представители от каждой группы выходят к доске и прикрепляют лист со схемой 1 предложения. Учащиеся, сравнивая результаты, объясняют запись своей схемы. Все группы выражают своё согласие/несогласие сигнальной карточкой. [ ]. Это схема простого предложения. В 1 предложении -1 грамматическая основа: тюльпаны расцвели По команде учителя представители групп вывешивают схему 2 предложения на доску. Верный ответ:[ ], [ ]. Во втором предложении 2 грамматические основы – погода стоит, светит солнце.
В 1 предложении -1 грамматическая основа, а во втором- 2 грамматические основы. Вывод:о одно предложение простое, а другое сложное. Простое предложение – это предложениев котором одна грамматическая основа. Сложное предложение – это предложение в котором несколько грамматических основ. Простые и сложные предложения Уметь отличать простое и сложное предложение
Составление алгоритма в группе Читаю предложение. Нахожу и подчёркиваю грамматическую основу. Делаю вывод: если грамматическая основа одна- простое предложение, если 2 и более – сложное. Если предложение сложное, то грамматические основы разделяются запятой.
Самооценка учащихся |
Физкультминутка 3 мин. | Структура «Микс» Под музыку движемся, музыка останавливается, выполняете задание учителя. Условие - не разговаривать. Группируемся по столько человек, СЛАЙД 8 Сколько слогов в слове осина Сколько звуков в слове семья Сколько звонких букв в слове звонок На какой слог падает ударение в слове лесной | Выполнение физкультминутки 3 человека 5 человек 3 человека 2 человека |
4. Практический этап 10 мин. | Выполнить упражнение по учебнику Упр. 444 стр. 173 - Прочитайте и договоритесь в паре, что надо делать. -Чем будете пользоваться в работе?
- Оцените свою работу на листе самооценки |
- Найти и выписать сложные предложения Пользуются алгоритмом по нахождению сложных предложений. Письменная работа учеников в тетради. Списывают сложные предложения. Взаимоконтроль в паре, сильного ученика |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 5 мин | Карточка 3 (для каждого ученика) Подчеркни грамматическую основу и определите какие это предложения – простые или сложные? Ответы запиши внизу на карточке СЛАЙД 9 1) Лесные ландыши распускаются в мае. 2) Мчат над головой быстрые кулики, несутся стрижи. 3) Самолёт набрал скорость и оторвался от земли. Простые предложения № _________ Сложные предложения №____________ СЛАЙД 10 - Оцените себя по эталону - Оцените свою работу на листе самооценки |
Самостоятельная работа Проверка по эталону
Простые предложения № 1,3 Сложные предложения №2 |
Домашнее задание 3 мин | СЛАЙД 11 Упр.163 стр. 84 из дидактического материала Творческое задание. Составить текст о весне со сложными и простыми предложениями | Выбор и запись домашнего задания |
5.Рефлексивно-оценочный. 3 мин | - Сегодня Афанасий помог нам побывать в стране «Синтаксис», что нового вы узнали сегодня на уроке? - О синтаксисе вы еще много узнаете в старших классах, а знания полученные на уроке помогут вам. СЛАЙД 11 - Оцените свою работу на уроке согласно нашим критериям. Подойдите к нашему дереву прикрепите листочки - У нас получилось нарядное дерево - Не отчаивайтесь у кого не всё получилось, работу еще продолжим на последующих уроках - Спасибо за урок. | Высказывания учеников |
Приложение 1. Лист самооценки
Ф.И. ученика | Карточка 1 | Карточка 2 | Работа с учебником | Карточка 3 |
Антон | | | | |
Богдан | | | | |
| | | | |
[ = – ].
Простое
предложение
[ = – ], [ – = ], [ – = ]. Сложное предложение.
[ – = ], [ – = ]. Сложное предложение.
Просмотр содержимого презентации
«понятие о простом и сложном предложении »