Цели: Закрепить полученные ранее знания о букве Ь: его функции в обозначении мягкости согласного звука в слове и способе переноса слов с Ь в середине.
закрепить знания о мягком знаке как о показателе мягкости предшествующего согласного звука
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный момент | Учитель настраивает детей на урок. - Сегодня на нашем уроке много гостей. Поприветствуйте их. Садитесь. Начнем нашу работу. | |
2. Гимнастика для пальцев | - Чтобы писать красиво, аккуратно, разомнем кисти. Сделаем гимнастику. | Дежурный по классу проводит зарядку для рук с учениками. |
3. Чистописание | - Посмотрите на узор. Какая буква является его основой? Показ учителя на доске. - Пишу Ь, соединяю верхним соединением с прямой наклонной линией, соединяю верхним соединением с буквой Ь. - Обведите букву Ь 10 раз по алфавиту. Выполните узор в тетради. | - Основу узора составляет буква Ь. Дети обводят по алфавиту букву Ь и прописывают узор в тетради. |
Рефлексия | - Чему учились, что отрабатывали, что тренировали? - Оцените на поле тетради свою работу. Красным цветом, если вам работа нравится, и вы считаете, что постарались. Зеленым – если вы постарались, но есть помарки. Синим – если вы считаете, что могли бы выполнить работу лучше. | - Я отрабатывал наклонное написание элементов. - Я развивал глазомер. - Я работал над правильным соединением элементов. Дети анализируют выполнение работы в тетрадях и цветом оценивают себя. |
4. Словарная работа | - Я прочитаю ряд слов, а вы должны запомнить и повторить. Картофель, редис, помидор, морковь, свекла. - Как можно назвать, одним словом? - Назовите лишнее, докажите свой выбор. - Отгадайте, о каком овоще я говорю. Загадка Из норы за холку пышную Я тяну лисицу рыжую. Но не хитрую плутовку А хрустящую … | Дети повторяют слова, которые запомнили. - Их можно назвать – овощи. - Это помидор, т.к. его плоды находятся над землей, а все остальные –корнеплоды, которые находятся в земле. - Морковку. |
4.1 Звуковой анализ слова. (Работа в парах.) | - Работаем в парах. - Произнесите медленно слово - морковь, посчитайте количество звуков: 1 в. – с помощью звуковой линейки; 2 в. – с помощью счетных палочек. - Сопоставьте результат, сделайте вывод. - Запишите транскрипцию этого слова. - Проверь правильность записи по образцу. - Как в транскрипции вы обозначили мягкость согласного звука? | Дети работают в парах. В медленном темпе произносят слово, считают количество звуков в слове, сопоставляют полученный разными способами результат, делают вывод. - Мы пришли к выводу, что в слове морковь 6 звуков. Дети произносят шепотом слово и записывают транскрипцию 1маркоф 1 - Мягкость согласного звука в транскрипции мы обозначили с помощью - ,. |
Рефлексия | - Чему учились, что отрабатывали, что тренировали? - Оцените на поле тетради свою работу. Красным цветом, если вам работа нравится, и вы считаете, что постарались. Зеленым – если вы постарались, но есть помарки. Синим – если вы считаете, что могли бы выполнить работу лучше. | - Я учился записывать транскрипцию слова. - Я тренировался слышать звуки. Дети анализируют выполнение работы в тетрадях и цветом оценивают себя. |
| - Обозначьте красным карандашом гласные звуки. - Произнесите согласные звуки. - На какие группы можно разделить согласные звуки? - Как вы думаете, будет ли совпадать звучание и написание этого слова? - Определите опасные места (места несовпадений) | Дети обозначают звуки 1а, о1 - 1м, р, к, ф 1 - Согласные звуки можно разделить по признаку твердости – мягкости. мяг. - 1, тв. - 3; по признаку звонкие – глухие зв. – 2, глух. – 2 - Я думаю, что написание и звучание этого слова не будет совпадать, т.к. есть звуки в слабой позиции. - Это: звук 1а1, который может обозначаться буквами а, о; звук 1ф 1, который может обозначаться буквами в,ф; обозначение согласного мягкого звука буквой Ь. |
4.2. Введение героя. Самостоятельная работа | - К нам на урок пришли сказочные герои Вини-Пух и Сова из произведения «Вини – Пух и все, все, все». Учитель вывешивает варианты написания слова морков морковь - Они писали слово морковь каждый по-своему и, теперь, не могут прийти к единому мнению. Рассудите их спор. - Верно, ли мы предположили, что звучание этого слова не совпадает с написанием? - Запишите правильный вариант. Разделите слово на слоги Поставьте ударение Выделите орфограммы | - Я думаю, что Сова написала слово правильно, т.к. она обозначила согласный мягкий звук в конце слова с помощью Ь. - Мы предположили верно. Дети выполняют задание учителя и сверяют с образцом, записанным на доске. |
Рефлексия | - Чему учились, что отрабатывали, что тренировали? - Оцените на поле тетради свою работу. Красным цветом, если вам работа нравится, и вы считаете, что постарались. Зеленым – если вы постарались, но есть недочеты. Синим – если вы считаете, что могли бы выполнить работу лучше. | - Я учился делить слова на слоги. - Я тренировался слышать ударный слог и определять ударный гласный звук. - Я тренировался находить «опасные» места в слове и обозначать орфограммы. Дети анализируют выполнение работы в тетрадях и цветом оценивают себя. |
4.3 Ассоциация | - В первом слоге безударный гласный звук 1а1, который на письме может обозначаться буквами а, о. - Безударный гласный звук проверяется ударением. - Подберите проверочное слово. - К какому выводу вы пришли? - Подумайте, что можно сделать, чтобы лучше запомнить написание безударной гласной буквы о в этом слове. | Дети подбирают проверочные слова и приходят к выводу, что безударный гласный звук в слове проверить нельзя. Оно является словарным и его написание необходимо запомнить или посмотреть в орфографическом словаре. Дети предлагают свои ассоциации; высказывают мнение, что буква о по форме напоминает морковь и предлагают превратить ее в этот овощ, дорисовав ботву и хвостик. |
4.4 Подбор родственных слов | - Подберите родственные слова к слову морковь. | Дети подбирают родственные слова: - Морковка, морковный, морковочка. |
4.5 Сообщение о моркови. | - Ребята, вы хотели бы узнать о моркови интересные факты? - Тогда давайте послушаем сообщение, которое приготовили ваши одноклассники. | - Да. 1-й ученик - Морковку люди стали выращивать около 4 тысяч лет назад. На Руси люди стали выращивать морковь с 14 века. Самая ценная часть моркови – корнеплод. 2-й ученик - Чем же полезна морковь? Она источник витамина А. Его называют витамином роста. Полезны семена моркови. Из них делают лекарства для лечения болезней сердца. 3-й ученик - Корнеплоды моркови бывают разной формы. Цвет у моркови не обязательно оранжевый. Есть сорта моркови желтого, белого и даже темно-фиолетового цвета. На доску вывешиваются картинки, на которых демонстрируется разный цвет и необычная форма моркови. |
5. Физминутка | - Мы с вами хорошо поработали. Пора отдохнуть. - Скажите, какой зверь в русском фольклоре очень любит полакомиться морковью? | - Это зайчик. Выходит дежурный, проводит зарядку, имитируя действия, описанные в тексте физминутки. Текст физминутки. Девочки и мальчики, Представьте, что вы зайчики. Лапки – вверх, лапки – вниз, На носочках потянись, Влево, вправо наклонись, Наклонись и потянись. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Девочки и мальчики, Представьте, что вы зайчики. Кто-то зайку напугал. Зайка – прыг! И ускакал. |
6. Постановка проблемы. | - Вернемся к транскрипции слова. Посчитайте количество звуков. - Посмотрите на запись слова. Посчитайте количество букв. - Объясните это несоответствие, используя схему. 1 1 Ь 1--1 | - Я насчитал 6 звуков. - Я насчитал в этом слове 7 букву. - Несоответствие можно объяснить тем, что Ь не обозначает звука, а лишь указывает на мягкость в произношении предшествующего согласного. |
7. Работа над темой урока. Взаимопроверка. Письмо с комментарием. | - Прочитайте «Веселую запоминалку про мягкий знак». - Прочитаем вместе. - Выпишите из этого стихотворения слова, которые оканчиваются на согласный мягкий звук. - Оцените работу своего товарища по следующим критериям: Красным цветом - если выписано более 5 слов Зеленым – если 4 - 5 слов Синим – если выписано 3 или менее 3 слов. - Найдите лишнее слово. - Объясните, как в этих словах, кроме слова мягкий, обозначена на письме мягкость согласного звука? - Выпишем слова, которые в начальной форме отличаются одним звуком по твердости – мягкости. - Какого цвета будет отметка под Ь? - Назовите свои примеры такого несоответствия. -Чему учились, что отрабатывали, что тренировали? | Дети читают текст про себя. Мягкий знак, мягкий знак, Без него нельзя никак. Без него не написать Тридцать, двадцать, десять, пять. Вместо шесть – получим шест. Вместо есть – получим ест. Станут пенками – пеньки, Уголками – угольки, Банка в баньку превратится! Вот что может получиться, Если будем забывать Мягкий знак в словах писать! Дети выписывают слова: - Десять, писать, шесть, тридцать, мягкий, забывать, пять и т.д. Дети оценивают работу товарища. - Это слово – мягкий, т.к. звук 1й1 всегда мягкий и не требует дополнительного обозначения мягкости мягким знаком. - Мягкость согласного звука в этих словах обозначена Ь. Дети совместно выбирают слова и объясняют свой выбор, подчеркивая буквы на месте несоответствия, используя синий и зеленый цвет. Шесть – шест Есть – ест Пеньки – пенки Угольки – уголки Банька – банка - Никакого, т.к. Ь не обозначает звука. - Конь – кон Брать – брат Мель - мел Ель – ел - Мы различали в словах твердые и мягкие звуки, которые обозначаются одной и той же буквой. |
8.Физминутка для глаз | - Мы много поработали. Наши глазки устали. Давайте отдохнем. Учитель проводит зарядку для глаз: Движение глазами вправо - влево, не поворачивая головы. Движение глазами вверх – вниз, не поворачивая головы. Посмотрите на кончик носа, палец вытянутой руки, точка на доске. Поморгайте. Зажмурьтесь. Потрите ладошки и накройте ими глаза, представьте, что тепло ваших рук переходит в глаза. Погладьте себя по голове. | Дети выполняют упражнения для глаз. |
9.1 Работа над правилом переноса слов с Ь в середине слова. 9.2 Самостоятельная работа по карточкам. 9.3 Рефлексия | - Наши герои опять не могут договориться. Они записали слово деньки с переносом. Вот что у них получилось. Кто прав? Ваши мнения. На доске варианты переноса слова: день – ки де – ньки - Сформулируйте правило переноса слов с Ь в середине. - Откройте конверт, который лежит у вас на столе, и достаньте карточку с заданием. Прочитайте, выполните задание. - Проверьте свою работу по образцу. -Чему учились, что отрабатывали, что тренировали? - Оцените свою работу. | - Я думаю, что первый вариант переноса правильный, т.к. мы переносим по слогам, а Ь относится к первому слогу. - При переносе слов с Ь в середине, мягкий знак не переносится. Дети выполняют задание: записывают слова, деля их для переноса. пальто мальчик пальма коньки ЗВИ Приведите примеры переноса слов с Ь в середине. Дети сверяют по образцу выполненную работу: паль - то маль - чик паль - ма конь - ки - Я повторил правило переноса слов с Ь в середине. Дети анализируют выполнение работы в тетрадях и цветом оценивают себя. |
10. Рефлексия и самооценка. | - Наш урок подходит к концу. Подведем итог. - Что нового узнали на уроке? - Что повторили? - Чему учились? - Для того чтобы лучше запомнить эту тему, давайте украсим Ь цветами. Для этого оцените свою работу на уроке, возьмите из конверта цветок нужного цвета, а в серединке нарисуйте, какое настроение было у вас на протяжении всего урока. Подойдите к доске и приклейте на плакат цветок. - Посмотрите, какой замечательный Ь у нас получился. - Спасибо за работу! | - Я познакомился с новым словарным словом и узнал интересные сведения о моркови. - Я повторил правило переноса слов с мягким знаком в середине слова. - Я учился сопоставлять звуковой состав слова с его написанием. - Я учился определять в слове согласный мягкий звук, кроме звуков 1ч, й, щ1 и обозначать его мягкость с помощью буквы Ь. Дети анализируют выполнение работы в тетрадях и выбирают цветок нужного цвета, подходят к доске и приклеивают на плакат. На плакате появляется цветной Ь. |