kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ь – показатель мягкости предшествующего согласного звука

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен в соответствии с ФГОС по УМК "Школа России".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ь – показатель мягкости предшествующего согласного звука»

Урок русского языка в 2 классе

УМК: Школа России

Учитель: А.В.Королева



Тема: Ь – показатель мягкости предшествующего согласного звука


Цели: Закрепить полученные ранее знания о букве Ь: его функции в обозначении мягкости согласного звука в слове и способе переноса слов с Ь в середине.

Задачи:

  1. Обучающая: закрепление знаний о мягком знаке как о показателе мягкости предшествующего согласного звука.

  2. Развивающая: развитие умения обозначать на письме мягкость согласного звука с помощью Ь, применять на практике правило деления для переноса слов с Ь в середине; развивать внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, сравнивать, анализировать, формулировать вывод по результатам сравнения и наблюдения.

  3. Воспитательная: воспитание умения работать сообща, помогая, друг другу, аккуратности при выполнении работы.


Планируемый результат:

закрепить знания о мягком знаке как о показателе мягкости предшествующего согласного звука


На уроке формируются следующие УУД:

  1. Личностные: проявить терпение, доброе отношение друг к другу.

  2. Регулятивные: контролировать выполнение работы по этапам, сравнивая результат действия с эталоном, заданным учителем; оценивать результат работы.

  3. Познавательные: анализировать звуко-буквенный состав слова, наблюдать и устанавливать способ обозначения мягкости согласного звука на письме с помощью Ь, сравнивать количество звуков и букв в словах, объяснять расхождение, выделять в словах парные согласные звуки по мягкости - твердости.

  4. Коммуникативные: участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

  5. Знаково-символические: переводить устную речь в схемы и наоборот.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Учитель настраивает детей на урок.

- Сегодня на нашем уроке много гостей. Поприветствуйте их. Садитесь. Начнем нашу работу.


2. Гимнастика для пальцев

- Чтобы писать красиво, аккуратно, разомнем кисти. Сделаем гимнастику.

Дежурный по классу проводит зарядку для рук с учениками.

3. Чистописание

- Посмотрите на узор. Какая буква является его основой?

Показ учителя на доске.

- Пишу Ь, соединяю верхним соединением с прямой наклонной линией, соединяю верхним соединением с буквой Ь.

- Обведите букву Ь 10 раз по алфавиту. Выполните узор в тетради.

- Основу узора составляет буква Ь.







Дети обводят по алфавиту букву Ь и прописывают узор в тетради.


Рефлексия

- Чему учились, что отрабатывали, что тренировали?

- Оцените на поле тетради свою работу.

  • Красным цветом, если вам работа нравится, и вы считаете, что постарались.

  • Зеленым – если вы постарались, но есть помарки.

  • Синим – если вы считаете, что могли бы выполнить работу лучше.

- Я отрабатывал наклонное написание элементов.

- Я развивал глазомер.

- Я работал над правильным соединением элементов.










Дети анализируют выполнение работы в тетрадях и цветом оценивают себя.

4. Словарная работа

- Я прочитаю ряд слов, а вы должны запомнить и повторить.

Картофель, редис, помидор, морковь, свекла.

- Как можно назвать, одним словом?

- Назовите лишнее, докажите свой выбор.




- Отгадайте, о каком овоще я говорю.

Загадка

Из норы за холку пышную

Я тяну лисицу рыжую.

Но не хитрую плутовку

А хрустящую …



Дети повторяют слова, которые запомнили.




- Их можно назвать – овощи.

- Это помидор, т.к. его плоды находятся над землей, а все остальные –корнеплоды, которые находятся в земле.





- Морковку.

4.1 Звуковой анализ слова.

(Работа в парах.)

- Работаем в парах.

- Произнесите медленно слово - морковь, посчитайте количество звуков:

1 в. – с помощью звуковой линейки;

2 в. – с помощью счетных палочек.

- Сопоставьте результат, сделайте вывод.


- Запишите транскрипцию этого слова.


- Проверь правильность записи по образцу.

- Как в транскрипции вы обозначили мягкость согласного звука?


Дети работают в парах. В медленном темпе произносят слово, считают количество звуков в слове, сопоставляют полученный разными способами результат, делают вывод.




- Мы пришли к выводу, что в слове морковь 6 звуков.


Дети произносят шепотом слово и записывают транскрипцию

1маркоф 1



- Мягкость согласного звука в транскрипции мы обозначили с помощью - ,.

Рефлексия

- Чему учились, что отрабатывали, что тренировали?

- Оцените на поле тетради свою работу.

  • Красным цветом, если вам работа нравится, и вы считаете, что постарались.

  • Зеленым – если вы постарались, но есть помарки.

  • Синим – если вы считаете, что могли бы выполнить работу лучше.

- Я учился записывать транскрипцию слова.

- Я тренировался слышать звуки.











Дети анализируют выполнение работы в тетрадях и цветом оценивают себя.


- Обозначьте красным карандашом гласные звуки.

- Произнесите согласные звуки.

- На какие группы можно разделить согласные звуки?







- Как вы думаете, будет ли совпадать звучание и написание этого слова?



- Определите опасные места (места несовпадений)

Дети обозначают звуки 1а, о1


- 1м, р, к, ф 1


- Согласные звуки можно разделить по признаку твердости – мягкости.

мяг. - 1, тв. - 3;

по признаку звонкие – глухие

зв. – 2, глух. – 2


- Я думаю, что написание и звучание этого слова не будет совпадать, т.к. есть звуки в слабой позиции.


- Это: звук 1а1, который может обозначаться буквами а, о; звук 1ф 1, который может обозначаться буквами в,ф;

обозначение согласного мягкого звука буквой Ь.

4.2. Введение героя.























Самостоятельная работа


- К нам на урок пришли сказочные герои Вини-Пух и Сова из произведения «Вини – Пух и все, все, все».


Учитель вывешивает варианты написания слова

морков

морковь


- Они писали слово морковь каждый по-своему и, теперь, не могут прийти к единому мнению. Рассудите их спор.


- Верно, ли мы предположили, что звучание этого слова не совпадает с написанием?

- Запишите правильный вариант.

  • Разделите слово на слоги

  • Поставьте ударение

  • Выделите орфограммы











- Я думаю, что Сова написала слово правильно, т.к. она обозначила согласный мягкий звук в конце слова с помощью Ь.


- Мы предположили верно.





Дети выполняют задание учителя и сверяют с образцом, записанным на доске.

Рефлексия

- Чему учились, что отрабатывали, что тренировали?

- Оцените на поле тетради свою работу.

  • Красным цветом, если вам работа нравится, и вы считаете, что постарались.

  • Зеленым – если вы постарались, но есть недочеты.

  • Синим – если вы считаете, что могли бы выполнить работу лучше.

- Я учился делить слова на слоги.

- Я тренировался слышать ударный слог и определять ударный гласный звук.

- Я тренировался находить «опасные» места в слове и обозначать орфограммы.







Дети анализируют выполнение работы в тетрадях и цветом оценивают себя.

4.3 Ассоциация

- В первом слоге безударный гласный звук 1а1, который на письме может обозначаться буквами а, о.

- Безударный гласный звук проверяется ударением.

- Подберите проверочное слово.

- К какому выводу вы пришли?

- Подумайте, что можно сделать, чтобы лучше запомнить написание безударной гласной буквы о в этом слове.





Дети подбирают проверочные слова и приходят к выводу, что безударный гласный звук в слове проверить нельзя. Оно является словарным и его написание необходимо запомнить или посмотреть в орфографическом словаре.


Дети предлагают свои ассоциации; высказывают мнение, что буква о по форме напоминает морковь и предлагают превратить ее в этот овощ, дорисовав ботву и хвостик.

4.4 Подбор родственных слов

- Подберите родственные слова к слову морковь.

Дети подбирают родственные слова:

- Морковка, морковный, морковочка.

4.5 Сообщение о моркови.

- Ребята, вы хотели бы узнать о моркови интересные факты?

- Тогда давайте послушаем сообщение, которое приготовили ваши одноклассники.

- Да.


1-й ученик

- Морковку люди стали выращивать около 4 тысяч лет назад. На Руси люди стали выращивать морковь с 14 века. Самая ценная часть моркови – корнеплод. 2-й ученик


- Чем же полезна морковь? Она источник витамина А. Его называют витамином роста. Полезны семена моркови. Из них делают лекарства для лечения болезней сердца.

3-й ученик

- Корнеплоды моркови бывают разной формы. Цвет у моркови не обязательно оранжевый. Есть сорта моркови желтого, белого и даже темно-фиолетового цвета.

На доску вывешиваются картинки, на которых демонстрируется разный цвет и необычная форма моркови.

5. Физминутка

- Мы с вами хорошо поработали. Пора отдохнуть.

- Скажите, какой зверь в русском фольклоре очень любит полакомиться морковью?

- Это зайчик.

Выходит дежурный, проводит зарядку, имитируя действия, описанные в тексте физминутки.


Текст физминутки.

Девочки и мальчики, Представьте, что вы зайчики.

Лапки – вверх, лапки – вниз,

На носочках потянись,

Влево, вправо наклонись,

Наклонись и потянись.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Девочки и мальчики, Представьте, что вы зайчики.

Кто-то зайку напугал.

Зайка – прыг! И ускакал.

6. Постановка проблемы.


- Вернемся к транскрипции слова. Посчитайте количество звуков.

- Посмотрите на запись слова. Посчитайте количество букв.


- Объясните это несоответствие, используя схему.


1 1 Ь 1--1


- Я насчитал 6 звуков.



- Я насчитал в этом слове 7 букву.


- Несоответствие можно объяснить тем, что Ь не обозначает звука, а лишь указывает на мягкость в произношении предшествующего согласного.

7. Работа над темой урока.

























Взаимопроверка.

























Письмо с комментарием.

- Прочитайте «Веселую запоминалку про мягкий знак».

- Прочитаем вместе.















- Выпишите из этого стихотворения слова, которые оканчиваются на согласный мягкий звук.

- Оцените работу своего товарища по следующим критериям:

  • Красным цветом - если выписано более 5 слов

  • Зеленым – если 4 - 5 слов

  • Синим – если выписано 3 или менее 3 слов.


- Найдите лишнее слово.







- Объясните, как в этих словах, кроме слова мягкий,

обозначена на письме мягкость согласного звука?

- Выпишем слова, которые в начальной форме отличаются одним звуком по твердости – мягкости.








- Какого цвета будет отметка под Ь?

- Назовите свои примеры такого несоответствия.



-Чему учились, что отрабатывали, что тренировали?

Дети читают текст про себя.


Мягкий знак, мягкий знак,

Без него нельзя никак.

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть – получим шест.

Вместо есть – получим ест.

Станут пенками – пеньки, Уголками – угольки,

Банка в баньку превратится!

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать!


Дети выписывают слова:

- Десять, писать, шесть, тридцать, мягкий, забывать, пять и т.д.


Дети оценивают работу товарища.









- Это слово – мягкий, т.к. звук 1й1 всегда мягкий и не требует дополнительного обозначения мягкости мягким знаком.



- Мягкость согласного звука в этих словах обозначена Ь.



Дети совместно выбирают слова и объясняют свой выбор, подчеркивая буквы на месте несоответствия, используя синий и зеленый цвет.


Шесть – шест

Есть – ест

Пеньки – пенки

Угольки – уголки

Банька – банка


- Никакого, т.к. Ь не обозначает звука.

- Конь – кон

Брать – брат

Мель - мел

Ель – ел

- Мы различали в словах твердые и мягкие звуки, которые обозначаются одной и той же буквой.

8.Физминутка для глаз

- Мы много поработали. Наши глазки устали. Давайте отдохнем.

Учитель проводит зарядку для глаз:

  1. Движение глазами вправо - влево, не поворачивая головы.

  2. Движение глазами вверх – вниз, не поворачивая головы.

  3. Посмотрите на кончик носа, палец вытянутой руки, точка на доске.

  4. Поморгайте.

  5. Зажмурьтесь.

  6. Потрите ладошки и накройте ими глаза, представьте, что тепло ваших рук переходит в глаза.

  7. Погладьте себя по голове.

Дети выполняют упражнения для глаз.

9.1 Работа над правилом переноса слов с Ь в середине слова.











9.2 Самостоятельная работа по карточкам.
















9.3 Рефлексия

- Наши герои опять не могут договориться. Они записали слово деньки с переносом. Вот что у них получилось. Кто прав? Ваши мнения.

На доске варианты переноса слова:

день – ки

де – ньки

- Сформулируйте правило переноса слов с Ь в середине.


- Откройте конверт, который лежит у вас на столе, и достаньте карточку с заданием. Прочитайте, выполните задание.





- Проверьте свою работу по образцу.






-Чему учились, что отрабатывали, что тренировали?

- Оцените свою работу.

- Я думаю, что первый вариант переноса правильный, т.к. мы переносим по слогам, а Ь относится к первому слогу.




- При переносе слов с Ь в середине, мягкий знак не переносится.


Дети выполняют задание: записывают слова, деля их для переноса.

пальто

мальчик

пальма

коньки

ЗВИ

Приведите примеры переноса слов с Ь в середине.


Дети сверяют по образцу выполненную работу:

паль - то

маль - чик

паль - ма

конь - ки


- Я повторил правило переноса слов с Ь в середине.

Дети анализируют выполнение работы в тетрадях и цветом оценивают себя.

10. Рефлексия и самооценка.

- Наш урок подходит к концу.

Подведем итог.

- Что нового узнали на уроке?

- Что повторили?

- Чему учились?











- Для того чтобы лучше запомнить эту тему, давайте украсим Ь цветами. Для этого оцените свою работу на уроке, возьмите из конверта цветок нужного цвета, а в серединке нарисуйте, какое настроение было у вас на протяжении всего урока. Подойдите к доске и приклейте на плакат цветок.

- Посмотрите, какой замечательный Ь у нас получился.

- Спасибо за работу!


- Я познакомился с новым словарным словом и узнал интересные сведения о моркови.

- Я повторил правило переноса слов с мягким знаком в середине слова.

- Я учился сопоставлять звуковой состав слова с его написанием.

- Я учился определять в слове согласный мягкий звук, кроме звуков 1ч, й, щ1 и обозначать его мягкость с помощью буквы Ь.

Дети анализируют выполнение работы в тетрадях и выбирают цветок нужного цвета, подходят к доске и приклеивают на плакат. На плакате появляется цветной Ь.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ь – показатель мягкости предшествующего согласного звука

Автор: Королева Анна Вячеславовна

Дата: 01.10.2016

Номер свидетельства: 346967

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока "Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-bukva-pokazatiel-miaghkosti-priedshiestvuiushchikh-soghlasnykh-zvukov"
    ["file_id"] => string(6) "157272"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421578804"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Закрепление изученного по теме «Мягкий знак-показатель мягкости предшествующего согласного звука». "
    ["seo_title"] => string(118) "zakrieplieniie-izuchiennogho-po-tiemie-miaghkii-znak-pokazatiel-miaghkosti-priedshiestvuiushchiegho-soghlasnogho-zvuka"
    ["file_id"] => string(6) "118831"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413269329"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект урока обучение грамоте на тему "Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_obuchieniie_ghramotie_na_tiemu_bukva_pokazatiel_miaghkosti_pried"
    ["file_id"] => string(6) "377543"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484058607"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Технологическая карта урока по русскому языку 1 класс по теме : "Буква ь. Ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука"."
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_russkomu_iazyku_1_klass_po_teme_bukva_pokazate"
    ["file_id"] => string(6) "539850"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1581845999"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Тема «Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков»."
    ["seo_title"] => string(69) "tema_bukva_pokazatel_miagkosti_predshestvuiushchikh_soglasnykh_zvukov"
    ["file_id"] => string(6) "540559"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1582219313"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства