kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема «Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков». Данный  урок № 52  обучения грамоте в системе уроков по разделу «Букварный период».  Первый урок из трех по изучаемой теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема «Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков».»

Урок обучения грамоте 1 класс (ФГОС)

Тема: Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Тип: урок открытия нового знания.
Цели: познакомить с буквой ь, научить читать буквосочетания, слоги, слова, в которых есть ь.
Задачи:
1. Рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласных на письме. Учить читать слова с буквой ь (мягкий знак).
2. Развивать фонематический слух, память, мышление, воображение, умение концентрировать и переключать внимание.
3. Воспитывать уважительное отношение друг другу, взаимное сотрудничество.
Оборудование: презентация, компьютер, интерактивная доска.

Раздаточный материал: карточки, нитки.



  1. Оргмомент

Психологический настрой учащихся.

-Здравствуйте, ребята.

Я рада Вас всех видеть на уроке обучения грамоте.

-Давайте мы улыбнёмся друг другу. Повернитесь к соседу, зарядите друг друга доброй энергией. Я желаю всем хорошего настроения и успехов в работе.

- Настроились на урок? Итак, девиз нашего урока:

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

В 1 классе учимся.

Всё у нас получится. (Слайд)

  1. Если хочешь много знать, многого добиться,

Обязательно читать должен научиться!

Чтобы хорошо читать, надо правильно дышать.

-Проведём небольшую разминку.

Выполним упражнения для развития речевого аппарата.

  1. Дыхательная гимнастика

«Свеча»: сделаем глубокий вдох носом, выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя.

«Самовар»: сделаем глубокий вдох носом, а выдыхать также через нос порциями.

  1. Артикуляционная разминка

Подготовим наших помощников : губы, зубы, язык для правильного произношения всех звуков.

«Вкусная конфетка»: языком толкаем щёки по очереди, рот закрыт.

«Зубная щётка»: языком совершаем круговые движения по зубам, рот закрыт.

«Лошадка»: цокаем языком.

  1. Актуализация знаний.

Игра «Найди свой домик»

Была хорошая погода. (Показ солнышка на доске)

Вышли буквы погулять.

-Назовите их: А, О, У, Ы, И, Я, Е.

-Это какие буквы? (Гласные)

Вдруг небо потемнело. Набежали тучки. Спрятали солнышко (Показ тучек на доске).

Начался дождь. (Постучать пальчиками по парте)

Буквы увидели домики и побежали к ним. Но хозяин мог пустить только своих. Промокли буквы наши.

- Давайте их спрячем в домики.

(По одному ученику выходят и ставят возле домика)

А, О, У, Ы – в синий домик, так как согласные звуки перед ними твёрдые

И, Я, Е – в зелёный, так как согласные звуки перед ними мягкие.

-Среди гласных есть особенные буквы, какие? (Я, Е)

-Почему они особенные?

-В каком случае они обозначают два звука?

Оцените свою работу на этом этапе урока с помощью «Светофора»

(Жёлтый смайлик – всё понятно, нет вопросов.

Зелёный смайлик – есть незначительные ошибки, неточности, но в целом верно.

Красный смайлик – много ошибок, материал не понят, нужна помощь)

  1. Самоопределение к деятельности.

- Отгадайте загадку

Я копытами стучу, стучу.

Я скачу, скачу.

Грива вьётся на ветру

Кто это? (Конь) (Слайд)

- Давайте составим схему этого слова на доске, а остальные дети на своих местах.

- Какой первый звук? Какой он? (Согласный, глухой, твёрдый)

- Ставим синий квадратик.

- Какой второй звук? Какой он? (Гласный, ударный)

- Ставим красный квадратик

- Какой третий звук? Какой он? (Согласный, звонкий, мягкий)

- Ставим зелёный квадратик. (Слайд)

- Прочитаем, что у нас получилось? (Конь)

- Какое слово мы изобразили звуками? (Конь)

-Сколько звуков? (Три)

- Если к нам придут ребята из соседнего класса, они смогут узнать, какое слово мы изобразили? (Наверно нет)

- А можем ли мы что-нибудь сделать, чтобы другие догадались, какое слово здесь написано? (Мы можем записать рядом данное слово буквами)

- А теперь выложим буквами каждый звук. (Слайд)

- Произнесём слово по звуковой схеме (Конь)

- Прочитаем по буквам (Кон)

- Что заметили?

- Как мы обозначаем мягкость согласного звука в звуковой схеме? (При помощи зелёного квадратика «Звуковичка»)

-Какие буквы указывают на мягкость предшествующих согласных на письме? (Мы знаем, что гласные Е, И, Я – указывают на мягкость предшествующих согласных)

-Давайте подставим поочерёдно эти буквы после буквы Н.

- Прочитаем, что получилось? (Коне, кони, коня)

- Всё ли понятно?

- Как же обозначить мягкость согласного звука в слове конь?

- Кто догадался? (В классе найдутся дети, которые знают букву ь)

- Добавляем букву ь.

- Сколько теперь букв в слове конь? (Четыре буквы)

- А сколько звуков? (Три)

- А почему букв больше, чем звуков? (Потому что буква ь- мягкий знак звука не обозначает. Буква есть, а звука нет)

- А для чего он служит? (Для смягчения согласных звуков)

- Мягкий знак – это буква? (Да)

- Докажите? (Можно написать)

5. Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

- Сформулируйте тему урока. («Мягкий знак ь – показатель мягкости согласных звуков»)

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? ( Познакомиться с новой буквой; научиться читать буквосочетания, слоги, слова с новой буквой; узнать особенности (секреты) этой буквы)

6. Работа по теме урока.

Знакомство с буквой ь (мягкий знак)

- Попробуйте написать пальчиком на ладошке букву ь, а теперь – на парте.

Выложите эту букву из ниток.

Вот она наша новая знакомая буква ь. (Слайд)

Не забывайте эту нужную букву.

- Посмотрите на ленту букв.

- Где она стоит? (На белом фоне, она не гласная и не согласная)

- На что похожа буква мягкий знак ь? (Ответы детей)



Это всем давно известно

Мягкий знак похож на кресло.

В нём Алёнушка сидит,

Учит с мамой алфавит.



Буква Р перевернулась –

Мягким знаком обернулась.



7. Физкультминутка

Мы сегодня отмечаем день рождения новой буквы.

- Как она называется? (Мягкий знак)

- А на этом празднике, что делают? (Веселятся, танцуют)

-Давайте и мы повеселимся.

Танец «Буги – Вуги»

Тихо девочки за парту сели.

Тихо мальчики за парту сели.

На меня все посмотрели.

8. Продолжение работы по теме урока

- Где мы можем добыть знания о новой букве ь? (В учебнике)

- Откроем учебник «Азбуку» на стр. 11

- Найдите букву мягкий знак (ь) в красном квадратике.

- Внимательно посмотрите на эту букву.

- Что заметили? (В красном квадратике она одна. Нет большой печатной буквы, значит и нет слов, которые начинаются с этой буквы)

- Молодцы! Вы сделали чудесное открытие!

Посмотрите на рисунок в красной рамке.

- Кто изображён? (Гусь)

Составим схему слова гусь (На доске и на партах)

-Сколько букв? (Четыре) Сколько звуков? (Три)

- Почему букв больше, а звуков меньше? (Мягкий знак звука не обозначает, он нужен для того, чтобы обозначать мягкость предшествующего согласного звука)

- Кого видим на второй картинке? (Гуси)

Составим схему слова гуси. (На доске и на партах)

- Сколько слогов в этом слове? Два)

- Какой первый слог? Второй?

- Сколько букв? (Четыре)

- Сколько звуков? (Четыре)

-Почему?

Прочитайте правило в учебнике на странице 11

(Вот для этого и служит буква - помощница, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.)

Оцените свою работу на этом этапе урока с помощью «Светофора».

9. –Давайте прочитаем буквосочетания и сравним (Слайд)

Н-НЬ П-ПЬ

Б-БЬ Л-ЛЬ

В-ВЬ С-СЬ

М-МЬ Р-РЬ

Мальчики читают твёрдые звуки, а девочки – мягкие звуки.

- Почему у девочек звуки были мягкие?

Делаем вывод: мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков.

Оцените свою работу с помощью «Светофора».

- Теперь научимся читать слоги.

АНЬ ЕТЬ

ИБЬ ОБЬ

ОРЬ УДЬ

ИНЬ ЯРЬ

АЛЬ АРЬ

- Сколько букв? (Три) Сколько звуков? (Два)

Вывод: буква есть, а звука нет.

Оцените свою работу с помощью «Светофора».

- В чём секрет этой буквы? (Не обозначает звука, а только служит показателем мягкости согласных звуков)

- Да, мягкий знак – настоящий фокусник.

Фокус №1 (Слайд)

Мел – мель

- Что меняется в слове с появлением мягкого знака? (Лексическое значение слова)

Фокус №2 (Слайд)

Угол – уголь

Фокус №3 (Слайд)

Ел – ель

Вывод: заменили твёрдый звук на мягкий, изменилось звучание слова и смысл.

10. Просмотр видео.

- Какие запомнили слова с мягким знаком?

11. Физкультминутка для глаз

Глазки крепко закрываем.

Дружно до пяти считаем

1, 2, 3, 4, 5.

Открываем, поморгаем.

И читать мы продолжаем.

12. Самостоятельная работа (Слайд)

Самопроверка по эталону (Слайд)

Самооценивание с помощью «Светофора»

13. Рефлексия

На свой день рождения буква мягкий знак приготовила праздничный салют из звёзд.

Вам нужно выбрать и поднять одну звёздочку.

- Поднимите жёлтую звёздочку, если всё было понятно на уроке.

- Поднимите зелёную, если есть ещё вопросы.

- Поднимите красную, если было не понятно и скучно на уроке

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали. У вас всё получилось!

14. Подведение итогов урока. (Слайд)

Быстро пролетел урок,

Подведём скорей итог!

- Давайте вернёмся к нашим учебным задачам, которые поставили в начале урока.

- Достигли мы их?

- Я узнал…..

-Я запомнил…..

- Мне было интересно…..

- Мне было трудно…..


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема «Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков».

Автор: Щерба Светлана Вячеславна

Дата: 20.02.2020

Номер свидетельства: 540559

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока "Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-bukva-pokazatiel-miaghkosti-priedshiestvuiushchikh-soghlasnykh-zvukov"
    ["file_id"] => string(6) "157272"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421578804"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Закрепление изученного по теме «Мягкий знак-показатель мягкости предшествующего согласного звука». "
    ["seo_title"] => string(118) "zakrieplieniie-izuchiennogho-po-tiemie-miaghkii-znak-pokazatiel-miaghkosti-priedshiestvuiushchiegho-soghlasnogho-zvuka"
    ["file_id"] => string(6) "118831"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413269329"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект урока обучение грамоте на тему "Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_obuchieniie_ghramotie_na_tiemu_bukva_pokazatiel_miaghkosti_pried"
    ["file_id"] => string(6) "377543"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484058607"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Технологическая карта урока по русскому языку 1 класс по теме : "Буква ь. Ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука"."
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_russkomu_iazyku_1_klass_po_teme_bukva_pokazate"
    ["file_id"] => string(6) "539850"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1581845999"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Конспект урока обучения грамоте, презентация для урока по теме "Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного  в  слоге-слиянии".. "
    ["seo_title"] => string(162) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-priezientatsiia-dlia-uroka-po-tiemie-bukva-ia-pokazatiel-miaghkosti-priedshiestvuiushchiegho-soghlasnogho-v-sloghie-sliianii"
    ["file_id"] => string(6) "160727"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422108439"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1710 руб.
2440 руб.
1590 руб.
2270 руб.
1700 руб.
2430 руб.
1480 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства