Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи во 2 классе "Зима и её особенности"»
Развитие речи 2 класс
Учитель: Грушина Ирина Евгеньевна
Тема: «Зима и ее особенности».
Цель: уточнить представление школьников о зиме и её признаках.
Задачи:
- расширять знания детей о зиме, о зимних явлениях;
-научить составлять небольшие рассказы по картине;
- формировать интерес к зимним играм и развлечениям;
-воспитывать интерес к природе.
Оборудование: картинки по теме: «Зима», презентация «Явления природы», слова: декабрь, январь, февраль, карточки со слогами
Ход урока.
I.Организационный момент.
Эмоциональный настрой:
-Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Сиянье ваших добрых глаз.
-Ребята, сегодня у нас на уроке гости, поприветствуйте их. У нас урок –развитие речи.
II Артикуляционная гимнастика:
Динамические упражнения для языка.
Упражнение №1.
«Часики» - рот открыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта:
Язычок и так, и сяк –
Это часики висят.
Ходим мы: тик-так, тик-так –
Отбиваем каждый шаг.
Очень точно мы идём
Никогда не отстаём.
Упражнение №2
«Лошадки» - поцокать, как лошадки.
Чистоговорка.
Богдан барабанил в барабан.
У водопада – водопой.
У котика маленький ротик.
III. Введение в тему.
Игровое упражнение «Когда это бывает?»
А) Белый снег лежит кругом,
Речка скрылась подо льдом.
(Зимой.)
Б) Всё кругом белым-бело,
Много снега намело.
Вбелых шапках лес, дома.
Ходит белая …(зима).
IV.Изучение нового.
Беседа по картинке «Зима».
- Что такое зима? (Время года.)
-Сколько зимних месяцев?
- С какого месяца зима начинается?
- Как называется второй зимний месяц?
- Последний, третий месяц зимы?
- Какая погода бывает зимой?
-Какого цвета больше всего на картинке?
2) Рассказ учителя о зиме.
-Вот пришла длинная, холодная зима. Зима – это одно из четырех времен года. Кроме зимы, есть еще весна, лето, осень. Зима длится три месяца. Первый месяц зимы - декабрь, затем идет январь и последний, третий месяц- февраль. Зимой всегда холодно. Дует морозный ветер. Часто идет снег.
Сильный ветер со снегом - это метель. Метель, которая «завывает» - вьюга, пурга.
Деревья зимой стоят голые. Земля и поля покрыты снегом. Реки и озера покрыты льдом. Люди одеваются в теплую одежду.
У зверей вырастает теплый мех. Птицам голодно, и они поселяются ближе к человеку.
Взрослые и дети берегут птиц. Они подкармливают их зерном, крошками хлеба, семечками.
Вопросы.
- Зачем нужен снег полям?
В народе говорят: если на полях много снега, то будет много хлеба.
- А кому зимой снег помогает прятаться? (Зайчикам)
- Вам нравится, когда зимой выпадает много снега?
- Вы любите ходить на прогулку зимой?
- Во что можно поиграть зимой?
- На чём можно покататься зимой?
V.Физкультминутка
Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех.
Дети все на лыжи встали
И по снегу побежали
VI. Продолжение этапа изучения нового.
А) Загадки
1 )Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня,
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?
(Коньки)
Все лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры - помчались с горы.
(Санки)
3) Две в руках, две на ногах –
Не провалишься в снегах,
А проедешь без труда,
Только лягут два следа.
(Лыжи)
Меня не растили, из снега лепили,
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза – угольки, губы – сучки.
Холодная, большая, кто я такая?
(Снежная баба)
Б) Составление рассказа по картине «Зимние забавы», с опорой на план.
План.
- Какое время года изображено на картине.
- Расскажите, какой был день, когда дети вышли на прогулку.