kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока развития устной речи и сенсорных процессов "Зима. Сезонные изменения в природе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи и сенсорных процессов во 2 специальном (коррекционном) классе 8 вида

                                                                                     Учитель: Кадачегова Е.П.

Тема урока:  Зима. Сезонные изменения в природе. Февраль - месяц метелей и вьюг.

Цель: Уточнение и систематизация знаний о зимних явлениях.

Задачи: Развивать навыки аналитической деятельности. Дать представление о метели, вьюге.

Обеспечить положительную мотивацию обучения;

Развивать умения оформлять мысли в устной речи, строить высказывание последовательно.

Воспитывать культуру общения в процессе построения диалога на уроке.

Развить сенсорный опыт (Развить временные представления; навыки дифференциации, сопоставления, координации; восприятие).

 

Ход урока

1 Организационный момент

Игра «Узнай на ощупь»

Закройте глаза и протяните вперёд руку.

- Какой предмет у вас на ладони? (снег)

-Какой он на ощупь? (холодный, мокрый, мягкий, хрустящий, липкий)

-А вы ловили когда-нибудь снежинку на руку, варежку?

 Ловите снежинки. ( Снежинки вырезаны из белой бумаги)

-Рассмотрите снежинки и вспомните те снежинки, которые мы рассматривали во время прогулки. На что они похожи? (На звёздочки)

-Давайте опишем снежинку. Какая она? Нахождение слов-признаков. (Белая, красивая, резная, хрупкая, холодная, серебристая, искристая, удивительная,  колючая в мороз, пушистая, крупная, мелкая)

Игра «Поляна снежинок» Подумайте и прикрепите снежинки, если уверены что всё у вас получится  на ёлочку, если не уверены на полянку. (Оценка результата: по количеству разбросанных снежинок в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников)

2 Сообщение темы и постановка целей урока.

-Вот мы и подошли к теме урока. А чтобы определить тему урока нужно отгадать загадку.

Дел у меня не мало

Я снежным одеялом

Всю землю укрываю

В лёд реки убираю

Белю поля, дома.

Зовут меня…Зима.

-Верно- это время года называется ЗИМА.

-А какие зимние месяцы вы знаете?

-Какой зимний месяц последний?

Тема урока: Зима. Сезонные изменения в природе. Февраль - месяц метелей и вьюг.

Задачи урока( постановка задач для учащихся): Определить какие изменения происходят в природе зимой и почему месяц февраль назван месяцем метелей и вьюг.

3 Актуализация знаний.

-Давайте вернёмся к зимним месяцам и расставим их в порядке следования друг за другом.

 Декабрь. Январь. Февраль.

- У каждого месяца есть свои приметы и особенности.

-У каждого свой черёд. Вспомните, в какой сказке месяцы встретились друг с другом на лесной полянке возле костра. (12 месяцев)

-Вот они эти месяцы. Давайте с ними познакомимся поближе ( Для образного восприятия на слайдах три зимние картины).

 -Декабрь- первый зимний месяц. Чем известен этот месяц вам?

В нём 31 день. Длинные ночи, короткие дни. 31 декабря все провожают старый год и встречают новый. Новый год самый любимый праздник всех детей, он весёлый, яркий, радостный. В нём много подарков, сюрпризов. Приходят Дед Мороз и Снегурочка. Дети водят хороводы вокруг ёлки, рассказывают стихи, поют и танцуют.

-Месяц Декабрь приготовил вам игру « Узнай по описанию» В серебряной шкатулке предмет, узнайте его. Он круглый, он холодный, он зимний, он белый, он снежный. Снежок.

4 Физминутка «Попади снежком в цель» ( Снежки сделаны из ваты, завёрнутой в серебристую фольгу).

5 Работа по теме урока.

-Благодарит вас месяц декабрь и спрашивает: А как вы считаете, без чего не наступит настоящий Новый год? (Без ёлки).

Ароматерапия

Цель: развитие различных анализаторных систем обучающихся.

– Дети вдыхают  пары масла хвойных растений.
– Ребята, сделайте, пожалуйста, три глубоких вдоха.
– Как вы считаете, какой аромат появился в нашей классной комнате? (ели)

-Верно и на смену декабрю пришёл месяц…январь, который привёл за собой новый год. А какого числа наступает новый год?

 1 января наступает новый год. А какой сейчас год? Назовите … 2014-год.

-Месяц январь просит вас построить зимнюю картину на экологическом букваре. Будьте внимательны. Берите только те предметы, которые есть в зимнее время. Прикрепляя, картину в экологический букварь постройте предложение о зиме (Построение зимней картины на экологическом букваре из предложенных предметных картинок).

-Молодцы. Посмотрите, какая замечательная зимняя картина у нас получилась.

- А почему эти предметы лишние? Докажите.

Рассуждения-доказательства с опорой на схемы. Цветы цветут весной и летом. Яблоки на яблоне поспевают осенью. Бабочку можно увидеть летом. Купаться и загорать можно летом. Листопад бывает осенью.

-За январём идёт …февраль. Что вам известно об этом месяце? Он последний зимний месяц. Он самый короткий в году. В нём бывает 28 или 29 дней.

-А ещё в это время  чаще бывают метели и вьюги.

-А что же такое метели и вьюги?  Просмотр видео.

Метели и вьюги - это зимние природные явления. 
- Как вы думаете, от какого слова могли произойти слова «метель» и «вьюга»? Метель и вьюга образовались от слов «мести» и «виться». Ветер может мести снег вдоль дорог или полей ( метель), а может поднимать его и завивать в снежные вихри (вьюга).
Сильную метель называют бураном или пургою.

 Игра «Ветер». Задуть снежную пушинку к соседу по парте.

6 Закрепление материала.

-Довольны месяцы вашей работой и предлагают вам последнее испытание. Они приготовили вам рассказ о зимнем времени года. Вы его внимательно послушайте и скажите всё ли в рассказе верно.

Наступила зима. Выпал снег. Ребята вышли на прогулку. Они собирали цветы, отдыхали и загорали.

-Что не так? Докажите.

- А как могли отдыхать ребята зимой?

Рассказы детей о зимних забавах.

Давайте и мы поиграем на зимней полянке. Соберём слова родственники к слову снег ( снежный, снеговик, снегопад, снегоход) Слова разбросаны на построенной из ваты снежной (образной) полянке.

7 Итог урока. Оценивание.

Заключительная часть метода «Поляна снежинок»

Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работой на уроке учащимися.

Участники: все обучающиеся.

Подойдите к своим снежинкам, если вы довольны своей работой на уроке, то возьмите снежинку с полянки и поместите на ёлочку. Если наоборот, ожидания не оправдались, то поместите на полянку. А если всё как вы  и ожидали, то оставьте снежинки на своих местах.

-О каком времени года говорили сегодня на уроке?

-Какие зимние слова звучали?

-Давайте соберём их в серебряную шкатулку. Дети говорят слова и кладут фишку- снежинку.

8 Эмоциональное завершение урока

- И всё же, зима – это не только  холодное время года, но и очень красивое.

-Поэты писатели воспевали красоту зимней природы в стихах, из многих затем рождались песни.

-Описывали красоту зимней природы и художники в своих картинах.

Послушайте какие стихи приготовили ребята и совершите заочную экскурсию в зимнюю природу. (Показ слайдов)

С.Есенин «Берёза»

 Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустила кисти
Белой бахромой…

А.С.Пушкин «Зимнее утро»
 А нынче, погляди в окно!
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит…

С.Я.Маршак «Февраль»
 Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.

«Ребята, наше занятие подошло к концу, теперь возьмите в руки снежинки, давайте обменяемся ими друг с другом и подарим приятные слова-комплименты».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока развития устной речи и сенсорных процессов "Зима. Сезонные изменения в природе" »



Урок развития речи и сенсорных процессов во 2 специальном (коррекционном) классе 8 вида

Учитель: Кадачегова Е.П.

Тема урока: Зима. Сезонные изменения в природе. Февраль - месяц метелей и вьюг.

Цель: Уточнение и систематизация знаний о зимних явлениях.

Задачи: Развивать навыки аналитической деятельности. Дать представление о метели, вьюге.

Обеспечить положительную мотивацию обучения;

Развивать умения оформлять мысли в устной речи, строить высказывание последовательно.

Воспитывать культуру общения в процессе построения диалога на уроке.

Развить сенсорный опыт (Развить временные представления; навыки дифференциации, сопоставления, координации; восприятие).



Ход урока

1 Организационный момент

Игра «Узнай на ощупь»

Закройте глаза и протяните вперёд руку.

- Какой предмет у вас на ладони? (снег)

-Какой он на ощупь? (холодный, мокрый, мягкий, хрустящий, липкий)

-А вы ловили когда-нибудь снежинку на руку, варежку?

Ловите снежинки. ( Снежинки вырезаны из белой бумаги)

-Рассмотрите снежинки и вспомните те снежинки, которые мы рассматривали во время прогулки. На что они похожи? (На звёздочки)

-Давайте опишем снежинку. Какая она? Нахождение слов-признаков. (Белая, красивая, резная, хрупкая, холодная, серебристая, искристая, удивительная, колючая в мороз, пушистая, крупная, мелкая)

Игра «Поляна снежинок» Подумайте и прикрепите снежинки, если уверены что всё у вас получится на ёлочку, если не уверены на полянку. (Оценка результата: по количеству разбросанных снежинок в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников)

2 Сообщение темы и постановка целей урока.

-Вот мы и подошли к теме урока. А чтобы определить тему урока нужно отгадать загадку.

Дел у меня не мало

Я снежным одеялом

Всю землю укрываю

В лёд реки убираю

Белю поля, дома.

Зовут меня…Зима.

-Верно- это время года называется ЗИМА.

-А какие зимние месяцы вы знаете?

-Какой зимний месяц последний?

Тема урока: Зима. Сезонные изменения в природе. Февраль - месяц метелей и вьюг.

Задачи урока( постановка задач для учащихся): Определить какие изменения происходят в природе зимой и почему месяц февраль назван месяцем метелей и вьюг.

3 Актуализация знаний.

-Давайте вернёмся к зимним месяцам и расставим их в порядке следования друг за другом.

Декабрь. Январь. Февраль.

- У каждого месяца есть свои приметы и особенности.

-У каждого свой черёд. Вспомните, в какой сказке месяцы встретились друг с другом на лесной полянке возле костра. (12 месяцев)

-Вот они эти месяцы. Давайте с ними познакомимся поближе ( Для образного восприятия на слайдах три зимние картины).

-Декабрь- первый зимний месяц. Чем известен этот месяц вам?

В нём 31 день. Длинные ночи, короткие дни. 31 декабря все провожают старый год и встречают новый. Новый год самый любимый праздник всех детей, он весёлый, яркий, радостный. В нём много подарков, сюрпризов. Приходят Дед Мороз и Снегурочка. Дети водят хороводы вокруг ёлки, рассказывают стихи, поют и танцуют.

-Месяц Декабрь приготовил вам игру « Узнай по описанию» В серебряной шкатулке предмет, узнайте его. Он круглый, он холодный, он зимний, он белый, он снежный. Снежок.

4 Физминутка «Попади снежком в цель» ( Снежки сделаны из ваты, завёрнутой в серебристую фольгу).

5 Работа по теме урока.

-Благодарит вас месяц декабрь и спрашивает: А как вы считаете, без чего не наступит настоящий Новый год? (Без ёлки).

Ароматерапия

Цель: развитие различных анализаторных систем обучающихся.

– Дети вдыхают пары масла хвойных растений.
– Ребята, сделайте, пожалуйста, три глубоких вдоха.
– Как вы считаете, какой аромат появился в нашей классной комнате? (ели)

-Верно и на смену декабрю пришёл месяц…январь, который привёл за собой новый год. А какого числа наступает новый год?

1 января наступает новый год. А какой сейчас год? Назовите … 2014-год.

-Месяц январь просит вас построить зимнюю картину на экологическом букваре. Будьте внимательны. Берите только те предметы, которые есть в зимнее время. Прикрепляя, картину в экологический букварь постройте предложение о зиме (Построение зимней картины на экологическом букваре из предложенных предметных картинок).

-Молодцы. Посмотрите, какая замечательная зимняя картина у нас получилась.

- А почему эти предметы лишние? Докажите.

Рассуждения-доказательства с опорой на схемы. Цветы цветут весной и летом. Яблоки на яблоне поспевают осенью. Бабочку можно увидеть летом. Купаться и загорать можно летом. Листопад бывает осенью.

-За январём идёт …февраль. Что вам известно об этом месяце? Он последний зимний месяц. Он самый короткий в году. В нём бывает 28 или 29 дней.

-А ещё в это время чаще бывают метели и вьюги.

-А что же такое метели и вьюги? Просмотр видео.

Метели и вьюги - это зимние природные явления.
- Как вы думаете, от какого слова могли произойти слова «метель» и «вьюга»? Метель и вьюга образовались от слов «мести» и «виться». Ветер может мести снег вдоль дорог или полей ( метель), а может поднимать его и завивать в снежные вихри (вьюга).
Сильную метель называют бураном или пургою.

Игра «Ветер». Задуть снежную пушинку к соседу по парте.

6 Закрепление материала.

-Довольны месяцы вашей работой и предлагают вам последнее испытание. Они приготовили вам рассказ о зимнем времени года. Вы его внимательно послушайте и скажите всё ли в рассказе верно.

Наступила зима. Выпал снег. Ребята вышли на прогулку. Они собирали цветы, отдыхали и загорали.

-Что не так? Докажите.

- А как могли отдыхать ребята зимой?

Рассказы детей о зимних забавах.

Давайте и мы поиграем на зимней полянке. Соберём слова родственники к слову снег ( снежный, снеговик, снегопад, снегоход) Слова разбросаны на построенной из ваты снежной (образной) полянке.

7 Итог урока. Оценивание.

Заключительная часть метода «Поляна снежинок»

Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работой на уроке учащимися.

Участники: все обучающиеся.

Подойдите к своим снежинкам, если вы довольны своей работой на уроке, то возьмите снежинку с полянки и поместите на ёлочку. Если наоборот, ожидания не оправдались, то поместите на полянку. А если всё как вы и ожидали, то оставьте снежинки на своих местах.

-О каком времени года говорили сегодня на уроке?

-Какие зимние слова звучали?

-Давайте соберём их в серебряную шкатулку. Дети говорят слова и кладут фишку- снежинку.

8 Эмоциональное завершение урока

- И всё же, зима – это не только холодное время года, но и очень красивое.

-Поэты писатели воспевали красоту зимней природы в стихах, из многих затем рождались песни.

-Описывали красоту зимней природы и художники в своих картинах.

Послушайте какие стихи приготовили ребята и совершите заочную экскурсию в зимнюю природу. (Показ слайдов)

С.Есенин «Берёза»

Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустила кисти
Белой бахромой…

А.С.Пушкин «Зимнее утро»
А нынче, погляди в окно!
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит…

С.Я.Маршак «Февраль»
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.

«Ребята, наше занятие подошло к концу, теперь возьмите в руки снежинки, давайте обменяемся ими друг с другом и подарим приятные слова-комплименты».

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Кадачегова Елена Петровна

Дата: 30.10.2014

Номер свидетельства: 124458


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства