3) воспитывать в детях вежливость, культуру поведения.
Оборудование:
1) Карта города Спасибоград.
2) Схема разговора по телефону.
3) Изображение цветов с волшебными словами.
4) Изображение героев книги: пес Рыжик, попугай Илья, Сережа
и Надя .
5) Два детских телефона.
6) Грамзапись песен «О поведении», «Волшебные слова».
7) Фонограмма «Жар – птица»
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали
Хоть и были совсем не знакомы.
Здравствуйте!
Что особого в том, что мы друг другу сказали
Просто «здравствуйте».
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку Солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
Сделалась жизнь?
Здравствуйте!
2. Проверка домашнего задания.
- На прошлом занятии мы начали разговор по разделу «Общение». В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие для нас – это наши родные, наша семья. (Рассказы детей о своих семьях)
- Объясните, пожалуйста, что же такое «культура общения»? (вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку).
- Нужна ли она в семье? Нужна ли она в школе?
3. Сообщение цели.
-Ребята, пройдет совсем немного времени, вы закончите школу, станете трудиться на заводах, строить дома, водить по морям и океанам могучие атомоходы, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать тяжелые болезни. Много славных дел ждет вас впереди, но прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться. ( видео «Вежливость»)
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? (о вежливости, о поведении, о культуре…)
- Да, правильно.
Сегодня у нас будет не совсем обычный урок, урок – путешествие. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по стране Вежливости и побывать в столице этого государства – городе Спасибограде. Погулять по его улицам, бульварам, посетить «школу вежливых наук». А что же это за город такой?
- Чтобы попасть в него, вы должны ответить на вопросы:
Что такое вежливость? (это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Это хорошие поступки, это добрые слова.)
В чем проявляется вежливость? (в словах, в тоне, в поведении).
4.Изучение нового материала
- А вот и город. Путешествовать мы с вами будем на автобусе. Надеюсь, правила дорожного движения вы все знаете.
Представьте себе, что светофоры горят, причем красный свет. Что он означает?
Но как только вы справитесь с заданиями, которые приготовили жители города на каждой улице, загорится зеленый свет. Что он означает?
Вежливые люди пользуются какими – то особенными словами. В этих словах заключена великая сила волшебства.
- Как называются такие слова? (волшебные)
И мы с вами оказались на центральной улице Спасибограда – улице Волшебных слов.
(Стихотворение «Волшебные слова»)
Извини, пожалуйста, прости и разреши
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы- таблицы умножения
Есть еще таблица, таблица уважения.
Помните как азбуку, как дважды два
Спасибо и пожалуйста – волшебные слова.
Всюду, где нескромному укажут отворот,
Вежливый попросит, попросит и пройдет
Перед словом вежливым все двери отворяются
Пусть оно почаще, почаще повторяется
Помните как азбуку, как дважды два
Спасибо и пожалуйста – волшебные слова.
- Ребята, скажите, какое волшебство совершают эти слова? (от них становится радостнее и светлее на душе. Эти слова могут развеять плохое настроение. Они украшают нашу речь.)
- От чего зависит сила волшебных слов? (от того, как они сказаны)
Жители этого чудесного города хотят проверить, какие волшебные слова вы знаете.
(Игра «Доскажи словечко»)
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…. (спасибо)
За что мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали, сколько раз
- Какие слова благодарности вы еще знаете?
Зазеленеет старый пень
Когда услышит….. (добрый день)
Добрый день! – тебе сказали
Добрый день! – ответил ты
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
- Какие слова приветствия знаете еще?
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы …..( спасибо)
Когда нас бранят за шалости
Говорим ….. (прости, пожалуйста)
- Когда мы сказали «прости», значит мы что сделали? (извинились)
- Как можно еще извиниться?
- Какие слова извинения вы знаете?
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь ….. (здравствуйте)
- А вы знаете, что означает это слово? (Здравствуйте – т.е. мы желаем вам здоровья, здравия). Поэтому людям приятно слышать это приветствие.
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят … (до свидания)
- Что означают эти слова «до свидания»? (т.е. мы надеемся увидеть вас еще раз)
- Какие слова прощания вы еще знаете?
- Какие волшебные слова вы используете, когда просите о чем-то? (пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас…)
- Это слова – просьбы.
Итак, все волшебные слова можно разбить на:
1. Приветствие
2. Прощание
3. Извинение
4. Благодарность
5. Просьба
- Давайте соберем эти группы.
Душа человека расцветает от хороших и добрых слов. Смотрите, наш город тоже преобразился и расцвел от волшебных слов.
Приветствие: привет, добрый день, приветствую вас, рад вас видеть,
доброе утро, здравствуйте
Прощание: до свидания, пока, всего хорошего, счастливо оставаться,
до встречи, до завтра, до вечера
Извинение:___ извините, простите, я виноват, прошу прощения, мне
Благодарность: спасибо, благодарю, очень признателен, большое
спасибо, огромное спасибо
Следующая улица – улица Театральная. Каждому, кто попадает на эту улицу, предлагается стать немножечко артистом. (Предлагается разыграть ситуации. Придумать разговор между героями, используя нужные волшебные слова )
Добрый день. Доброго пути.
- Добрый день! – тебе сказали. Нам желают: «Доброго пути!»-
- Добрый день- ответил ты. Будет легче ехать и идти
Как две ниточки связали Приведет, конечно, добрый путь
Теплоты и доброты. Тоже к доброму чему-нибудь.
Здравствуйте. Простите.
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку Простите, я больше не буду
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ, Нечаянно бить посуду.
И, наверно, не пойдет в аптеку, И взрослых перебивать,
И здоровым будет много лет. И что обещал – забывать.
А если я все же забуду, -
Простите, я больше не буду.
Спасибо. Пожалуйста.
За что мы говорим «спасибо»? Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
За все, что делают для нас Повторяем его поминутно.
И мы припомнить не смогли бы Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Кому сказали, сколько раз Нам становится неуютно.
Давайте – ка заглянем на Вежливый бульвар. Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятным своим собеседником. Иначе произойдет вот что.
- Послушайте телефонный разговор героев нашего учебника, которые как раз живут на Вежливом бульваре.
Х Х Х Х Х
- Получился ли телефонный разговор вежливым и понятным? (Нет)
- Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым? (нужно говорить слова приветствия, вежливым тоном, говорить не слишком долго)
- Давайте сделаем вывод. (Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном, использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания. Не следует говорить слишком долго).
- Вот перед вами схема разговора по телефону
«Алло».
Приветствие.
Объяснение цели своего звонка.
Разговор.
Благодарность.
Прощание.
- Кто желает разыграть телефонный разговор между попугаем Ильей, псом Рыжиком, Сережей, используя правила телефонного разговора.
Х Х Х Х Х
- А сейчас, я полагаю, что мы с вами пришли в Парк Веселья.
(Физминутка)
Если весело живется.
Если весело живется, хлопай так – 2 хлопка – 2 раза
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется,
Хлопай так – 2 хлопка.
Если весело живется, щелкай так – 2 щелчка – 2 раза
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется,
Щелкай так – 2 щелчка.
Если весело живется, топай так – 2 притопа – 2 раза
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется,
Топай так – 2 притопа.
Если весело живется,
Хорошо! Хорошо!
Если весело живется,
Хорошо! Хорошо!
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется,
Делай все! (2 хлопка, 2 щелчка, 2 притопа)
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется,
Делай все! (2 хлопка, 2 щелчка, 2 притопа)
- Молодцы! Садитесь, пожалуйста.
- Всегда приятно общаться с вежливыми людьми. Они используют в своей речи волшебные слова, совершают вежливые поступки. Но почему-то некоторые считают такое поведение «странным».
- Мы подходим к Школе вежливых наук, где познакомимся с рассказом попугая Ильи «Странный папа». Откройте стр. 56.
Чтение
Как вы объясните «странное» поведение папы? (Папа – вежливый культурный человек)
Что можно сказать о попугае Илье? (Он не знает правил культурного поведения, поэтому поведение папы он считает странным).
- Какие правила вежливости вы запомнили, каким хорошим манерам вы научились у папы Сережи и Нади?
Если мужчина в дверях встречает женщину, сначала он должен пропустить ее, а потом пройти сам.
Из транспорта мужчина должен выйти первым, а потом подать руку даме и помочь ей спуститься по ступенькам.
Мужчина должен помочь женщине нести тяжелые вещи и сумки.
- Чему мальчики на этих рисунках смогли бы поучиться у папы Сережи и Нади?
- Молодцы!
- Ребята, мне кажется, что мы попали в какой-то тупик. Да, так и есть – тупик Вредных советов. Жители этого тупика приготовили вредные советы, т.е. советы наоборот. Внимательно послушайте и скажите, что в этих советах неправильного, вредного. Как по-вашему, надо поступать в данных ситуациях?
Если к папе или к маме
Тетя взрослая пришла,
И ведет какой-то важный
И серьезный разговор
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, и потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой, сдавайся, руки вверх!»
(Нельзя перебивать взрослых, нельзя громко кричать)
- Что мы скажем о том мальчике или девочке, которые ведут себя так?
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
(Про них скажут, что они невоспитанны, невежливы. С ними никто не захочет дружить).
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Девчонок надо никогда нигде не замечать
И не давать проходу им нигде и никогда,
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.
- А в проспекте Угощенья нам предстоит научиться правильно вести себя за столом.
- А вы знаете, ребята, первая книга, по которой русские юноши и девушки могли учиться правильно вести себя за столом, появилась более 200 лет назад. Называлась она «Юности честное зерцало», или «Показания к житейскому обхождению». Составлена она была Императорской Академией Наук. Вот какое большое значение придавали тогда правилам поведения. Большинство приведенных в книге правил вполне годятся и сегодня. Судите сами.
Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.
Не сопи, когда еси.
Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами не мотай, не утирай рук губою и не пий, пока пищи не проглотил.
Над ествою не чавкай, как свинья и головы не чеши.
Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего.
Неприлично руками везде колобродить, смирно сиди.
Конечно, многие слова уже не употребляем в нашей речи, но смысл сказанного, я думаю, ясен всем.
А сейчас предлагается вам решить тест «Как вести себя за столом».
5.Закрепление и проверка усвоения материала
Сейчас проверим, как же вы усвоили материал и поиграем в игру «Вежливо –невежливо» (да –хлопок, нет – ууууу)
1. Сесть за стол в шапки.
2. Разговаривать за столом с полным ртом.
3. Помочь маме по дому.
4. Поздороваться при встрече.
5. Нечаянно толкнуть и не извиниться.
6. Помочь донести тяжелую сумку.
7. Не уступить место в транспорте.
6. Итоги урока.
Наше путешествие подходит к концу. Ну что ж, ребята, вы с честью выдержали все испытания и справились с заданиями жителей Спасибограда. И я уверена, что поняли вы, что этот город находится не где-то далеко, в неведомой стране, а рядом с вами, в нашей школе, в вашей семье, в вашей душе. И я хочу, чтобы вы всегда и везде вели себя как настоящие жители Спасибограда. (Игра «Вежливо – невежливо» - М О Л О Д Ц Ы )
- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Культуре поведения уделяли большое внимание с давних лет. Первая книга о правилах поведения появилась более 200 лет назад).
- Что такое культура поведения? ( Вежливые поступки)
ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ
1.Ежели вы вежливы 2. Ежели вы вежливы
И к совести не глухи В душе, а не для виду
Вы место без протеста В троллейбус вы поможете
Уступите старухе Взобраться инвалиду.
3. Ежели вы вежливы 4. Ежели вы вежливы
Вы сидя на уроке Поможете вы маме
Не будете с товарищем И помощь ей предложите
Болтать как две сороки Без просьбы, т.е. сами
5.И ежели вы вежливы 6.И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей На тех, кто послабее
И с дедушкой, и с бабушкой Вы нападать не будете
Вы их не перебьете. Пред сильными робя.
7. Домашнее задание.
- прочитать текст в учебнике на стр. 54 – 61;
-знать все изученные правила, постараться всегда использовать их в общении с другими людьми ;
На следующем уроке мы с вами пойдем на День рождения к Наде и поэтому вам нужно подумать над пожеланиями и поздравлениями с этим замечательным праздником. А подарком будет этот замечательный букет из волшебных цветов.