эвристическая беседа;педагогической поддержки;создание ситуации успеха;
Форма работы: парная.
Цель урока: изучить природное явление – листопад.
Учебно-воспитательные задачи урока:
Обеспечить восприятие и первичное закрепление знаний учащихся об изменениях в жизни растений осенью, о лиственных и хвойных растениях.
Содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи.
Содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного.
Формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод).
Способствовать расширению и углублению экологических знаний.
Воспитывать любовь к природе родного края.
Оборудование:
ветки лиственных растений (березы, клёна);
ветки хвойных растений (сосны, ели);
лупы (21 шт.);
фрагмент видеофильма “Мир вокруг нас”;
выставка детского творчества “Волшебница-осень”;
искусственная елка, березка;
1. Организационный момент
Звонок прозвенел – отвечай поскорей, Время года, какое стоит у дверей? (осень) Сегодня, ребята, урок листопада. Вспомнить, узнать много нам надо.
2. Актуализация полученных знаний
Листопад! Листопад! (хором) Листья жёлтые летят. Жёлтый клен, жёлтый бук. Жёлтый солнца в небе круг. Жёлтый двор, желтый дом. Вся земля желта кругом. Желтизна, желтизна. Значит осень – не весна.
– И сегодня мы узнаем некоторые тайны осени.
– Как изменялась погода осенью? (ОТВЕТЫ НЕ ТРЕБУЮ)
– Чем богата осень?
– Как изменились растения? Почему осенью с растений облетают листья? Ответы на эти вопросы вы знаете, но не на все.
3. Сообщение темы и задач урока.
– Тема нашего урока: “Жизнь растений осенью”.
– Вы будете учеными-исследователями. Вас ждут открытия, у каждого они будут свои. Какой месяц осени идет?
Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, “грязником”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.
Примета, т. е. так раньше говорили: Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой – к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.
4. Практическая работа
У детей – листья.
– Рассмотрите осенние листья.
– Как вы понимаете слово изнанка и лицевая сторона? Покажите ладошки вот так – это внутренняя сторона, а так – внешняя. А на листьях – это изнанка, т. е. внутренняя сторона. А это – лицевая сторона, т. е. внешняя.
ПРОХОЖУ МЕЖДУ РЯДАМИ И РАССЫПАЮ ЛИСТЬЯ, ОДНОВРЕМЕННО ГОВОРЮ ФИЗМИНУТКУ
Физминутка.
Руки подняли и помахали. Это деревья в лесу Руки согнули, кисти встряхнули. Ветер сбивает листву. Листья запорхали Как бабочки на карнавале.
– Посмотрите, какой стороной упали листья в классе.
Задание 1. По дороге домой понаблюдайте, как легли листья на землю и сделайте вывод, какая будет зима по этой примете.
5. Исследовательская работа
1 этап. Эксперимент.
– Откройте учебник стр. 26.
– Какие растения мы можем встретить в нашем лесу? (Беседа по картине учебника)
– На какие две большие группы их можно разделить?
– Перед вами веточки растений, их вам послал главный лесничий, когда производил расчистку леса. Положите слева веточки хвойных растений, а справа – лиственных. Закройте учебник.
– Рассмотрите внимательно веточки лиственных растений. Как называется растение? Есть ли на нем листья? Какого они цвета? Оторвите листочек. Легко это сделать? Давайте рассмотрим место отрыва листа от ветки с помощью лупы. Есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Почему?
Конец черешка гладкий, округлый: листья опали, не оставив ранки на ветках. Почему?
Летом черешки листьев прочно соединены с ветками, и по ним проходят питательные вещества, Осенью там, где черешок крепится к ветке, вырастает особый пробковый слой и постепенно отделяет черешок от ветки словно перегородкой. Летом, когда пробковой перегородки в черешке нет, лист легче разорвать, чем без повреждений отделить от ветки. А осенью, когда перегородка полностью закупорит черешок, лист отделяется от ветки, не оставляя ранки.
– А зачем же растения сбрасывают листья на зиму?
Деревья не могут на зиму расстаться со стволом и ветками и спрятаться под землю. Они поступают по-другому: сбрасывают на зиму листву. Листьям надо много влаги. А вода в почве зимой замерзает, и не могут ее корни выкачивать. К тому же листья зимой только повредили бы дереву. Груды снега, навалившиеся на них, поломали бы ветки и сучья.
– А что еще можно рассмотреть на месте опавших листьев? Почки. Они спят до весны. Весной на них вырастут новые веточки со стебельком и листьями
ИТАК, В НАЧАЛЕ УРОКА МЫ ДОГОВОРИЛИСЬ, ЧТО ВЫ – УЧЕНЫЕ-ИССЛЕДОВАТЕЛИ. Вы провели сейчас небольшую исследовательскую работу. Что вы исследовали? А ТЕПЕРЬ КАКОЙ СДЕЛАЕТЕ ВЫВОД? Лиственные растения осенью сбрасывают листья, так как в это время в черешке листа вырастает особая пробковая перегородка. Так они к зиме готовятся.
Физминутка
Приседание
Потягивание Садятся за парты
2 этап. Наблюдение.
– Посмотрите и скажите, веточки, каких деревьев лежат у вас на столе слева?
– Чем они похожи друг на друга?
– Как можно отличить сосну от ели? Наблюдаем, как расположены иголочки у сосны? Они сидят парами.
– Какие они по длине? Длинные, узкие.
– А что скажете про иголочки у ели? Располагаются по одной. Короче, чем у сосны. Колючие. Потрите пальчиками хвоинки, понюхайте. Душистые, смолистые.
– А можно ли назвать иголочки-хвоинки листьями? Да
Листья-хвоинки покрыты восковым налетом, плотные, они испаряют меньше влаги, чем лиственные деревья, поэтому зимняя засуха им не страшна.
– Интересно узнать, сбрасывает ли ель и сосна листья-хвоинки на зиму? Кто был в хвойном лесу? Что видели под елью и сосной? Откуда взялись хвоинки, если нет листопада.
Они не сбрасывают всю хвою. И все же листопад у них идет понемногу и постоянно. На месте опавших хвоинок вырастают новые, а нам кажется, что на ели одни и те же листья. На прогулке обратите внимание на опавшие листья-хвоинки.
3 этап. Постановка проблемы.
– Семенами хвойных деревьев питаются зимой птицы. (показ иллюстраций птиц)
– Полезно гулять в хвойных лесах! А почему – найдите ответ в книгах, спросите у родителей, у врача, когда будете на приеме. Также узнайте, почему полезно чистить зубы зубной пастой на основе хвойного сока и принимать ванны с хвойным экстрактом.
– ИТАК, ДОРОГИЕ УЧЕНЫЕ, какое открытие для себя вы еще сделали? Хвойные растения не сбрасывают ВСЮ хвою, зимуют с семенами-шишками, потому что зимняя засуха им не страшна.