Урок познания мира элементами таксономии Блума.
Урок познания мира 1-й класс.
Тема: Времена года.
Цели: формировать знания учащихся о временах года и их отличительных признаках.
Задачи:
- расширить представление о временах года;
- учить наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи в природе;
- развивать наблюдательность, внимание, память, устную речь, навыки критического мышления (анализировать, делать выводы);
- способствовать увеличению словарного запаса.
ОБОРУДОВАНИЕ: значки-эмблемы для деления на группы, картинки –таблички на столах (снежинка, лист дерева, ручей, цветок), разрезанные картинки (времена года), картинки для каждого ученика с номерами от 1 до 4, таблицы на столы от 1 до 4, постеры для работы в группах, карточки с названиями месяцев и времен года, шляпа, музыкальная физминутка, рисунок «?»,
музыкальные произведения из альбома П.Чайковского “Времена года”, слайдовая презентация «Времена года».
Этапы урока
№
Таксономия учебных задач по Блуму (уровень)
Учебное задание
1
Знание
1. Формулирование темы и цели урока.
1.1 Целеполагание
Актуализация опорных знаний. Фронтальная работа
Прием ТРКМ «Мозговой штурм».
- Что такое окружающий мир?
- Какая бывает природа?
- Что мы относим к живой природе? – Что относим к не живой природе?
- Одинакова ли природа круглый год?
Подведение к теме урока.
Сегодня к нам на урок пришел Вопросительный знак ?.
Он предлагает отгадать загадку, чтобы вы узнали, о чем будете сегодня говорить, слушайте внимательно. Загадка.
«У папочки – годочка
Четыре славные дочки
Первая седая
Вторая молодая
Третья с цветами
Четвертая с дождями».
(Времена года)
(Выслушав ответы детей, формулируется цель урока).
Тема урока высвечивается на слайде
Определение цели урока.
2
Понимание
2.Восприятие, осмысление, запоминание нового материала.
На столах расположены большие таблички с картинками: снежинка, желтый лист дерева, ручеёк, цветок.
Деление учащихся на группы по значкам с рисунками: 1 группа- жёлтый лист дерева, 2 гр. - снежинка, 3 гр.- ручеек, 4 гр. -цветок.
- По моей команде:
сядьте за стол те, у кого в руках значок «листок»;
сядьте за стол те, у кого в руках значок «снежинка»;
сядьте за стол те, у кого в руках значок «ручеёк»;
сядьте за стол те, у кого в руках значок «цветок».
У каждого члена каждой группы есть свой порядковый номер (от 1 до 4)
Какое время года обозначают ваши карточки с рисунками? Объясните.
Работа в группах. Собрать разрезанную картинку. Переверните карточку, перед вами картинка. Чем картинка похожа и чем отличается от большой картинки? ( есть номер, меньше размером)
Приём ТРКМ «Джигсо»
Рассмотрите картинку (у каждого ребенка в группе одинаковая маленькая картинка). (1 мин.)
1 группа рассматривает картинку «Осень»;
2 группа рассматривает картинку «Зима»;
3 группа рассматривает картинку «Весна»;
4 группа рассматривает картинку «Лето»;
Работа в парах. Расскажи соседу, что вы видите на картинке. Какие признаки вашего времени года изображены на картинке?
-Задайте друг другу вопросы по картинке. (2 мин.)
Работа в группах. Расскажите о времени года в группе. (2 мин.)
А теперь наш ? хочет, чтобы вы пересели и образовали новые группы.
- Все первые номера на «раз, два, три» за первый стол ( на столах номера от 1 до 4);
вторые номера – за 2-й стол;
третьи номера – за 3-й стол;
четвертые номера – за 4-й стол.
Работа в группах. Расскажите ребятам в новой группе с помощью картинок о времени года, сходным с вашим значком. (3 мин.) по плану:
- Высота солнца над горизонтом;
- Погода, температура воздуха, осадки;
- Природные явления;
- Изменения в жизни растений;
- Изменения в жизни животных;
- Одежда человека в данный период;
- Труд человека.
- Если вы испытываете затруднение, то поднимите карточку красную карточку «Помощь». Тогда к вам подойдёт эксперт (одарённый ребенок в предмете «Познание мира») и поможет вам.
3
Применение
Игра «Четвёртый лишний» или «Это бывает редко». Фронтальная работа. (1 мин.)
Цель игры: найти лишнее время года, его признак, месяц и обосновать свой ответ.
Учитель читает строчку из четырех слов, дети выбирают лишнее.
- Капель, ручей, мороз, просыпается медведь от спячки;
- Купание в реке, буран, жара, загар;
- Жара, метель, снег, шуба;
- Листопад, уборка урожая, сосульки, птицы улетают в тёплые края.
Игра «Угадай» Фронтальная работа (2 мин.)
О каком времени года говорится в этих описаниях? Объясни свой выбор.
Тает снег, становится теплее, на деревьях появляются первые листочки, птицы возвращаются с юга, дни становятся длиннее.
Дует холодный ветер. Дни становятся короче, а ночи длиннее, земля покрывается снегом, деревья стоят без листьев. Люди надевают теплую одежду.
Часто идут дожди, небо закрыто тучами. Птицы
улетают на юг, дикие звери готовятся к зиме. С деревьев опадают листья.
Стоят жаркие дни, летают бабочки, стрекозы, можно купаться, загорать. В лесу много ягод, цветов.
4
Анализ
Музыкальная физминутка. (1 мин.)
Работа в группах. Кластер «Виноградная гроздь» Распределите все месяцы года по сезонам.
(2 мин.)
Слайд. Проблемный вопрос для всех учащихся: Какой скрытый смысл имеет фраза «Весной рождается надежда»?
Наш ? решил проверить вас, как вы усвоили тему урока. Он предлагает вам прослушать рассказ о лете в лесу. Но нужно быть очень внимательными, слушая его рассказ, в нем содержатся ошибки. Как только вы услышите ошибку, хлопните в ладоши. Я прекращаю рассказ, а вы исправляете ошибку.
« Ну вот наконец-то и в мой лес лето пришло. Ух, ну и жарко же стало, температура- минус 35 градусов. Солнце высоко поднимается над горизонтом и хорошо прогревает землю. А у скворца, представляете, вылупились птенцы. А вчера я решил помочь рыбкам и сделал для них лунки во льду, чтобы им легче дышалось. А еще убрал опавшие листья, чтобы разбудить Михаила Потапыча из зимней спячки. Вот такая вот история.
(2 мин.)
5
Синтез
Работа в группах. (4 мин.) Нарисуйте свою картину такую, чтобы встретились все четыре времени года. Помните, что сначала вы должны предложить друг другу свои идеи. Послушать друг друга и выбрать наиболее интересные версии. Распределить, кто, что или кого будет рисовать и в каком месте на постере.
Дети рисуют под музыку П.Чайковского “Времена года”
Презентация работы каждой группы по очереди.
Взаимооценивание. Приём «Что есть хорошо?»
- Можете сказать, что считается «хорошей» работой?»
-Можете ли вы определить, является ли работа другой группы «хорошей»?
- Какие «плюсы» вы отмечаете в работе? Какие «минусы» вы отмечаете в работе?
(2 мин.)
Во время работы в гриуппах даю задание одаренному ученику: «Сочинить небылицу о временах года, используя слова: зима, весна, лето, осень, встреча, веселье». Добавить любые другие слова.
Презентация работы одарённого ученика.
6
Оценка
Работа в группах. (3 мин.)
1 и 2 группы.
Задание: Представьте, что на Земле будет всегда только зима. Других времен года вообще не будет. Что тогда произойдет с планетой, с людьми, с животными, с растениями?
Поделитесь со своими предположениями.
3 и 4 группы.
Задание: Представьте, что на Земле будет всегда только лето. Других времен года вообще не будет. Что тогда произойдет с планетой, с людьми, с животными, с растениями?
Поделитесь со своими предположениями.
Презентация работы групп.
Взаимооценивание. Приём «Дело в шляпе» Производится под музыку. (2 мин.)
- Как вы думаете, права ли природа, что на нашей планете Земля 4 времени года? Почему?
Итог урока:
Оценивание X и Y
(Почему X является примером Y).
- Почему месяц является примером времени года?
Рефлексия. (2 мин.)
Обратите внимание на слайд.
Выберите одно из утверждений, которое описывает ваше отношение к уроку и как вы поняли материал темы. А также вы должны продолжить строку о том, что бы вы ещё хотели узнать. (выбрать цифру с утверждением). Спрашиваю 2-3 учеников.
- 1. Мне было интересно, я бы хотел узнать…
- 2. У меня «каша в голове».
- 3. Я «зарубил себе на носу», что…
- 4. Я в этой теме как «рыба в воде»
- 5. Мне было трудно, когда …
Поощрение учителя за работу смайликами.
Слайд
Домашнее задание на выбор:
1. Пересказать текст параграфа.
2. Синквейн (лето, зима, весна, осень). Выбрать любое время года на свое усмотрение.
3. Приготовить по 3-4 приметы каждого времени года.
4. Приготовить названия мультфильмов, где действия происходят зимой, весной, летом, осенью.