kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок познания мира в 4 классе "Глобус- модель земли".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по познанию мира по теме "Глобус-модель Земли" познакомит учащихся с уменьшенной моделью Земли,будет полезен и интересен младшим школьникам. Урок  направлен на изучение новых терминов: меридианы, нулевой меридиан, параллели, экватор. Поможет развить навыки работы с картой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок познания мира в 4 классе "Глобус- модель земли".»

Познание мира 4  класс

Учитель: Карпенко С.П.

Тема: «Глобус – модель Земли» (технология развивающего обучения)

Цель:Сформировать представления о глобусе – модели Земли, о космических телах.

Задачи:

 1. Познакомить учащихся с наукой географией.

2. Развивать творческое, критическое мышление, расширять кругозор учащихся.

3. Воспитывать целеустремлённость, самостоятельность, инициативность, чувство любви к планете Земля.

 Тип урока:  урок творческого поиска

 Оборудование: глобус, презентация, раздаточный материал.


  1. Орг момент.

Музыка «Трава у дома»

Сегодня мы продолжаем изучать раздел «Земля- космическое тело»

Одним из первых о полетах в космос задумался русский ученый Константин Эдуардович Циолковский.
К.Э. Циолковский – это гордость России, один из отцов космонавтики, великий ученый.

А первые искусственные спутники Земли, а позже космические корабли появились благодаря Сергею Павловичу Королёву. Это академик, конструктор ракетно-космических систем. Без него человек не смог бы полететь в космос.


Чтение стихотворения учащимися:
- Летя сквозь звёздные метели
Из века в век в бездонной мгле,
Земля качала в колыбели
Сынов, рождённых на Земле.
- Но от восторга цепенея,
Перед небесной красотой,
Землянин жил большой мечтою –
Однажды породниться с ней.
- Рождён бескрылым человек,
Но как шагнул размахом мысли,
Что путь свой в 21 век
Никак без космоса не мыслит!


 Никогда не забудет человечество тот апрельский день 1961 года, когда наш соотечественник – Юрий Алексеевич Гагарин – первым в мире открыл дорогу в космос.

Не раз космонавтам задавали вопрос: с чего у них начиналась дорога в космос? Ответ был один: «С мечты». Скажите, а кто из вас мечтает стать настоящим космонавтом? Полететь на Луну, Марс и другие планеты? К такому полёту надо готовиться серьёзно! А начать можно уже сегодня.


Я буду говорить начало правила, а вы должны все вместе его продолжить. Итак...

- Космонавт, не забудь...

- В далёкий космос держишь путь.

- Главным правилом у нас....

- Выполнять любой приказ.

- Космонавтом хочешь стать ...

- Должен много, много знать.

- Любой космический маршрут...

- Открыт для тех, кто любит труд.

- Только дружных звездолёт...

- Может взять с собой в полёт.

- Скучных, хмурых и сердитых...

- Не возьмём мы на орбиту.

Мечта сбывается только тогда, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив.

2.Актуализация опорных знаний. Игра «Мозговой штурм»

- Кто из учёных нашей страны является основоположенником космонавтики? (К.Э.Циолковский)
- Выдающийся конструктор ракет … (С.П.Королёв)

- Кто такой космонавт?

-Кто наблюдает за звёздами?

-При помощи чего люди пересчитали все видимые звёзды? (телескоп)

-Сколько звёзд видно на небе невооружённым взглядом? (3000)

-В каком веке была разгадана тайна рождения звёзд? (20)

-Когда искусственный спутник впервые полетел в космос? (4.10.57 г)

- На каком устройстве можно выйти в космос? (ракета)

-Когда Ю.А. Гагарин впервые облетел Землю? (12 апреля 1961 г)

- Как называется место старта космических кораблей? (Космодром)

-Как назывался его космический корабль?(«Восток»)

- 12 апреля вошло в историю как…. (День Космонавтики)

- Что сказал Юрий Гагарин в момент старта? (Поехали)

- В чем космонавты хранят пищу? (в тюбиках)

-Космонавт, первый вышедший в открытый космос? (Алексей Леонов, 1965 )

- Назовите самую высокую гору солнечной системы? (Марсианский вулкан Олимп-24.000м)

-Назовите самую большую звезду во Вселенной? (Солнце)

*-Самая большая звезда в нашей Галактике? ( Эта Киля -в 250 раз превышает радиус Солнца)

*-Самая яркая Звезда на небе? (Сириус)

-Звезда Сириус находится в созвездии... ( Большой Пёс )

-Какие единицы используют для измерения расстояния между космическими телами? (Световой год).

-До самой близкой от нас звезды Проксима-Центавра свет доходит за …(4года)

-Сколько планет в солнечной системе? (8)

-Назови эти планеты.(Меркурий, Венера, Земля, Марс, пояс астероидов, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

-Что ещё входит в Солнечную систему? (астероиды, кометы, метеориты)

- Как называется камень, упавший с космоса на Землю? (метеорит)

- Как называется Казахстанчкий космодром?(Байконыр-5 мая 1957 г)

-Назовите первого казахстанского космонавта? (Тохтар Аубакиров 1991, Толгат Мусабаев 1995)

-Почему Марс называют «красной» планетой? (из-за цвета её пустынь)
-Назовите место Солнечной системы, куда уже ступала нога человека? (Луна)

- Галактика, в которой мы живём, называется...(Млечный путь)

- Созвездия это - …(группы звёзд, не изменяющие свои очертания.)

- Полярная звезда всегда находится на …(севере)

- Самые яркие звёзды имеют цвет…(голубой)

- Самая большая планета солнечной системы.(Юпитер)

-Ребята, вы успешно сдали экзамен, теперь я смело могу сказать, что вы можете быть исследователями космоса и планеты Земля.


2 конкурс: Работа в группах: «В космос всем открыта дверь,
Ну-ка, сам себя проверь!»


3.Работа по теме:

- Мы с вами — жители галактики Млечный Путь, вот здесь находится наш дом — наша планета.

- Сегодня мы посмотрим на мир глазами географов. Что же такое наука - география? (сбор идей)

Это наука о Земле. В переводе с греческого «география» означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «ге» - Земля и «графо» - пишу.

География объясняет, почему Земля такая круглая, почему в одних районах лежит снег, а в других жаркое лето, почему в одних странах ловят рыбу, а в других — добывают нефть.

—Какая планета называется «голубой планетой»? (Земля)

Земля. В необъятной Вселенной пока что известен один крохотный уголок, где может жить человек. Это наша Земля, средняя по размерам и массе планета с воздушной оболочкой, кружащая по орбите не слишком далеко и не слишком близко от своей звезды - Солнца. Здесь мы в безопасности - атмосфера защищает нас от грозного невидимого дыхания космоса и ударов метеоритов, нам не грозят ни испепеляющий жар, ни смертельный мороз. Маленький островок жизни в беспредельном космическом океане, колыбель человечества, его единственное пристанище...

- Давайте посмотрим вид Земли из космоса. (презентация)

- Отгадайте тему нашего урока:

На столе стоит Земля.

Здесь и горы, и моря.

Городов на ней не счесть.

И Зыряновск тоже есть. (Глобус)



-Какую цель мы поставим на уроке? (Продолжим изучать, что такое глобус, научимся работать с глобусом)

-Итак, наш первый вопрос исследования: «Что такое глобус?». Уменьшенная модель Земли. Глобус — это шар, на котором нанесены очертания суши и вод Земли. Шар нанесён на ось и наклонён по отношению к подставке. Глобус — это модель Земли в миллион раз меньше самой планеты земля.

- Как вы понимаете значение слова «модель»? (модель — это уменьшенное значение предмета)

А чтобы узнать историю глобуса, вам предстоит отправиться в путешествие по времени.

История создания глобуса

Мудрецы в древности размышляли над тем, как устроена Земля.

Они думали, что Земля- плоский остров, окруженный океаном, а над ней купол, по которому движутся Солнце и Луна.

Долгое время люди верили, что Земля – это огромная лепешка. У нее, как у всякой лепешки, 

есть края. А держится эта лепешка на трех огромных слонах, которые плавают в океане на огромном ките.

И вот однажды люди на корабле отправились путешествовать. Плыли все в одну сторону, почти 3 года, а домой вернулись с другой стороны. Вот тогда и поняли люди, что Земля – это огромный шар. 

Первый упоминаемый в литературе земной глобус — глобус Кратеса из Пергамы — был сделан во II в. до н.э. Однако ни сам глобус, ни его изображение не найдены…

Первым из сохранившихся считается глобус, изготовленный в 1492 г. немецким географом М. Бехаймом.

Говоря об истории создания глобусов, нельзя не упомянуть о глобусах-гигантах. Один из них – глобус-планетарий диаметром 3.1 м и весом 3.5 т – находится в Санкт-Петербурге в музее М.В.Ломоносова.

Он был создан как глобус – планетарий. Он был расписан снаружи – изображение земного глобуса, изнутри – звездное небо со всеми созвездиями. Глобус-планетарий вращался с помощью водяного колеса и гидравлического привода, совершая один оборот в сутки.

Глобус и географическая карта помогают нам путешествовать по планете.


IV. Работа с глобусом

-Давайте рассмотрим глобус более внимательно. Почему глобус крутится?

-А что это за палочка у него?

Это ось вращения. Ось вращения – это середина или центр вращения. Она неподвижна, а вокруг нее происходит движение по кругу Запомните: Земля вращается против часовой стрелки. Покажите еще раз вращение Земли


Физминутка

На ноге стоит одной,

Крутит — вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Ты как глобус покрутись,

А теперь остановись!

- Итак, мы с вами ответили на вопрос: Что такое глобус?

V. Как устроен глобус?

Самостоятельная работа с учебником. Чтение текста с методом «инсерт»

Глобус – это модель земного шара. Прочитайте об этом предложенный материал

«V» – информация мне известна
«+» – узнал что-то новое
«?» – хочу уточнить

– Какая информация вам уже была известна?
– Что нового узнали?
– О чем думали иначе? 

– Что хотели бы уточнить?

VI. Закрепление материала

- Что на глобусе обозначено голубым цветом?(водное пространство)

- А зелёным, желтым и коричневым (суша)

-Какого цвета больше всего на глобусе?

- Сколько океанов на земном шаре? (4)

      1. Тихий океан

      2. Атлантический океан

      3. Индийский океан

      4. Северный Ледовитый океан


-Что мы называем материками или континентами? (Огромные части суши, окруженные со всех сторон водой)

    • Сколько вы знаете материков? (Материков шесть)

      1. Евразия

      2. Африка

      3. Австралия

      4. Антарктида

      5. Северная Америка

      6. Южная Америка

-Назови материк на котором находится Казахстан?


-Точки, через которые проходит ось вращения, называются ….(полюсами). На Земле 2 полюса.

– Как называются эти полюса? (Северный полюс и Южный полюс.)

- Повращайте глобус вокруг Земной оси. Кто помнит, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси? (Происходит смена дня и ночи).

На глобусе нанесено множество линий каждая линия имеет своё название. Это градусная сетка.

- Как называется линия, проходящая на одинаковом расстоянии от полюсов? (Экватор- главный пояс Земли. Ещё его называют «самая длинная параллель ). Длина экватора составляет 40000 км. Он делит земной шар на два полушария. Подумайте, на какие? (На Северное и Южное полушария)


Обратите внимание на круговые линии, которые соединяют Северный полюс Земли с Южным полюсом. Эти линии называются меридианами.
Мысленно совершая путешествие по любой такой линии, обязательно окажешься либо на самой северной точке Земли – Северном полюсе, либо на самой южной – Южном полюсе.
– Это – нулевой меридиан. Его еще называют начальным меридианом. От него ученые всех стран договорились вести отчет меридианов. Этот меридиан проходит через старейшую астрономическую обсерваторию английского города Гринвич. Гринвичский меридиан был признан начальным по специальному международному соглашению в 1884 году. 


- Как же называют остальные горизонтальные линии, которые идут с запада на восток? (Параллели)

-Как они расположены друг относительно друга? (линии расположены параллельно)

– Для чего нужны параллели и меридианы? (Они помогают определить точное положение любого географического объекта на поверхности земного шара).


– Можем ли мы увидеть параллели и меридианы? (Нет, это воображаемые линии)

VI I . Письменная работа. По этим вопросам применим приём «Да-нет»

      1. Земля — планета солнечной системы.

      2. Солнце — раскалённый газовый шар, звезда.

      3. Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого.

      4. Глобус покрыт линиями будто сеткой.

      5. Главный пояс Земли — экватор.

      6. Вертикальные линии соединяются в одну точку на полюсах.

      7. Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели.

      8. Голубой, синий цвета — обозначают воду.

      9. Жёлтый. Коричневый, зелёный — обозначают сушу.

10.Первым создателем глобуса был немецкий учёный — географ Мартин Бехайм.


- Сегодня на уроке мы говорили о глобусе и его строении.


-Рефлексия:

Итак. Мы с вами очень много узнали о нашей планете Земля. Давайте попробуем составить синквейн к слову Земля.

1 строчка — существительное.

2 строчка — два прилагательных.

3 строчка — три глагола.

4 строчка — фраза, состоящая из нескольких слов, выражающими своё отношение к теме.

5 строчка — это слово — резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме.

Земля

Голубая круглая

Вращается летит живёт

Планета Земля наш общий дом

Шар


Вывод: Но не забывайте при этом о нашей родной планете Земля. Помните слова Ю.А. Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!»

Мчатся ракеты к дальним мирам,

К подвигам сердце рвётся,

Кто верит крылатым, как песня, мечтам,

Тот цели своей добьётся.


Д/З с 114-115.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок познания мира в 4 классе "Глобус- модель земли".

Автор: Карпенко Светлана Петровна

Дата: 01.05.2017

Номер свидетельства: 412577

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок  по  географии. Тема: Глобус- модель Земли. 6 класс "
    ["seo_title"] => string(55) "urok-po-ghieoghrafii-tiema-globus-modiel-ziemli-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210875"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431514253"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработка урока по познанию мира на тему: "Глобус-модель Земли""
    ["seo_title"] => string(55) "razrabotkaurokapopoznaniiumiranatiemuglobusmodielziemli"
    ["file_id"] => string(6) "295102"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455783168"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Глобус - модель Земли "
    ["seo_title"] => string(22) "globus-modiel-ziemli-2"
    ["file_id"] => string(6) "187514"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426523675"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Урок познания мира в 4 классе  тема: "Глобус- модель Земли"" "
    ["seo_title"] => string(58) "urok-poznaniia-mira-v-4-klassie-tiema-globus-modiel-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "114939"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411744068"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок познание мира 4 класс. "Смена дня и ночи. Смена времён года." "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-poznaniie-mira-4-klass-smiena-dnia-i-nochi-smiena-vriemion-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "193459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427640665"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства