Урок познания мира в 4 классе тема: "Глобус- модель Земли""
Урок познания мира в 4 классе тема: "Глобус- модель Земли""
Урок разработан в соответствии с госстандартом Республики Казахстан. В уроке прослеживается система работы по 7 модулям кембриджской программы ,групповая работа, приемы развития навыков критического мышления. В планировании урока использовались ресурсы из интернета.
Тема: «Глобус –модель Земли»
Цели:
Развивать навыки исследовательской деятельности учащихся.Сформировать представления о глобусе-модели Земли, о космических телах. Знать, как происходит смена дня и ночи.
Задачи урока:
1.познакомить учащихся с наукой географией; с новыми понятиями «параллели», « меридианы», «экватор», « материк».
2.Формировать у детей мотивацию к обучению и саморазвитию; интеллектуальные учебные действия, умение мыслить, работать с информацией.
Просмотр содержимого документа
«Урок познания мира в 4 классе тема: "Глобус- модель Земли"" »
Открытый урок
познания мира
в 4 «Д» гимназическом классе
с русским языком обучения
по теме :
« Глобус – модель Земли. Вращение Земли вокруг своей оси».
Тема: «Глобус –модель Земли»
Цели:
Развивать навыки исследовательской деятельности учащихся.Сформировать представления о глобусе-модели Земли, о космических телах. Знать, как происходит смена дня и ночи.
Задачи урока:
1.познакомить учащихся с наукой географией; с новыми понятиями «параллели», « меридианы», «экватор», « материк».
2.Формировать у детей мотивацию к обучению и саморазвитию; интеллектуальные учебные действия, умение мыслить, работать с информацией.
4.Способствовать воспитанию целеустремленности, самостоятельности, инициативности; чувство любви к планете Земля.
Тип урока: открытие новых знаний.
Форма урока: урок- исследование
Оборудование урока:
Презентация
Энциклопедии
Раздаточный материал
Глобусы
Фонарик
Цветная бумага на самоклеящейся основе
Ватманы
Стикеры
Маркеры и фломастеры
Оценочные листы.
Ход урока
.Организационный момент. Постановка целей и задач урока. Психологический настрой.
1) Сбор в кругу. Слайд 1
Возьмитесь за руки, опустите голову и вслушайтесь в слова:
« Если мы закроем глаза, то ничего не увидим, ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается. Мир ослепительно переливается. И как важно чтобы это продолжалось вечно».
-Открой те глаза. Что услышали? О чем шла речь?
-Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? ( о Земле)
-Верно, мы продолжаем изучение раздела « Земля -космическое тело»
Слайд 2
- Мы все земляне – жители планеты Земля. Земля наш общий дом.
Деление на группы « Земля наш общий дом»
Актуализация опорных знаний.
1) Проверка домашнего задания. Прием « Конвейер»
-Чтобы приступить к изучению новой темы нам необходимо повторить изученное . Каждой группе раздается конверт с тестовыми заданиями. Коллективно решают тесты . Выполненные работы передаются для проверки другим группам по кругу пока не вернется обратно . Затем проверка работ по ключу со слайда.
Слайд №3
2)Определение Темы и целей урока.
-О чем конкретно мы будем говорить на уроке вы узнаете из загадки
На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой, Нам показывая страны, Реки, горы, океаны.( глобус)
-Сформулируйте тему нашего исследования. Глобус.
Продолжаем вести самостоятельные исследования, а исследовать будем ГЛОБУС.
3)Повторение и выстраивание алгоритма исследования.
Тема
Цели
Сбор информации
Спросить, прочитать, посмотреть, провести опыт.
Вывод.
Итак тема исследования известна определим план исследования.
Что такое глобус? Какие глобусы самые старые?
Какие бывают глобусы? Как устроен глобус?
Провести опыт: почему когда у нас ночь , в Германии утро?
Почему мы не замечаем, что Земля вращается?
О чем может рассказать глобус?
Открытие новых знаний.
Самостоятельная работа с информацией в группах. У каждой группы свое задание, над которым она работает. Информация предоставлена на листах , и каждая группа работает по своему плану.
Прежде чем приступить к работе, давайте повторим правила работы в группах.
Слайд
Группа №1 « Историки»
Исследуют информацию о том, что такое глобус, какие глобусы самые старые, готовят свой постер. Определяют план защиты и спикера группы.
Карточка с заданием № 1
Прочитайте информацию и ответьте на вопросы.
-Что такое глобус?______________________________________________________
-Какой Землю представляли люди в древности?_________________________________________________________________
- Кто придумал первый глобус? ________________________________________
-Каким был первый глобус?______________________________________________
-Где хранится самый старый в мире глобус____________________________
Группа выступает с защитой своего постера выступление сопровождается Слайдами
Группа № 2 « Исследователи»
Исследуют информацию о том, какие бывают глобусы, Как глобус устроен.
Как устроен глобус _______________________________________________________________
Что такое ось
На какие части делится глобус ( полушария)
Что такое МЕРИДИАНЫ
Что такое ПАРАЛЛЕЛИ
Что такое ЭКВАТОР
Слайды
Группа № 3 « Испытатели»
Проведите опыт и ответьте на вопросы.
-Как происходит смена дня и ночи?
1.Для этого прочитайте параграф в учебнике на странице 74, и ответьте на вопросы.
-Почему глобус можно вращать? Для чего это сделали?
-Как происходит смена дня и ночи? За какой промежуток времени Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси?
-Что было бы, если бы Земля не вращалась вокруг своей оси?
2.Приклейте к глобусу кусочек стикера и повращайте его.
-Что происходит со стикером во время вращения: он стоит на месте или тоже вращается?
-Почему же мы не замечаем вращения Земли?
Слайды
Этап промежуточных результатов и выводов.
-Наше исследование подходит к концу, но на осталось еще ответить на последний вопрос « О чем может рассказать глобус» ?
-Искать информацию на этот вопрос мы будем вместе и главными нашими помощниками станут Глобусы
Формирование понятий «океан» «материк»
- Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса. ( Слайд№16 - Земля-Планета) - Космонавты с любовью называют Землю - «Голубая планета». - Какими цветами окрашена поверхность глобуса? ( Голубой, зелёный и коричневый.) - Какого цвета на глобусе больше? (1/3 – суша, 2/3 - вода) - Что обозначают цвета на глобусе? (Голубой, синий цвета – обозначают воду. Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают сушу. Белый – снег или лёд.) - Посмотрите на глобус. На нём действительно больше всего синего цвета. Это моря и океаны. - Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют материками. На глобусе материки раскрашены в зелёный и коричневый цвета. Закрепление изученного. Работа в группах. - Сейчас вам предстоит изучать глобус, как когда-то ученые исследовали нашу Землю. - Найдите и покажите на глобусе материки и океаны. (Самостоятельная работа в группах.) Задание для первой группы. Найдите на глобусе материки, назовите их . 1. _______________ 2. _______________ 3. _______________ 4. _______________ 5. _______________ 6. _______________
Задание для второй группы. 1) Определите самый большой и самый маленький материки. Самый большой материк - ________________________________________________ Самый маленький материк - ______________________________________________ 2) Как называется материк, на котором мы живем? ( - материк самый большой? / Евразия/- самый маленький? / Австралия /) 3) На каком материке мы живем_______________________________ (Евразия)
Задание для третьей группы. Найдите на глобусе океаны и назовите их. 1. _______________ 2. _______________ 3. _______________ 4. _______________ ( Всего на земле 4 океана: Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический.) - Молодцы, ребята. Сколько интересного мы узнали о глобусе.
Этап обобщения информации. - Ну и теперь нам осталось подвести итог нашего исследования. И мне никак не обойтись без вашей помощи.
Игра « Гонка за лидером» начинается! Слайд № Модель Земли - _______________ . Это слово в переводе с латинского означает____________. На глобусе синим цветом обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ___________, белым _____________. На земном шаре _____ океана и _______ материков. «Главный пояс Земли» - ___________________. На глобусе есть горизонтальные и вертикальные линии, которые называются __________________и __________________. Планета Земля наш общий дом и её надо __________!
(Учитель в быстром темпе читает предложения, дети каждой группы подбирают подходящие по смыслу слова: ГЛОБУС, ШАР, ВОДА, СУША, СНЕГ и ЛЕД, ЧЕТЫРЕ, ШЕСТЬ, ПАРАЛЛЕЛИ, МЕРИДИАНЫ, БЕРЕЧЬ)
Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. - Я очень рада, что вы так едины были в своих чувствах к нашей необъятной планете ЗЕМЛЯ. Планета Земля наш общий дом и её надо беречь! Смотрю на глобус – шар земной. И вдруг вздохнул он, как живой. И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса. Роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег: «Будь Человеком, человек. В тебя мы верим – не солги, Ты береги нас, береги!».
Грустит глубокая река, Свои, теряя берега. И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной, Такой прекрасный и родной. И шепчут губы: «Не солгу. Я сберегу вас, сберегу!»
Оценка работы на уроке. Слайд №.
Заполнение оценочных работ по критериям
Оцените работу друг друга на уроке
1 Домашнее задание тест
2.Работа во время исследования
3. Выводы по работе.
Критерии оценивания :
1. Правильность ответов.
2. Активная работа при проведении исследования ( Беседа , предложения, выводы)
3. Подготовка спикера группы.
Самооценка работы на уроке. « Древо знаний» - Продолжи предложение. Я узнал……. Я смог……. Мне удалось……. Мне хотелось бы….. – А за что вы можете похвалить себя? - Что не понравилось, осталось непонятным, вызвало скуку? - О чем захотелось узнать поподробнее? - Где могут пригодиться умения сбора информации?
Домашнее задание по выбору. Слайд № • уметь показывать на глобусе материки и океаны. • прочитать параграф в учебнике 73-74 подготовить интересный вопрос, загадку по теме нашего урока.
1. Галактика, в которой мы живём, называется… а) Млечный путь; б) Туманность Андромеды. 2. Звезда – это… а) раскалённый газовый шар; б) холодный шар, состоящий из твёрдых веществ. 3. Созвездия – это … а) группы звёзд, имеющие свои очертания; б) группы звёзд, не имеющие свои очертания. 4. Полярная звезда всегда находится на… а) юге; б) севере; в) западе; г) востоке; 5. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их… а) 7; б) 8; в) 11. 6. Земля – это… а) космический спутник; б) звезда; в) планета.