Просмотр содержимого документа
«Урок по учебному предмету "Математика" в 1 классе на тему "Пространственные представления"»
Тема:Пространственные представления
Цель: учащиеся должны иметь общее представление о расположении предметов в пространстве: «выше», «ниже», «вверху», «внизу», «слева», «справа», «налево», «направо»; представление о направлениях движения: «направо» и «слева направо», «налево» и «справа налево», «вверх» и «снизу вверх», «вниз» и «сверху вниз».
Задачи:
Способствовать развитию умений учащихся определять местоположение предметов в пространстве, направление движения; нахождения сходства и отличия предметов по форме, цвету, размеру; установлению закономерности в расположении предметов.
Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных явлений;
Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся.
Оборудование и материалы: демонстрационный дидактический материал, учебные пособия, цветные карандаши, линеечки самооценки.
Ход урока
Организационно-мотивационный этап
Прозвенел, друзья, звонок –
Начинается урок.
Отдохнуть вы все успели?
А теперь вперёд – за дело:
Математика вас ждёт!
Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Устный счёт.
Порядковый счёт.
Обратный счёт.
Счёт через 2, начиная с 2.
Игра «Назови соседей»
Весёлые задачи:
Тра-та-та, тра-та-та,
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку, Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая,
Вот компания какая!
Сколько? (6)
Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал трёх окуней,
Рыбак Евсей – двух карасей,
А рыбак Михаил – одного сома уловил.
Сколько рыб из реки
Натаскали рыбаки? (6)
Из каких геометрических фигур состоит петушок? солнышко?
Сколько треугольников? Сколько кругов? Чего больше?
Этап усвоения новых знаний.
Алесь просит вас расположить квадраты на доске и партах в определённом порядке. (По мере называния, изображения квадратов крепятся на доске.) Поиграем.
Расположите квадраты так, чтобы красный квадрат был ниже зелёного, а зелёный квадрат – ниже синего. Какой кубик сверху? снизу?
красный квадрат был выше синего, но ниже зелёного. Какой кубик сверху? снизу?
Справа от башни положите большой жёлтый круг.
Слева от башни положите маленький красный круг.
Самооценка. Сравнили свои работы на парте с выполнением задания на доске.
Яна подготовила узор из геометрических фигур. (На наборном полотне). Рассмотрите внимательно.
Составьте такой же узор у себя на парте. Играем в игру «Зоркий взгляд», смотрим на узор и отвечаем на мои вопросы.
Какая фигура слева от красного квадрата?
Какая фигура справа от жёлтого квадрата?
Какая фигура между зелёным кругом и жёлтым квадратом?
Сколько красных фигур?
Сколько квадратов?
Сколько больших фигур?
Какая фигура может быть лишней? Почему?
Этап первичной проверки понимания изученного.
Задание 1.
Ребята, Алесь не просто просит сосчитать листики, а в определённом порядке.
Сколько зелёных листиков в верхнем ряду? в нижнем ряду?
Сколько жёлтых листиков в верхнем ряду? в нижнем ряду?
Сколько листиков в нижнем правом столбце? нижнем левом столбце?
Физкультминутка
Мы, листики осенние, на веточках сидели. Дунул ветер - полетели. Полетели, полетели и на землю сели. Ветер снова набежал и листочки все поднял, Повертел их, покрутил и на землю опустил.
Просмотр фрагмента мультфильма «Кошкин дом» (или чтение учителем и рассматривание иллюстрации).
Задание 2.
Представьте, что и мы в гостях у Кошки.
Кто вверху (на балконе)?
Кто внизу?
Кто слева от кошки? справа?
Сколько гостей было у Кошки?
Этап закрепления полученных знаний.
Задание 3.
Герои сказки решили вас запутать. Не позволим? Надо внимательно рассмотреть рисунки и заполнить окошки так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах изображения не повторялись. Думаем. (Работа с опорой на доску). Самооценка.
Этап применения знаний.
Задание 4.
В то время, когда гости играли, мышка пробралась к сыру и прекрасно покушала. А вот как она это сделала нам предстоит прочитать. Стрелочки в клеточках – это схема, подсказка. Учимся читать: 1 – учитель-учащиеся, 2 – учащиеся-учитель.
Этап обобщения и систематизации знаний.
Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений. (Задания для выполнения в тетради)
Пальчиковая разминка «Замок»
Прилетела Божья коровка со своими заданиями.
Рассмотрите змейку в учебнике, посмотрите в тетрадь - там такая же змейка и змейка наоборот. Необходимо раскрасить змейки так, чтобы они были одинаковыми. (Выполнение работы. Самооценка)
Задание 1. Математическая пропись.
продолжить рисовать узор в соответствии с выявленной закономерностью.
Продолжаем рисовать узоры из наклонных палочек. Самооценка.
Задание 2.
На что похож этот прямоугольник? (На картину). Вот сейчас эту картину и будем рисовать. Будьте внимательны:
в середине рисуем ЁЛКУ;
в правом верхнем углу – СОЛНЫШКО;
под ёлкой – ГРИБ;
слева от ёлки – пенёк;
справа от ёлки – ЦВЕТОК;
в левом верхнем углу – ОБЛАКО;
между солнышком и облаком – ПТИЧКУ;
в левом нижнем углу – РУЧЕЁК. (Взаимопроверка по образцу на доске. Самооценка.)
Задание 3.
Какая сейчас пора года? Назовите признаки осени. Какая пора года следует за осенью? Чем особенна зима?
Вот чтобы зимой не замёрзнуть, «наденем рукавички». Соединить линиями рукавички с изображением руки. Самооценка.
Этап контроля и самоконтроля знаний.
Задание ? (по группам)
Назвать расположение игрушек на полках: «в верхнем ряду…», «в нижнем ряду…», «внизу…», «слева…», «справа…».
Задание 4 (в тетради).
Продолжить узор, соблюдая закономерность.
Этап подведения итогов.
Назовите соседа слева, справа, сзади, перед вами.
Этап рефлексии.
Покажите с каким настроением закончился урок. (Смайлик)