Тема: Птицы дикие и домашние.
Цели урока:
1. Образовательные: уточнить представления детей о птицах, их разнообразии, различии диких и домашних, пользе для окружающей среды и человека;
2. Коррекционно-развивающие: развитие направленного внимания, зрительного и слухового восприятия, наглядно–образного мышления, устной речи, словаря;
3. Воспитательные: воспитание умения видеть пркрасное в окружающем мире, бережного отношения к живой природе.
Оборудование: цветные иллюстрации диких и домашних птиц, презентация «Домашние птицы», аудиозапись голосов птиц, трафареты птиц, цветные карандаши, дидактические игры.
Межпредметные связи: обучение грамоте, коррекционные занятия, математика, художественный труд.
Ход урока:
1. Постановка учебной задачи урока.
Учитель показывает картинку и просит: «Назови одним словом». (Птицы). О птицах мы сегодня и поговорим.
2. Рассказ учителя. Птиц на земле очень много – около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев. Рассказать обо всех птицах на одном уроке, конечно, нельзя. О каких птицах сегодня пойдет речь, вы сейчас узнаете. Для этого вам нужно разделить птиц на картинке на две группы. Какие? На диких и домашних. О диких и домашних птицах мы сегодня и поговорим.
3. Игры «Найди птицу» и «Поймай птицу».
«Найди птицу» - На предложенной картинке с множеством разных предметов ребенок находит и показывает только птиц. (Приложение 1)
«Поймай птицу» - Учитель называет различных животных, насекомых, птиц, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит название птицы.
Ворона, синица, кукушка, сорока, мишка, попугай,
ласточка, бабочка, воробей, аист, голубь, страус,
кактус, муха, перепелка, орел, пингвин, слон, снегирь.
- А теперь познакомимся с некоторыми птицами.
4. Отгадывание загадок.
Спинкою зеленовата, Хлопотунья пестрая,
Брюшком желтовата. Птица длиннохвостая,
Черненькая шапочка Птица говорливая,
И полоска шарфика. Самая болтливая.
(Синица) (Сорока)
Я весь день ловлю жуков, Окраска сероватая,
Ем букашек, червяков. Повадка вороватая,
Зимовать не улетаю, Известная персона
Под карнизом обитаю. Кто она?
(Воробей) (Ворона)
После каждой отгадки учитель показывает изображение птицы с кратким комментарием. (Приложение 2)
Все эти птицы селятся близко к жилью человека. Они едят, кроме насекомых, хлебные крошки, зерно, остатки пищи. Таких птиц называют всеядные. Осенью и зимой насекомых нет, поэтому зимой птичек обязательно нужно подкармливать.
Кто на елке, на суку
счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).
5. Прослушивание голосов птиц. Учитель включает аудиозапись голосов представленных птиц. Дети догадываются, что это за птица. (Приложение 3)
Скажите, приятно услышать пение птицы, прогуливаясь в лесу? Или ранним летним утром, открыв окно? Птиц приятно слушать, интересно за ними наблюдать. А еще птицы приносят большую пользу. Какую? Уничтожают вредных насекомых.
6. Подведение итога первой части урока.
Где живут птицы, которые сегодня пришли к нам в гости? Как мы называем таких птиц? Чем питаются?
7. Физкультминутка.
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Тири-тири, Тень-тень-тень! (Сели на место.)
8.Знакомство с домашними птицами. А каких вы знаете домашних птиц? Рассматривание домашних птиц. (Приложение 4)
Для чего люди разводят птиц? Просмотр презентации.
9. Игра «Вспомни сказку». Вспомнить и назвать сказки, в которых рассказывается о птицах: (русские народные: Курочка Ряба, Кот, Петух и Лиса, Петушок и бобовое зернышко, Гуси-лебеди; Г-Х. Андерсен «Гадкий утенок», А.Пушкин «Сказка о золотом петушке»).
10. Предметно-практическая деятельность. Обвести по трафарету и раскрасить птицу. (Приложение 5)
Поднимите руку, кто рисовал домашних птиц. А кто диких?
11. Итог урока. Оценка деятельности детей на уроке. Назовите птиц, с которыми мы сегодня познакомились? Что на уроке понравилось больше всего? Какое задание хотели бы выполнить еще раз? Все дети молодцы, внимательно слушали, хорошо работали на уроке.