Предмет: Познание мира
Класс: 1
Тема: Птицы весной.
Цели:
- познакомить учащихся с изменениями в жизни птиц весной; помочь детям узнать новое о весеннем поведении птиц: гнездовании, насиживании и кормлении птенцов, раскрыть взаимосвязь между неживой и живой природой
- развивать умение осуществлять поиск необходимой информации по теме «Прилёт птиц», строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи, а также умения общаться : выслушивать мнения других и отстаивать свою точку зрения в корректной форме
- воспитывать чувство симпатии и заботы ко всем представителям мира природы, бережное отношение к окружающей природе;
Планируемые результаты:
предметные: знать о жизни птиц весной и их роли в жизни человека, уметь различать виды птиц;
личностные: проявление в стремлении к заботе, защите птиц;
системно- деятельностные: уметь собирать и систематизировать информацию;
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-исследование.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.
Методы: частично-поисковый, наглядный, проблемный, словесный.
Виды работ: работа с картой, обсуждение в группе, работа в паре.
Оборудование: мультимедийный проектор, белая бумага, маркеры.
Дидактические материалы: карточки с заданиями
- Психологический настрой.
-Добрый день! Добрый день!
Прочь усталость, грусть и лень.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
(Показ смайликов -слайд)
II. Проверка домашнего задания.
-Какие изменения происходят в жизни диких животных весной?
-Как заботятся дикие животные о своих детёнышах?
-Назовите детёнышей диких животных?
III. Мотивация к учебной деятельности.
1)Звучит аудиозапись с пением птиц.
- Дети, кто весну на крыльях приносит? (Птицы)
IV. Постановка цели и задач урока
Учащиеся формируют тему урока «Птицы весной»(слайд)
1) Отгадывание загадок о птицах
В синем небе голосок
Будто крохотный звонок.
На шесте -дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его…
Черный, проворный,
Кричит "крак" –
Червякам враг
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку? »
V. Учебно- познавательная деятельность.(слайд)
Весна «прилетела» к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю: делает проталины, топит лед на реках и озерах. Из оттаявшей земли выползают насекомые, а вслед за ними прилетают пернатые гости – птицы.
-Теперь для них снова достаточно корма: появились насекомые, а там, где растаял снег, можно найти прошлогодние плоды и семена.
Птицы поправляют старые или строят новые гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов. Кормят своих птенцов червячками, насекомыми. В течение лета учат птенцов летать.
1) Работа с иллюстрациями птиц. (слайд)
- Ребятки, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Кто знает, как их можно назвать одним словом?
. А почему их так назвали?
- Они прилетели к нам из теплого края.
- А когда и почему они улетают от нас?
- Улетают осенью, т.к. зимой у нас недостаточно корма для них. Зимы у нас суровые.
- В суровые зимы птицам приходиться очень туго из 10 птиц до весны доживает лишь 1-2 птицы.
- Ребята, с какими же птицами сегодня на уроке мы будем знакомиться?
- С перелетными.
Физкультминутка «Танец утят»
2. Познавательный материал. Выступление ребят.
-Угадайте, какие птицы возвращаются к нам весной? Кто же первым из птиц «открывает» весну.
1 ученик
Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге. По дороге к своим гнездам они очень спешили, не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные. Теперь они важно расхаживают по дорогам и ковыряют землю крепким клювами. Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В весеннем календаре 17 марта грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например: «Грач зиму расклевал», «Увидел грача – весну встречай».
- Кто следует за грачами? Конечно скворцы.
2 ученица
Сначала прилетают самцы. Они находят подходящее гнездо и начинают петь. Когда прилетают самки, самцы распевают особенно вдохновенно. Гнездятся эти птицы в самых разнообразных местах: в дуплах деревьев, в норах береговых ласточек, в расщелинах, под крышами домов, в щелях глиняных построек, могут использовать гнезда других птиц.
Но люди, стараясь привлечь к своим садам эту полезную птицу, развешивают скворечники, и скворцы охотно селятся в них. Скворцы полезны тем, что они уничтожают большое количество вредных насекомых.
Жаворонок.
Прилетают жаворонки одновременно со скворцами, даже бывает чуть раньше. Только скворцы летят молча, а жаворонки прямо на лету весело поют. Жаворонок устраивает гнездовье в лугах, на травянистых опушках, но самым лучшим местом для устройства гнездовий для этих птиц являются поля, засеянные в озимых и яровых хлебах. Гнездо очень простое, строится оно в ямке на земле, среди травы. В качестве строительного материала полевой жаворонок использует стебли и корешки травы, внутри гнездо укладывается мягкой шерстью, собранной птицей, конским волосом и пухом. Гнездо маскируется очень тщательно, его трудно обнаружить.
VI. Закрепление знаний учащихся.
1.Работа по учебнику с.101-103
с.103 чтение теста « Гнёздышко»
2) Беседа по прочитанному материалу.
-Почему нельзя разорять гнёзда птиц?
-Какую пользу приносят птицы?
3)Знакомство с Красной книгой.
(О птицах, занесённых в Красную книгу.)
Началось все с того, что в 1948 году в небольшом городке, находящемся рядом с Парижем, проходила международная конференция, на которой и решили создать Международный союз охраны природы и природных ресурсов, который до сих пор является издателем международной Красной книги.
Название и цвет обложки книги как бы кричит: «Люди, остановитесь! Не губите природу!» Красный цвет считается сигналом тревоги, это своеобразный сигнал к бедствию, сигнал о помощи, который пытаются донести до нашего разума животные и растения нашей природы.
В эту книгу заносятся те растения и животные, которые были созданы несколько тысяч лет назад, а теперь, из-за человеческой глупости, они оказывается перед проблемой полного исчезновения с лица земли. К сожалению, природа никогда не сможет сотворить то, что уже когда-то создавала…
Розовый пеликан
Жёлтая цапля.
Малая белая цапля
Белый аист,
Чёрный аист
Фламинго
Гусь пискулька
Лебедь-кликун
Степной орёл
Беркут
Орлан-белохвост
Серый журавль
Филин
4) Исследовательская работа. Работа в группе.
А сейчас я каждой команде раздам конверты с рисунками птиц. Ваша задача быстро разделить их на 2 группы.
5) Пятистишие
(Работа в паре)
1. Птицы
2. Перелетные, зимующие
3. Вернулись, гнездятся, поют
4. Приносят огромную пользу природе
5. Весна!
6) Работа в дневнике наблюдений.
- Рефлексия
Весенние заботы птиц.
-Поставьте знак + возле строчек, где говорится о весенних заботах птиц.
1. Птицы весной высиживают птенцов. +
2. Строят хатки.
3. Строят гнезда. +
4. Уничтожают вредных насекомых. +
5. Запасают еду.
6. Откладывают яйца. +
7. Готовятся к отлету.
8. Учат птенцов. +
9. Ложатся в спячку.
Проверка
Строят гнезда
Откладывают яйца
Высиживают птенцов
Учат птенцов
Уничтожают вредных насекомых
- Итог урока.
Пожалуйста, постарайтесь, что бы за вашу жизнь ваши руки не убили ни одного живого существа, а сердце было добрым ко всему, что бегает, прыгает, ползает, летает.
- Домашнее задание.
Составить эссе о любимой птице и нарисовать рисунок.