kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме «Облик Земли постоянно меняется»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «Окружающий мир» для 1 класса является пропедевтическим. В нем на уровне общего ознакомления представлены все темы программы до 4 класса, в том числе и астрономический материал, который всегда вызывает у первоклассников самый живой интерес. Поэтому перед учителем встает методический вопрос: с какой глубиной можно погружать детей в этот материал, чтобы они в нем «не утонули»?

На наш взгляд, представленный урок выдерживает ту меру трудности, которая вполне соответствует возрасту учеников и при этом способствует поддержанию познавательного интереса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Облик Земли постоянно меняется»»

Окружающий мир

Урок по теме

«Облик Земли постоянно меняется»

Судовцева Евгения Васильевна,

учитель начальных классов МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области


Курс «Окружающий мир» для 1 класса является пропедевтическим. В нем на уровне общего ознакомления представлены все темы программы до 4 класса, в том числе и астрономический материал, который всегда вызывает у первоклассников самый живой интерес. Поэтому перед учителем встает методический вопрос: с какой глубиной можно погружать детей в этот материал, чтобы они в нем «не утонули»?

На наш взгляд, представленный урок выдерживает ту меру трудности, которая вполне соответствует возрасту учеников и при этом способствует поддержанию познавательного интереса.

Цель урока:

  • создание представлений о постоянно меняющемся обли­ке Земли;

  • ознакомление с географи­ческой картой полушарий.

Оборудование:

  • учебник и рабочая тетрадь для 1 класса (авт. Н.Я. Дмитрие­ва, А.Н. Казаков),

  • географическая карта полу­шарий,

  • интерактивная доска,

  • отрывок из документально­го фильма компании «ВВС» «За­рождение Земли»,

  • 3 слайда.

1 класс


ХОД УРОКА


I. Постановка проблемы

Учитель: Дети, как называется раздел, который мы изучаем?

Дети: «Из истории Земли».

Учитель: Земля - это ... ?

Дети: Планета.

Учитель: А какие еще объекты Солнечной системы вы знаете?

Дети: Звезда Солнце, планеты Уран, Нептун...

  • Метеориты, кометы.

Учитель: Я предлагаю посмот­реть отрывок из документального фильма без звукового сопровожде­ния. Предположите, что вы увидите. (Ответы детей.)

На интерактивной доске демон­стрируется отрывок из фильма без звука.

Учитель: Как вы думаете, что вы увидели?

Дети: Солнце, Землю.

  • Землю.

  • Марс, Землю.

Учитель: Объясните, почему вы так решили?

Дети: Вначале мы видим кипя­щую лаву на всей поверхности, по­том кругом вода, дожди, ливни, за­тем микробы (учитель поправля­ет: «микроорганизмы»). Значит, перед нами было вначале Солнце, а потом Земля (аналогично - Марс и Земля).

  • Нет, перед нами была Земля. Просто сначала на ней все горело, потом пошли дожди, затем появи­лись первые мик... как это?

Учитель: Микроорганизмы. У нас несколько мнений, кто с каким со­гласен? Поднимите руки, кто согла­сен с Семеном, кто с Никитой, кто с Даниилом. (С тем, что это Зем­ля, согласен только сам Даниил.)

Учитель: Почему вы не согласны с Даниилом?

Дети: Земля не может вся го­реть, тогда бы на ней не было бы микроорганизмов и вообще живой природы. Земля в фильме совсем не похожа на нашу планету.

Учитель: Дети, посмотрите на следующий слайд. Здесь две фото­графии. Как вы думаете, это один и тот же человек?

На фотографиях учитель класса в возрасте 5 и 45 лет.

Дети: Это два разных человека.

  • Неужели это вы, Светлана Пав­ловна? Маленькая и взрослая?

Учитель: Да, на обеих фотогра­фиях - это я. Что изменилось во мне за сорок лет?

Дети: Лицо, внешность. Вы стали выше, вообще больше.

Учитель: Действительно, изме­нилась моя внешность или, как еще говорят, облик. Почему же у людей меняется облик?

Дети: Люди - это живая при­рода. Живая природа растет, ме­няется.

Учитель: А может ли менять­ся Земля?

Дети: Нет, Земля - неживая природа. Как она может менять­ся? (Ребята смущены.)

  • А в фильме ведь менялось все неживое.

Учитель: Конечно, помните, мы видели, как горы менялись. Например, были высокие и широ­кие, а потом стали разрушаться, стали низкие. Посмотрите на следующий слайд.

На слайде два изображения: Земля «в начале времен» (только твердь Земли, вулканы, огонь, лава) и в дан­ный период.

Учитель: Что вы видите?

Дети: Это Солнце и Земля.

  • Это, наверное, Земля раньше и сейчас.

Учитель: Вспомните мои фото­графии и сравните с этими. Как вы думаете, какой ответ правильный? Я вам подскажу: это один и тот же объект на обеих картинках.

Дети: Все же это Земля.

Учитель: Действительно, это Земля очень-очень давно - 4 мил­лиарда лет назад - и в наше время. Что изменилось?

Дети: Облик нашей планеты.

Учитель: Что же происходило с обликом планеты Земля во времени?

Дети: Облик Земли менялся.

Учитель: Тема урока так и зву­чит: «Облик Земли меняется».

  1. Открытие новых знаний

Учитель: Дети, интересно вам уз­нать, как развивалась наша планета?

Дети: Да.

Учитель: Давайте попробуем уз­нать это сами. Конечно, я вам помо­гу. Посмотрите на слайд. Перед ва­ми четыре фотографии. На столах карточки с цифрами 1, 2, 3, 4. Слай­ды тоже обозначены цифрами. Вы­ложите цифры в таком порядке, как, по вашему мнению, развивалась Земля. Работать будете в парах. Вспомним правила работы в парах. (Дети проговаривают.)

Порядок рисунков на интерактив­ной доске (слайд 3): 2. микроорганизмы; 4. вода, воздух; 3. безжизненная, камени­стая; 1. живая природа.

Учитель: Давайте посмотрим, как вы выложили цифры.

Пояснение: дети могут выложить сначала номера фотографий микро­организмов или живой природы. Здесь нужно спросить, каковы усло­вия для жизни и развития живой природы. Дети приходят к выводу, что без воды и воздуха жизнь на Зем­ле невозможна. Таким образом, в хо­де рассуждения появляется следую­щий порядок рисунков: 3, 4, 2, 1.

Учитель: Давайте еще раз по­смотрим этапы изменения облика Земли. Кто расскажет по слайдам?

Дети: Сначала наша планета бы­ла безжизненная, каменистая, было много вулканов, огня, извергалась лава, потом образовались вода и воздух, после этого могли по­явиться первые микроорганизмы (очень-очень маленькие живые су­щества), и только потом появились животные и растения.

Учитель: Что же происходило с обликом Земли?

Дети: Он менялся.

Учитель: Мне хотелось бы доба­вить еще одну фотографию, иллюст­рирующую развитие живой природы. Как вы думаете, что на этой фото­графии будет изображено?

Дети: Человек.

Учитель: Умницы! Молодцы!

  1. Применение новых знаний

Учитель: Откройте учебник на странице 38. Прочитайте тему урока. Об этом мы с вами сегодня говори­ли? Найдите в теме слово, которое мы не озвучивали, называя тему.

Дети: Постоянно.

Учитель: А разве сейчас облик Земли меняется?

Дети: Нет.

  • А мне мама рассказывала, что материки до сих пор двигаются.

Учитель: Твоя мама говорит вер­но. Прочтите об этом на странице 38 учебника. Что вы узнали? (Ответы детей.)

Учитель: Посмотрите в учебник на странице 38. Что вы видите под картинками?

Дети: Это большой материк.

Учитель: Прочтите, когда он су­ществовал, как назывался? (Очень- очень давно, много миллионов лет назад, назывался материк Пангея.) А что за рисунок рядом?

Дети: Пангея раскололась на ма­терики.

Учитель: Я предлагаю вам на следующем уроке выполнить зада­ние из рабочей тетради на странице 23. Как вы думаете, для чего?

Дети: Мы представим, как мате­рики двигались и какой вид имела планета много миллионов лет назад.

  1. Подведение итогов

Учитель: Какая тема урока была сегодня? Что вы узнали об облике Земли? Что вы знали до сегодняш­него урока? Что нового вы узнали? Когда вам было трудно работать, а когда легко? Что бы вы хотели еще узнать о нашей планете? Где это можно узнать?

Комментарий А.Н. Казакова,

автора курса:

На данном уроке как бы без внима­ния учителя остались те признаки Солнца и Марса, которые позволили бы отличить их от нашей планеты, какой она была в далеком прошлом. Возможны такие варианты обоснова­ний: Солнце не подходит, потому что это огненный шар (с. 8 учебника) без признаков суши, гор, вулканов, из ко­торых извергается лава. Марс не под­ходит, потому что последний слайд, на котором показана живая природа на планете, не соответствует современно­му облику Марса.

Погружение первоклассников в та­кую глубину астрономических знаний только запутало бы их. И учитель, не обсуждая этих вопросов, сосредото­чил внимание детей на том, что на слайдах была Земля на разных этапах развития. В этом ей помог очень по­нятный детям прием: сравнение фото­графий учительницы в разное время ее жизни. Таким образом, сами собой отпали другие варианты.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Урок по теме «Облик Земли постоянно меняется»

Автор: Судовцева Евгения Васильевна

Дата: 26.12.2016

Номер свидетельства: 373633

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "урок самопознания "Цель жизни" "
    ["seo_title"] => string(31) "urok-samopoznaniia-tsiel-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "246796"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446459396"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Сценарий урока на тему «Рельеф России» "
    ["seo_title"] => string(41) "stsienarii-uroka-na-tiemu-riel-ief-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "146214"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419112028"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "« Земля – планета солнечной системы»"
    ["seo_title"] => string(37) "ziemlia-planieta-solniechnoi-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "311882"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459262107"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока окружающего мира в 4 классе "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "121589"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413998933"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Урок русского языка в 8 классе  на тему “Однородные члены предложения. Обобщение изученного”."
    ["seo_title"] => string(107) "urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia-obobshchieniie-izuchiennogho"
    ["file_id"] => string(6) "267304"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450351969"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства