Курс «Окружающий мир» для 1 класса является пропедевтическим. В нем на уровне общего ознакомления представлены все темы программы до 4 класса, в том числе и астрономический материал, который всегда вызывает у первоклассников самый живой интерес. Поэтому перед учителем встает методический вопрос: с какой глубиной можно погружать детей в этот материал, чтобы они в нем «не утонули»?
На наш взгляд, представленный урок выдерживает ту меру трудности, которая вполне соответствует возрасту учеников и при этом способствует поддержанию познавательного интереса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Облик Земли постоянно меняется»»
Окружающий мир
Урок по теме
«Облик Земли постоянно меняется»
Судовцева Евгения Васильевна,
учитель начальных классов МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области
Курс «Окружающий мир» для 1 класса является пропедевтическим. В нем на уровне общего ознакомления представлены все темы программы до 4 класса, в том числе и астрономический материал, который всегда вызывает у первоклассников самый живой интерес. Поэтому перед учителем встает методический вопрос: с какой глубиной можно погружать детей в этот материал, чтобы они в нем «не утонули»?
На наш взгляд, представленный урок выдерживает ту меру трудности, которая вполне соответствует возрасту учеников и при этом способствует поддержанию познавательного интереса.
Цель урока:
создание представлений о постоянно меняющемся облике Земли;
ознакомление с географической картой полушарий.
Оборудование:
учебник и рабочая тетрадь для 1 класса (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков),
географическая карта полушарий,
интерактивная доска,
отрывок из документального фильма компании «ВВС» «Зарождение Земли»,
3 слайда.
1 класс
ХОД УРОКА
I. Постановка проблемы
Учитель: Дети, как называется раздел, который мы изучаем?
Дети: «Из истории Земли».
Учитель: Земля - это ... ?
Дети: Планета.
Учитель: А какие еще объекты Солнечной системы вы знаете?
Дети: Звезда Солнце, планеты Уран, Нептун...
Метеориты, кометы.
Учитель: Я предлагаю посмотреть отрывок из документального фильма без звукового сопровождения. Предположите, что вы увидите. (Ответы детей.)
На интерактивной доске демонстрируется отрывок из фильма без звука.
Учитель: Как вы думаете, что вы увидели?
Дети: Солнце, Землю.
Землю.
Марс, Землю.
Учитель: Объясните, почему вы так решили?
Дети: Вначале мы видим кипящую лаву на всей поверхности, потом кругом вода, дожди, ливни, затем микробы (учитель поправляет: «микроорганизмы»). Значит, перед нами было вначале Солнце, а потом Земля (аналогично - Марс и Земля).
Нет, перед нами была Земля. Просто сначала на ней все горело, потом пошли дожди, затем появились первые мик... как это?
Учитель: Микроорганизмы. У нас несколько мнений, кто с каким согласен? Поднимите руки, кто согласен с Семеном, кто с Никитой, кто с Даниилом. (С тем, что это Земля, согласен только сам Даниил.)
Учитель: Почему вы не согласны с Даниилом?
Дети: Земля не может вся гореть, тогда бы на ней не было бы микроорганизмов и вообще живой природы. Земля в фильме совсем не похожа на нашу планету.
Учитель: Дети, посмотрите на следующий слайд. Здесь две фотографии. Как вы думаете, это один и тот же человек?
На фотографиях учитель класса в возрасте 5 и 45 лет.
Дети: Это два разных человека.
Неужели это вы, Светлана Павловна? Маленькая и взрослая?
Учитель: Да, на обеих фотографиях - это я. Что изменилось во мне за сорок лет?
Дети: Лицо, внешность. Вы стали выше, вообще больше.
Учитель: Действительно, изменилась моя внешность или, как еще говорят, облик. Почему же у людей меняется облик?
Дети: Люди - это живая природа. Живая природа растет, меняется.
Учитель: А может ли меняться Земля?
Дети: Нет, Земля - неживая природа. Как она может меняться? (Ребята смущены.)
А в фильме ведь менялось все неживое.
Учитель: Конечно, помните, мы видели, как горы менялись. Например, были высокие и широкие, а потом стали разрушаться, стали низкие. Посмотрите на следующий слайд.
На слайде два изображения: Земля «в начале времен» (только твердь Земли, вулканы, огонь, лава) и в данный период.
Учитель: Что вы видите?
Дети: Это Солнце и Земля.
Это, наверное, Земля раньше и сейчас.
Учитель: Вспомните мои фотографии и сравните с этими. Как вы думаете, какой ответ правильный? Я вам подскажу: это один и тот же объект на обеих картинках.
Дети: Все же это Земля.
Учитель: Действительно, это Земля очень-очень давно - 4 миллиарда лет назад - и в наше время. Что изменилось?
Дети: Облик нашей планеты.
Учитель: Что же происходило с обликом планеты Земля во времени?
Дети: Облик Земли менялся.
Учитель: Тема урока так и звучит: «Облик Земли меняется».
Открытие новых знаний
Учитель: Дети, интересно вам узнать, как развивалась наша планета?
Дети: Да.
Учитель: Давайте попробуем узнать это сами. Конечно, я вам помогу. Посмотрите на слайд. Перед вами четыре фотографии. На столах карточки с цифрами 1, 2, 3, 4. Слайды тоже обозначены цифрами. Выложите цифры в таком порядке, как, по вашему мнению, развивалась Земля. Работать будете в парах. Вспомним правила работы в парах. (Дети проговаривают.)
Порядок рисунков на интерактивной доске (слайд 3): 2. микроорганизмы; 4. вода, воздух; 3. безжизненная, каменистая; 1. живая природа.
Учитель: Давайте посмотрим, как вы выложили цифры.
Пояснение: дети могут выложить сначала номера фотографий микроорганизмов или живой природы. Здесь нужно спросить, каковы условия для жизни и развития живой природы. Дети приходят к выводу, что без воды и воздуха жизнь на Земле невозможна. Таким образом, в ходе рассуждения появляется следующий порядок рисунков: 3, 4, 2, 1.
Учитель: Давайте еще раз посмотрим этапы изменения облика Земли. Кто расскажет по слайдам?
Дети: Сначала наша планета была безжизненная, каменистая, было много вулканов, огня, извергалась лава, потом образовались вода и воздух, после этого могли появиться первые микроорганизмы (очень-очень маленькие живые существа), и только потом появились животные и растения.
Учитель: Что же происходило с обликом Земли?
Дети: Он менялся.
Учитель: Мне хотелось бы добавить еще одну фотографию, иллюстрирующую развитие живой природы. Как вы думаете, что на этой фотографии будет изображено?
Дети: Человек.
Учитель: Умницы! Молодцы!
Применение новых знаний
Учитель: Откройте учебник на странице 38. Прочитайте тему урока. Об этом мы с вами сегодня говорили? Найдите в теме слово, которое мы не озвучивали, называя тему.
Дети: Постоянно.
Учитель: А разве сейчас облик Земли меняется?
Дети: Нет.
А мне мама рассказывала, что материки до сих пор двигаются.
Учитель: Твоя мама говорит верно. Прочтите об этом на странице 38 учебника. Что вы узнали? (Ответы детей.)
Учитель: Посмотрите в учебник на странице 38. Что вы видите под картинками?
Дети: Это большой материк.
Учитель: Прочтите, когда он существовал, как назывался? (Очень- очень давно, много миллионов лет назад, назывался материк Пангея.) А что за рисунок рядом?
Дети: Пангея раскололась на материки.
Учитель: Я предлагаю вам на следующем уроке выполнить задание из рабочей тетради на странице 23. Как вы думаете, для чего?
Дети: Мы представим, как материки двигались и какой вид имела планета много миллионов лет назад.
Подведение итогов
Учитель: Какая тема урока была сегодня? Что вы узнали об облике Земли? Что вы знали до сегодняшнего урока? Что нового вы узнали? Когда вам было трудно работать, а когда легко? Что бы вы хотели еще узнать о нашей планете? Где это можно узнать?
Комментарий А.Н. Казакова,
автора курса:
На данном уроке как бы без внимания учителя остались те признаки Солнца и Марса, которые позволили бы отличить их от нашей планеты, какой она была в далеком прошлом. Возможны такие варианты обоснований: Солнце не подходит, потому что это огненный шар (с. 8 учебника) без признаков суши, гор, вулканов, из которых извергается лава. Марс не подходит, потому что последний слайд, на котором показана живая природа на планете, не соответствует современному облику Марса.
Погружение первоклассников в такую глубину астрономических знаний только запутало бы их. И учитель, не обсуждая этих вопросов, сосредоточил внимание детей на том, что на слайдах была Земля на разных этапах развития. В этом ей помог очень понятный детям прием: сравнение фотографий учительницы в разное время ее жизни. Таким образом, сами собой отпали другие варианты.