kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий урока на тему «Рельеф России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока: 1. Предметные.
Организовать деятельность обучающихся по изучению развития форм рельефа России и применению новых знаний в различных ситуациях.
2. Метапредметные.
Создать условия для закрепления умений анализировать и систематизировать информацию, расширения опыта творческой деятельности обучающихся.
3. Личностные.
Помочь обучающимся осознать социальную и практическую значимость информации о развитии форм рельефа России путем исследовательской, информационной, коммуникативной, проектной деятельности и рефлексивной культуры обучающихся.
Задачи:
Образовательные:

сформировать представление о взаимодействии внутренних и внешних процессов как источнике развития рельефа;

Познакомить с особенностями формирования рельефа на территории России в целом и курской области в частности, показать воздействие воздействие общества на изменение поверхности Земли.
Развивающие:
развивать метапредметные умения работы с информацией.
Воспитательные:
воспитывать бережному и рациональному отношению  к минеральным, почвенным   ресурсам, и полезным ископаемым

Формировать навыки совместной деятельности
Методы:
Словесные, наглядные, практические.
Оборудование:
Физическая карта России,  контурная карта настенная России, географические атласы, справочные материалы, раздаточный материал, мультимедийный проектор, ноутбук,  мультимедийная презентация.
Ход урока:

1. Мотивация

 «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, сжав посильнее руки,  скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

И это правда, ребята. Все в ваших руках! От вас завит как пройдет наш урок, насколько вы будете внимательны и активны.  Здравствуйте!

 Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Поприветствуйте гостей, и подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока.

Итак, вперед, за новыми знаниями!
Настройтесь работать быстро, слушать внимательно, отвечать четко, умело работать с картой.

2. Актуализация знаний.
Как много мы узнали при изучении рельефа, геологического строения и минеральных ресурсов России. Еще совсем недавно эта тема для нас была полна неизведанного, полна загадок.  А теперь многие тайны  рельефа нашей страны нам известны.

Николай Михайлович Пржевальский сказал: «А еще жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать». И сейчас мы с вами отправились в небольшое путешествие, которое называется: «По горам, по долам!»

 И так в путь! А путь всегда начинается с карты. С карты начнем и мы, проверим, как вы усвоили географическую номенклатуру. ( На настенной контурной карте цифрами обозначены географические объекты, на столе названия этих объектов, ребята подходят по очереди и прикрепляют их к цифрам).

  1. Уральские горы;
  2. Алтай;
  3. Хибины;
  4. Кавказ;
  5. Саяны;
  6. Среднерусская возвышенность;
  7. Западно-Сбирская равнина;
  8. Горы Бырранга;
  9. Хр. Сихотэ-Алинь;
  10.  Верхоянский хребет;
  11. Колымская низменность;
  12.  Прикаспийская низменность;
  13.  Восточно-Европейская равнина;
  14.  Хребет Джугджур

Очень хорошо с этим заданием вы успешно справились, а теперь давайте вспомним:

Фронтальный опрос

1. Наука, изучающая строение и историю развития    Земли,   называется    …(геология)

2. Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли –   это …(эры)

3. Самая древняя эра - …(архейская)

4. Мы живем в эру новой жизни … (кайнозойскую)

5. Таблица, содержащая сведения о последовательной смене эр и периодов, важнейших геологических событиях, этапах развития жизни, называется … (геохронологическая)

6. Самые молодые горы образовались в … (альпийскую складчатость)

7. Карта, на которой показано строение земной коры, называется …     (тектоническая)

8. Выход на поверхность фундамента платформы … (щит)

9. Древние устойчивые участки земной коры  называются … (платформы)

10. Молодая платформа ... (плита)

Тест

  1. В Западной Сибири расположены крупнейшие месторождения:

А)  каменного угля;

Б) руд цветных металлов;

В) нефти и газа.

       2. Балтийский щит богат:

А) нефтью и газом;

Б) рудами черных и цветных металлов;

 В) каменным углем.

3. Скопление полезных ископаемых – это …

А) платформа;

Б) месторождение;

В) бассейн.

4. Группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого  - это..

А) бассейн;

Б) щит;

В) платформа.

5.Ленский бассейн – это залежи

А) нефти;

Б) каменного угля;

В) природного газа;

Г) железной руды.

  1.  
  2. 1. В); 2. Б); 3.Б); 4. А); 5. Б).

Вместе обозначают тему урока.

Мы с вами продолжим «открывать» для себя знания по рельефу России.  Давайте подумаем и ответим, а что еще мы не изучили и хотели бы об этом узнать?

Примерные ответы учащихся:

Как меняется рельеф,

какие процессы оказывают влияние на рельеф,

происходит ли в настоящее время формирование рельефа?

Слайд 2

Тема нашего  урока  «Развитие форм рельефа России» (записывают в тетрадь).

Формулировка цели и постановка проблемного вопроса.

Учащиеся с помощью учителя формулируют цель и проблемный вопрос.

Задачи урока:

Сегодня мы с вами должны выяснить, какие процессы и факторы оказывают и оказывали влияние на рельеф России?

1.     Рассмотреть современные рельефообразующие факторы.

2.     Показать непрерывность развития рельефа.

3.     Выявить особо опасные природные явления, причины изменения рельефа России.

Проблема: Рельеф формировался на протяжении всего геологического этапа (3,5 млрд. лет), но его развитие продолжается в настоящее время.

Проблемный вопрос: Почему облик земной поверхности постоянно меняется?

Варианты решения:

1.     Происходит движение литосферных плит.

2.     Оказывает влияние деятельность человека.

3.     Вода размывает почву.

4.     Ветер создает формы рельефа.

Оптимальный вариант: Облик земной поверхности изменяется в результате движения литосферных плит, деятельности воды, ветра, человека.

Слайд 3

Тезис: “Все течет, все изменяется”

Откройте учебник на стр.49 и найдите ответ на такой вопрос: Какие существуют  современные рельефообразующие процессы?

Ответ: внутренние (эндогенные), внешние (Экзогенные). (новые понятия записывают в тетрадь).

Слайд 4

Какие еще факторы оказывали влияние на рельеф территории России?  Стр. 52.

Ответ: деятельность текучих вод, деятельность ветра, стихийные природные явления, деятельность человека и  древнее четвертичное оледенение.

Найдите в учебнике, на стр. 50 ответ на вопрос какие горы служили центрами оледенения?

Ответ: Скандинавские, Полярный Урал, плато Путорано на севере Среднесибирского плоскогорья и горы Бырранга.

Как ледник повлиял на рельеф России? Ответ на стр.      

Слайд 5

 Что такое морена?

Ответ: рыхлые глинистовалунные ледниковые отложения называются мореной.

Как влияет на рельеф деятельность ветра? Стр.

Какие вы знаете стихийные природные явления?

Ребята, вам на прошлом уроке было предложено подготовить проекты по следующим темам:

«Развитие форм рельефа Курской области и проблемы», « Развитие рельефа своей местности».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока на тему «Рельеф России» »

Тема урока: «Развитие форм рельефа России»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока: 1. Предметные.
Организовать деятельность обучающихся по изучению развития форм рельефа России и применению новых знаний в различных ситуациях.
2. Метапредметные.
Создать условия для закрепления умений анализировать и систематизировать информацию, расширения опыта творческой деятельности обучающихся.
3. Личностные.
Помочь обучающимся осознать социальную и практическую значимость информации о развитии форм рельефа России путем исследовательской, информационной, коммуникативной, проектной деятельности и рефлексивной культуры обучающихся.
Задачи:
Образовательные:

сформировать представление о взаимодействии внутренних и внешних процессов как источнике развития рельефа;

Познакомить с особенностями формирования рельефа на территории России в целом и курской области в частности, показать воздействие воздействие общества на изменение поверхности Земли.
Развивающие:
развивать метапредметные умения работы с информацией.
Воспитательные:
воспитывать бережному и рациональному отношению к минеральным, почвенным ресурсам, и полезным ископаемым

Формировать навыки совместной деятельности

Методы:

Словесные, наглядные, практические.

Оборудование:
Физическая карта России, контурная карта настенная России, географические атласы, справочные материалы, раздаточный материал, мультимедийный проектор, ноутбук, мультимедийная презентация.
Ход урока:

1. Мотивация

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, сжав посильнее руки, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

И это правда, ребята. Все в ваших руках! От вас завит как пройдет наш урок, насколько вы будете внимательны и активны. Здравствуйте!

Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Поприветствуйте гостей, и подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока.

Итак, вперед, за новыми знаниями!
Настройтесь работать быстро, слушать внимательно, отвечать четко, умело работать с картой.

2. Актуализация знаний.
Как много мы узнали при изучении рельефа, геологического строения и минеральных ресурсов России. Еще совсем недавно эта тема для нас была полна неизведанного, полна загадок.  А теперь многие тайны рельефа нашей страны нам известны.

Николай Михайлович Пржевальский сказал: «А еще жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать». И сейчас мы с вами отправились в небольшое путешествие, которое называется: «По горам, по долам!»

И так в путь! А путь всегда начинается с карты. С карты начнем и мы, проверим, как вы усвоили географическую номенклатуру. ( На настенной контурной карте цифрами обозначены географические объекты, на столе названия этих объектов, ребята подходят по очереди и прикрепляют их к цифрам).

  1. Уральские горы;

  2. Алтай;

  3. Хибины;

  4. Кавказ;

  5. Саяны;

  6. Среднерусская возвышенность;

  7. Западно-Сбирская равнина;

  8. Горы Бырранга;

  9. Хр. Сихотэ-Алинь;

  10. Верхоянский хребет;

  11. Колымская низменность;

  12. Прикаспийская низменность;

  13. Восточно-Европейская равнина;

  14. Хребет Джугджур

Очень хорошо с этим заданием вы успешно справились, а теперь давайте вспомним:

Фронтальный опрос

1. Наука, изучающая строение и историю развития Земли, называется …(геология)

2. Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли – это …(эры)

3. Самая древняя эра - …(архейская)

4. Мы живем в эру новой жизни … (кайнозойскую)

5. Таблица, содержащая сведения о последовательной смене эр и периодов, важнейших геологических событиях, этапах развития жизни, называется … (геохронологическая)

6. Самые молодые горы образовались в … (альпийскую складчатость)

7. Карта, на которой показано строение земной коры, называется … (тектоническая)

8. Выход на поверхность фундамента платформы … (щит)

9. Древние устойчивые участки земной коры называются … (платформы)

10. Молодая платформа ... (плита)

Тест

  1. В Западной Сибири расположены крупнейшие месторождения:

А) каменного угля;

Б) руд цветных металлов;

В) нефти и газа.

2. Балтийский щит богат:

А) нефтью и газом;

Б) рудами черных и цветных металлов;

В) каменным углем.

3. Скопление полезных ископаемых – это …

А) платформа;

Б) месторождение;

В) бассейн.



4. Группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого - это..

А) бассейн;

Б) щит;

В) платформа.

5.Ленский бассейн – это залежи

А) нефти;

Б) каменного угля;

В) природного газа;

Г) железной руды.

Слайд1

Ответы: 1. В); 2. Б); 3.Б); 4. А); 5. Б).

Вместе обозначают тему урока.

Мы с вами продолжим «открывать» для себя знания по рельефу России. Давайте подумаем и ответим, а что еще мы не изучили и хотели бы об этом узнать?

Примерные ответы учащихся:

Как меняется рельеф,

какие процессы оказывают влияние на рельеф,

происходит ли в настоящее время формирование рельефа?

Слайд 2

Тема нашего урока «Развитие форм рельефа России» (записывают в тетрадь).



Формулировка цели и постановка проблемного вопроса.

Учащиеся с помощью учителя формулируют цель и проблемный вопрос.

Задачи урока:

Сегодня мы с вами должны выяснить, какие процессы и факторы оказывают и оказывали влияние на рельеф России?

  1. Рассмотреть современные рельефообразующие факторы.

  2. Показать непрерывность развития рельефа.

  3. Выявить особо опасные природные явления, причины изменения рельефа России.

Проблема: Рельеф формировался на протяжении всего геологического этапа (3,5 млрд. лет), но его развитие продолжается в настоящее время.

Проблемный вопрос: Почему облик земной поверхности постоянно меняется?

Варианты решения:

  1. Происходит движение литосферных плит.

  2. Оказывает влияние деятельность человека.

  3. Вода размывает почву.

  4. Ветер создает формы рельефа.

Оптимальный вариант: Облик земной поверхности изменяется в результате движения литосферных плит, деятельности воды, ветра, человека.

Слайд 3

Тезис: “Все течет, все изменяется”

Откройте учебник на стр.49 и найдите ответ на такой вопрос: Какие существуют современные рельефообразующие процессы?

Ответ: внутренние (эндогенные), внешние (Экзогенные). (новые понятия записывают в тетрадь).

Слайд 4

Какие еще факторы оказывали влияние на рельеф территории России? Стр. 52.

Ответ: деятельность текучих вод, деятельность ветра, стихийные природные явления, деятельность человека и древнее четвертичное оледенение.

Найдите в учебнике, на стр. 50 ответ на вопрос какие горы служили центрами оледенения?

Ответ: Скандинавские, Полярный Урал, плато Путорано на севере Среднесибирского плоскогорья и горы Бырранга.

Как ледник повлиял на рельеф России? Ответ на стр.

Слайд 5

Что такое морена?

Ответ: рыхлые глинистовалунные ледниковые отложения называются мореной.

Как влияет на рельеф деятельность ветра? Стр.



Какие вы знаете стихийные природные явления?



Ребята, вам на прошлом уроке было предложено подготовить проекты по следующим темам:

«Развитие форм рельефа Курской области и проблемы», « Развитие рельефа своей местности».










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий урока на тему «Рельеф России»

Автор: Симченко Галина Ивановна

Дата: 21.12.2014

Номер свидетельства: 146214

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "«Приемы и методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках истории»"
    ["seo_title"] => string(80) "priemy_i_metody_aktivizatsii_myslitelnoi_deiatelnosti_uchashchikhsia_na_urokakh_"
    ["file_id"] => string(6) "635051"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1690031735"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства