Дата проведения: | Предмет: русский язык | Класс:2 | Урок № |
Тема урока: | Повторение. Имя прилагательное. |
Ссылка | Для любого УМК |
Цель урока: | Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи, имеющей морфологические признаки рода, числа. Установление связи имени прилагательного с именем существительным. Систематизация ЗУН по данной теме. |
Задачи: | Отличать имена прилагательные от других частей речи по значению и вопросам. Установить связь между именами прилагательными и существительными. Подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, сочетающиеся с ними в роде и числе. Применять знания при написании окончаний имен прилагательных. Способствовать активизации познавательной деятельности и развитию критического мышления через использование приемов «ЛСМ», «Кубизм». Создать благоприятные психологические условия и организовать работу в группах. |
Результаты обучения: | Будут знать определение и вопросы имени прилагательного, и уметь использовать их для отличия от других частей речи. Будут уметь определять морфологические признаки: род, число. Будут уметь изменять прилагательные по числам, по родам. Установят, что род и число прилагательных зависит от рода и числа существительных, с которыми они сочетаются. Будут уметь писать окончания прилагательных, использовать прилагательные для описания предметов. Создадут в группах сегменты логико-смысловой модели по изучаемой теме. Приобретут умение работать в группах, научатся в процессе исследовательской беседы определять тему урока, будут использовать взаимооценивание и самооценивание по предложенным критериям. Будут понимать важность работы в сотрудничестве для получения опыта социального взаимодействия. |
Требования программы | Имя прилагательное (общее значение, вопросы). Установление связи прилагательного с существительным. Изменение прилагательного по родам и числам. Употребление в речи прилагательных мужского, женского и среднего рода, единственного и множественного числа; имен прилагательных, близких и противоположных по значению. Использование имен прилагательных для описания предмета. животного. |
Ресурсы | Компьютер, проектный экран, электронная презентация, плакат для рефлексии «Ракета, машина, черепаха», Таблица критериев оценивания Раздаточный материал: карточки с заданиями, маркеры, стикеры- медвежата, наборы карточек для создания ЛСМ , стикеры - полоски 4-х цветов, листы с обозначением ролей для работы в группе, оценочные листы. |
Ход урока: |
Этапы урока (время: 45 минут) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Критерии оценивания | Ресурсы |
Организационный момент (1мин) | Приветствие .Психологический настрой на урок - Добрый день! - тебе сказали. - Добрый день! - ответил ты, Нас две ниточки связали. Теплоты и доброты. - Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, Работаем старательно. Вы сегодня не зевайте, Знанья смело получайте. Повернитесь, улыбнитесь, С настроением садитесь. | | | | | Стикеры -бабочки 4 цветов. Корзинка. |
Определение темы урока (2 мин) | На протяжении многих уроков мы с вами работали над изучением частей речи. Эта работа будет продолжена, и вы много еще узнаете о частях речи в 3 классе. А тему сегодняшнего урока вы определите сами, а в этом нам поможет загадка: Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь. Конечно же это имя прилагательное так говорит о себе. Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? | Имя прилагательное | Похвала, поддержка, наблюдение | Слайд №1- тема урока |
Минутка чистописания (3мин) | Посмотрите на образцы письма в ваших тетрадках. Как они связаны с темой нашего урока? Запишите число, классная работа. Найдите в этой записи имя прилагательное. С каким словом оно связано? Как думаете, почему? | Классная. Со словом «работа» | | |
Деление на группы (2мин) | Для дальнейшей работы на уроке я предлагаю вам разделиться на группы (по цвету счетных палочек) | Делятся на 4 команды | | |
Мотивация (3 мин) | Видеоролик о муравьях и сахаре Как думаете, почему муравьи справились с проблемой? Чему учит эта история? Самостоятельное распределение ролей в группе: Лидер (командир), спикер (выступающий от имени всей группы), эксперт (справедливо оценивает работу каждого в группе), секретарь, дизайнер. | Работали дружно, слажено. Работать дружно, прислушиваться к мнению других Обозначают роли. Лидер каждой группы сообщает распределение ролей | Похвала, поддержка, наблюдение | Видеоролик «Муравьи и сахар» На каждый стол лист с обозначением ролей для работы в группе. |
Кумулятивная беседа на погружение (3 мин) | Давайте вместе вспомним, что знаем об имени прилагательном. | Сообщают информацию по данной теме, которую получили на уроках в течение года. | Похвала, поддержка, наблюдение | Слайды 2-3 о роли прилагательного в речи |
«Вызов»(5мин) Работа в группах. Создание и защита кластера | Молодцы, вы уже многое знаете об этой важной части речи. Давайте теперь попробуем все эти знания собрать в одну схему. Инструктаж по выполнению работы. -У каждой группы сегмент общей ЛСМ. Вам нужно его заполнить, используя карточки из конвертов. Но будьте внимательны, могут быть «ловушки». Допишите примеры. Спикер от каждой группы защищает свой сегмент общей модели Ребята из других групп задают вопросы, если им что – то не совсем понятно. | Создают сегменты ЛСМ: 1группа – вопросы, 2 группа – значение, 3 группа – как изменяются имена прилагательные, 4 группа – для чего нужны в речи. | Эксперты оценивают работу каждого каждую ЛСМ | Каркасы для модели, слова для заполнения схем. Клей – карандаш, маркеры. Оценочные листы на каждую группу. |
Кумулятивная беседа (1мин) | Как думаете, для чего мы создавали эту модель? | Чтобы вспомнить информацию об имени прилагательном | Похвала, поддержка, наблюдение | Общая ЛСМ «Имя прилагательное» |
Физпауза (2 мин) «Танцующие животные» | | Выполняют разминку | | Видеоролик «Танцующие животные» |
Стадия применения знаний (3мин) | Задание №1. Дописать окончания прилагательных: В…сна (какая?) ярк…, ранн… Со…нце (какое?) ярк…, ранн… Цв…ток (какой?) ярк…, ранн… Что заметили? Почему у прилагательных разные окончания? Определите род прилагательных. От какой части речи зависит род прилагательного? | . Одни и те же прилагательные Это зависит от существительного, с которым оно связано. | Самопроверка (максимально 9 баллов) | Карточка с заданием №1 для каждого Ключ №1 |
(4 мин) (5мин) (2мин) Обратная связь Стратегия «Кубизм» (3 мин) Новые подходы в обучении (2мин) | Задание №2. Игра «Соединяй- ка» Березки глубокое Озеро свежий Ветерок зелёные Листья белоствольные Составит словосочетания, соединив слова стрелочками. На какие признаки прилагательных нужно обратить внимание, чтобы не допустить ошибок? Мальчики записывают в тетради словосочетания в ед.ч., а девочки- во мн.ч. | Род и число. | Самооценка и взаимооценка (мальчики - девочки) по ключам №2 и №3 | Карточки с заданием на каждого. Ключи №2 и №3 |
Задание №3 Этот ___________ зверек живёт в лесу. У него________ уши, ______ хвост. Шубка зверька летом ______, а зимой _____. О каком зверьке идет речь? Как вы догадались? Что нужно сделать, чтобы сразу можно было понять, что это заяц? Вставить в текст пропущенные слова, чтобы получилось описание животного. Назовите в этом предложении прилагательные антонимы. К каким из использованных прилагательных можно подобрать синонимы? | Дописать прилагательные. | Взаимооценка (смена по часовой стрелке) по ключу №4. | Ключ №4 Ключ №5 |
Задание №4 Образуй от данных существительных однокоренные прилагательные. Береза -…… Огород-…. Облако-… | | Самопроверка | |
Подбрасывают кубик с формулировкой начала вопроса и задают его любой группе по теме урока. | КАК изменяются имена прилагательные? ЗАЧЕМ прилагательные нужны в речи? ЧТО обозначают имена прилагательные? НА КАКИЕ вопросы отвечают имена прилагательные? СКОЛЬКО форм рода (числа) могут иметь имена прилагательные? ПОЧЕМУ «дружит» с именем существительным? | | Кубик с вопросами на каждой грани: ЧТО? НА КАКИЕ? КАК? СКОЛЬКО? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ?. |
Инструктаж по формативному и суммативному оцениванию: само- и взаимооценка | | шкала перевода баллов в оценку «5»-19 –16 б. «4»- 15-12 б. «3» -11- 8 б. «2»-7-0 б | Слайд –Шкала перевода баллов в оценку |
Рефлексия (2 мин) | «Ракета, машина, черепаха» : У меня сегодня хорошо получалось…(ракета) Мне понравилось так работать, но было сложно….(машина). Я бы не хотел так работать… (черепаха) | | | |
Домашнее задание (2 мин) | Учебник из любого текста выписать 3 предложения и определить у прилагательных число и род | | | |