Актуализация знаний | -Ребята, наш урок мы начнем с того, что вспомним изученный материал. -С какими буквами вы познакомились на прошлом уроке? -Что вы узнали про звук Д? -Звук [д] согласный или гласный? -Почему? -Придумайте слово, где звук [д ] твёрдый. Если вы согласны с одноклассником, то похлопайте, а если не согласны ,то потопайте. -А что вы узнали про звук Т? -Звук [т] согласный или мягкий.? -Почему? -Придумайте слово, где звук[т] мягкий. Если вы согласны с одноклассником, то похлопайте, а если не согласны ,то потопайте. -А что общего между звуками Д и Т? -Чем же они похожи между собой? | -На прошлом уроке мы познакомились с буквой Д,Т. -Согласный. -дуб. -Ответы детей. -Согласный. |
Работа по теме урока | А сейчас пришло время узнать тему нашего урока. Я вам загадаю загадки и по отгадкам вы узнаете с какой буквой будем работать. Ведь догадаться самому всегда интереснее. Слушаем первую загадку: Тёплым днем, весною, в мае Каждый про меня узнает. Я не муха, не паук. Я жужжу! Я майский …(Жук) Выставляю картинку. -Кто уже догадался о какой букве мы будем говорить на уроке? Чтобы убедиться слушаем вторую загадку: - Узнать его нам просто, Узнать его легко: Высокого он роста И видит далеко (жираф) Выставляю картинку. -А теперь, ребята, вы мне можете точно сказать о какой букве будет идти речь сегодня на уроке? На доску вывешиваю образец буквы Ж. На партах у вас лежат карточки с заданиями. В карточках имеются изображения жирафа и жука. Первый вариант разбирает слово жираф, а второй вариант разбирает слов жук. Встаньте те, кто разбирает слово «Жук». Встаньте те, кто разбирает слово «Жираф». 1) Под картинкой вам нужно составить схему, обозначить звук соответствующими цветами, выделить звук Ж. 2) Так же под схемой впишите знакомые вам буквы. Кто сделает быстрее всех, вызываю к доске. Проверяем все вместе. Давайте узнаем сколько слогов в слове «Жук» С помощью чего мы проверяем численность слогов в слове? Покажите на пальчиках, сколько слогов в слове жук? Поставим ударение. Делаем схему слова. Проверка: Жук 1.Ж- согласный, твердый(обозначим синим цветом) 2.У-гласный(обозначим красным цветом) 3.К-согласный, твердый(обозначим синим цветом) -Ребята, а какие уже знакомые вам буквы вы вписали? -Кто может выйти и написать знакомые вам буквы? Кто быстрее всех поднимет руку, позову к доске, чтобы написать букву. -Какой звук слышим вначале слова? -А кто выйдет, и напишет букву Ж - Теперь подчеркнем первую клеточку и выделим жирным цветом. -Итак, новые звуки мы выделили, теперь будем знакомиться с ними. Исследуем звук [Ж] и дадим его характеристику. Встаньте те кто выполнял слово «жук», если у вас так же вы стоите, а у кого не так получилось сядьте. Кто стоит, похлопайте себе, вы хорошо поработали. Кто сделает быстрее всех, вызываю к доске. Проверяем все вместе. Давайте узнаем сколько слогов в слове «Жираф». -Покажите на пальчиках сколько слогов в слове «Жираф». -Давайте все вместе проверим с помощью хлопков. Делаем схему слова. Жираф 1.Ж-согласный, твёрдый(обозначим синим цветом) 2.И-гласный(красным цветом) 3.Р-согласный, непарный звонкий, парный твёрдый 4.А-гласный(красным цветом) 5.Ф-согласный, твёрдый(обозначим синим цветом) -Так же я предлагаю. Вписать вам знакомые вам буквы. -Теперь подчеркнем первую клеточку. - Кто может выйти и написать в эту клеточку букву Ж? -Где в слове[жук] мы слышим звук [ж]? Каким цветом обозначим мы первый звук? Почему? -А в слове [жираф] где мы слышим звук [ж]?Каким цветом обозначим первый звук? Почему? На обоих словах обозначили синим цветом. В слове ЖУК , у- обозначает твердость. У- твердый командир. А в слове ЖИРАФ-буква И указывает на мягкость. Почему мы его обозначили синим цветом? -Ребята мы что ошиблись? -Разве мы не правильно выделили ? Нет , ребята мы не ошиблись. -Какой вывод мы можем сделать? -Какой бы командир не стоял после буквы Ж. Буква Ж всегда твердая. | Готовятся отгадывать загадки. -О букве Ж. -Да, мы будем говорить о букве Ж. -С помощью хлопков. -1 -Звук[ж] -Два слога -В начале слова, синим, потому что он твердый. -В начале слова, синим, потому что он твердый. -Ответы детей -Буква Ж всегда твердая. |
Продолжение изучения новой темы | - А давайте сейчас назовем все что мы разузнали про звук буквы Ж? А мы узнали что это звук какой? Теперь мы с вами поработаем с учебником. Взяли все в руки буквари и открыли страницу 66. -Что вы видите на самом верху страницы? -А как называют такую яркую, красивую, огненно- рыжую птицу, которая изображена на середине? А в какой сказке есть эта птица? -А еще кто есть у нас рядом с Жар птицей? -Что за птица с белыми большими крыльями? -А рядом с другой стороны Жар птицы что изображено? Лягушки прыгают, жабы-ходят .Жаба живет на суше, а лягушка в воде. И лягушки, и жабы питаются насекомыми, мальками рыб. -Как вы думаете почему их поместили на эту страничку? -Совершенно верно! -Теперь на этой же страничке найдите столбики со словами и поставьте на первый столбик пальчик. Я пойду и проверю все ли нашли. Прохожу проверяю. -Молодцы! Теперь прочитаем первый столбик все вместе. 1) - Теперь читаем второй столбик, поставили пальчик, читает первый ряд. Чем похожи эти слова: жара, жарко, жаркий? А как называют эти слова? Слова похожие по смыслу, называют родственными словами.(Если дети не скажут, скажу сама) -Попробуем к последнему слову «ЖАРКИЙ» добавить другое слово, чтобы получилось красивое словосочетание. Что может быть жаркий? Исправляю детей, если они произносят другие окончания. 2) – Поставили пальчик на третий столбик, читаем третий столбик вместе с 2 рядом. -А чем похожи слова: дружба, дружно, дружный? - А как же называют слова, которые похожи по смыслу? Попробуем так же к последнему слову «ДРУЖНЫЙ» добавить другое слово, чтобы получилось красивое словосочетание. -Что может быть дружный? 3)-Поставили пальчик на четвертый столбик, читаем вместе с 3 рядом. - Как понимаете слово «жжужал»? Давайте вместе произнесем . -А кто может издавать такой звук? Читаем второе слово- жалобно. -Что значит ЖАЛОБНО? -Прочитаем последнее слово .Что можно делать спокойно? А вот сейчас я посмотрю, кто из вас может спокойно сидеть, выполняя следующее задание. Теперь прочитаем текст на этой же странице -Посмотрите на картинки. Как вы думаете кто будет главным героем текста? -А как вы думаете в какое время года происходит событие? -Почему вы так решили? Читаю сама текст. Ребята, давайте сейчас этот текст будем читать по предложениям. Кто готов прочитать первое предложение? -А каком времени года идет речь? -Кто прочитает второе предложение? -Почему окна дома были открыты? -А как он попал в комнату Жанны? Как вы думаете, как чувствовал себя жук, оказавший в банке? Да, конечно, стенки банки скользкие , ему было страшно. -Кто попробует прожужжать жалобно? -Как нужно прочитать это предложение? С интонацией, потому что в конце стоит !. -А почему нам жалко жука? -Правильно поступила Жанна? -Как бы, вы поступили? -Ребята, найдите пословицу в самом низу, давайте вместе прочитаем. Можно ли сказать, что Жанна сделала доброе дело? Конечно, я надеюсь и вы будете делать как можно больше добрых дел в своей жизни. Спасать какую ни будь букашку, помогать людям и просто совершать добрые дела. - А давайте предположим, что произошло с жуком дальше, когда он вылез с банки? Составьте предложение. Выслушиваю детей. Выбираю 2-3 хорошие идеи. -Теперь составим схемы к этим предложениям. Мне очень понравилось вот это предложение. Повтори свое предложение еще раз, чтобы все услышали. Делаем схему этого предложения. У кого так же получилось, встаньте. Для проверки вызываю авторов данных предложений и прошу их составить схему на доске и проверяем правильность вместе с классом. | -Он согласный, всегда твердый, шипящий, звонкий. -Журавль, Жар птица, жаб. -Жар птица, Конек Горбунок. -Это птица-журавль. -Жаба. -Потому что, во всех словах есть буква Ж. -В каждом слове, есть слово- жар. -Родственными. -День, месяц, полдень. -В каждом слове, есть общая часть, похожий смысл -друж. -Родственными -Класс, коллектив, народ, мальчик. -Издавал жжуащий звук. -Пчела, оса, жук, мотор машины. -Вызывать жалость, говорить грустно, печально. -Говорить ,играть. -Жук, девочка, кот. -В конце весны, начала лета. -Сирень цветет. -Конец весны, близится лето. |
Продолжение работы по теме урока | Ребята, обратите внимание на интересные рисунки на стр.66. Как называется птица, у которой на голове красная шапочка, с белыми большими крыльями? -А причем тут колодец? Оказывается, его тоже называют Журавлем. А как вы думаете, почему такой колодец назвали Журавлем? Очень похоже на длинную шею птицы, когда ведро опускается вниз, то журавль как будто бы склоняет голову, поднимаясь поднимается вверх ведро с водой, похоже внешне на Журавля. -Как вы думаете, почему зебру пешеходную, назвали зеброй? Внешне похоже полосками черно- белыми. -А что мы видим на третьей картинке? -А что общего между ними? Оказывается, промежуточные опоры, стоящие в воде тоже называются быками. | -Журавль -Бык, мост |