Тема: Буква Ёё. Звуки [й’о], [‘о], чтение слов с буквой Ё.
Решаемая проблема: выяснить, когда буква Ёё обозначает один звук, а когда два.
Ожидаемые предметные результаты:
Называть особенности буквы Ёё;
Приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность;
Сравнивать звуковой состав слов, их буквенную запись;
Формировать способ чтения буквы Ёё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов, после согласных;
Объяснять в каких случаях буква Ёё обозначает слияние двух звуков, а в каких – мягкость предшествующего согласного;
Читать, озаглавливать текст, отвечать на вопросы по тексту.
Составлять рассказ по рисунку.
Регулятивные УУД: принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.
Предметные УУД: производить с опорой на схему – модель слого – звуковой анализ слова с гласным звуком [‘о] после мягкого согласного, читать слоги – слияния с буквой Ё, делать вывод: если в слиянии после мягкого согласного слышится (,у), то пишется буква ю.
Коммуникативные УУД: вести диалог, работать в парах.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения. 1 класс. УМК "Школа России" по теме: "Буква Ё ё.»
Конспект урока чтения
1 класс
УМК «Школа России»
Тема: Буква Ёё. Звуки [й’о], [‘о], чтение слов с буквой Ё.
Решаемая проблема: выяснить, когда буква Ёё обозначает один звук, а когда два.
Ожидаемые предметные результаты:
Называть особенности буквы Ёё;
Приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность;
Сравнивать звуковой состав слов, их буквенную запись;
Формировать способ чтения буквы Ёё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов, после согласных;
Объяснять в каких случаях буква Ёё обозначает слияние двух звуков, а в каких – мягкость предшествующего согласного;
Читать, озаглавливать текст, отвечать на вопросы по тексту.
Составлять рассказ по рисунку.
Регулятивные УУД: принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.
Предметные УУД: производить с опорой на схему – модель слого – звуковой анализ слова с гласным звуком [‘о] после мягкого согласного, читать слоги – слияния с буквой Ё, делать вывод: если в слиянии после мягкого согласного слышится (,у), то пишется буква ю.
Коммуникативные УУД: вести диалог, работать в парах.
Пропедевтика: транскрипция слов с йотированными гласными, работа над однокоренными словами.
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
К нам без опоздания
Приходи старание.
Помоги нам потрудиться,
Мы пришли сюда учиться.
2.Актуализация знаний.
- Чем буквы отличаются от звуков?
- На какие две группы делятся звуки речи?
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
- Назовите буквы гласных звуков, которые служат для обозначения твердости согласных звуков, мягкости согласных звуков.
- Какие из них особенные? Почему?
-Ребята, в русском языке есть еще такие буквы, которые обозначают два звука, один из которых [й ].
Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.
Гласные и согласные.
Гласные звуки мы можем пропеть.
а, о, у, ы , э
я, _, _, и, е
Буквы Е.Я обозначают два звука в начале слова и после гласной [й’э ], [й’а].
2.Определение темы и постановка целей урока
- Ребята, скоро Новый Год. Кто будет главной гостьей в каждом доме?
Отгадайте загадку: В лесу мороз крепчает
В полях метёт метель
На праздник нас
встречает
Сверкающая… (ель)
- А как мы еще называем ель? (ёлка)
- Какая буква вам не знакома?
Первая буква в слове ёлка.
- Определите тему урока.
-Как вы думаете, какова цель нашего урока?
-Узнать, какие звуки обозначает новая буква .
-Научиться определять в каких случаях она обозначает два звука, а в каких один звук?
3. Физкультминутка.
Дети встают и поют песню «Маленькой ёлочке холодно зимой».
4.Работа по теме урока.
1.Беседа о ёлке.
-Откуда в наш дом приходит ёлка?
Ёлкой мы называем её, когда наряжаем игрушками к Новому году.
Ёлка или ель хвойное дерево, вместо листьев у нее хвоинки-иголки.
-Ребята, как вы думаете, почему именно ель мы наряжаем к Новому году.
-Правильно. Отсюда и загадка про ель:
« Зимой и летом одним цветом».
2.Слого-звуковой анализ слова ёлка.
Составление звуковой модели слова на местах и у доски.
-Ребята, а там где ёлка непременно встретится всем известный забавный зверек .Отгадайте, какой:
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе, под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери.
3.Слого - звуковой анализ слова «ёжик».
-Разделим на слоги. Сколько слогов? Какой первый слог?
Какие звуки услышали?
-И в слове «ёлка» и в слове «ёжик» в начале слышим звуки [й’ о] .Слияние звуков [й’ о] обозначают одной буквой Ё.
-На какую букву она похожа?
Буква Ее передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула
Получилась буква Ёё.
4.Работа над родственными словами.
-Ребята, а что вы знаете о еже?
-А вы знаете, что у взрослого ежа на спине 5000 игл.
Ежи с наступлением холодов залегают в спячку.
На свободе ежи живут от 3 до 5 лет.А в если ёж живет в доме ,как домашнее животное, то может дожить и до10 лет.
-А чем похожи ёж и ёлка, кроме того что начинаются на ё?
-Можно ли сказать, что ёж и ёлка – родственные слова?
-Назовите родственные слова к слову ёжик.
-Назовите членов ежиной семьи. Как называют детенышей ежа? Как называют маму ежа?
-Ёж, ёжик, ежиха, ежата – родственные слова.
-Какая часть в этих словах одинаковая?
-Есть еще слово «ежовый». Так говорят «держать в ежовых рукавицах», т.е. быть очень строгим, не давать воли, свободы движения.
-В названии какой ягоды спрятался еж?
-Является ли это слово родственным слову ёж?
5. Чтение слов с доски.
Мы познакомились с буквой Ё. Теперь самое время учиться читать слова с этой буквой. Напомните, чем примечательна буква Ё?
-Выясним, в каких случаях бывает так.
Ёж моё тё-тёрка
Ёжик твоё мё-мёд
Ёлка своё нё-нёс
Ёлочка втроём пё-пёсик
Ёрш
-Прочитайте первый столбик, второй столбик. Какие звуки произносим на месте буквы Ё?
-Обратите внимание , где в слове находится буква Ё?
Сделаем вывод. Когда буква Ё обозначает два звука?
-Прочитайте третий столбик. Как произносятся согласные с буквой Ё?
-Произнесите протяжно. Какие звуки слышим?
Вывод.
Буква Ё после согласного указывает на мягкость и обозначает один звук [о].
-Прочитайте слова 4 столбика.
-Ещё раз прочитаем все слова и поставим ударение.
Вывод.
Буква Ё всегда под ударением.
Две точки над буквой будут нам об этом напоминать.
5.Закрепление изученного материала.
а) Парная работа.
Распределить слова в два столбика: в один –слова с буквой ё обозначающей два звука, а в другой- слова с ё показателем мягкости согласных. Приклеить на лист бумаги полоски со словами.
Сравнить с эталоном (слова написаны на доске в два столбика).
б)Работа с учебником.
1.Составление рассказа про Жучку и ёжика по рисунку .
2.Чтение текста. Озаглавливание.
-Какое слово с большой буквы?
-Найдите предложение с восклицательным знаком. Как будем его читать ?
-Найдите слова с Ё.
-Какие звуки обозначает Ё в этих словах?
3.Чтение слов. «Малыши заблудились». Работа по учебнику.
-Соедините линиями слова-названия детенышей и слова-названия взрослых животных. Дети читают слова, соединяют их линиями.
6.Подведение итогов.
а) Вспомните, какую цель мы поставили перед собой на уроке.
-Мы достигли своей цели?
-Ребята скоро праздник, а ёлка ещё не готова. Давайте нарядим ёлку к празднику .
Но украшения у нас будут не простые.
б) Рефлексия
-Ребята, что вам запомнилось больше всего на уроке?
-Что вас удивило больше всего?
-Что вам понравилось больше всего?
в) Оценка результатов деятельности
-Оцените свою работу на уроке: если вы были активны, довольны своей работой – нарисуйте веселый смайлик;
-если не очень – серьёзный смайлик.
Дети наряжают ёлку шарами с написанными на них словами: ёж, ёлка, мёд, блёстки, моё, споём, ёрш, и т. д.