Хором прочитаем стихотворение со слайда и отгадаем, какую букву сегодня будем прописывать.
- Правильно «И»
Начинаем писать с середины междустрочного пространства, ведем вверх вправо, закругляем и пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением вниз вправо, доводим до высоты первого элемента не отрывая руки, пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением внизу. Высота обоих элементов находится на одинаковом уровне. (и- раз – и – два).
- Письмо строчной буквы «и».
Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, пишем короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу, доводим до верхней линии рабочей строки и, не отрывая руки, пишем вторую прямую наклонную линию с закруглением внизу. (раз-и-два-и).
-Пропишите одну строчку букв.
-Кто готов, назовите характеристику букве и звуку И.
-Посмотрите на свою работу, и оцените себя в карточке, которую держит мудрая совушка.
4. Актуализация опорных знаний.
-Посмотрите на экран. Что записано на слайде?
Пушистый снег накрыл деревья.
-Что такое предложение?
Спишите предложение и подчеркните главные члены.
Взаимопроверка, (ЕСЛИ ОТМЕЧЕНЫ ОБА ГЛАВНЫХ ЧЛЕНА, ТО СТАВИМ - !, ЕСЛИ ОДИН, ТО+, ЕСЛИ НИ ОДНОГО, ТО -)
5.Изучение учебного материала.
- Мудрая сова прислала вам письмо. Тася, прочитай нам его.
Дорогие ребята!
Сегодня на уроке вы раскроете ещё одну тайну слов. Для этого вам нужно выполнить трудное задание.
Успехов вам! Мудрая сова.
Ну, что в путь , за исследованиями и первое задание: в каждом столбце найти лишнюю букву и записать её в свободной клеточке снизу.
В
Х
А
Н
Д
О
Л
В
Е
А
Н
Д
О
Л
В
Х
К
Н
Д
О
А
Л
Х
А
Н
И
О
Л
В
Х
А
Н
Д
О
Л
В
Х
А
С
Д
О
Л
В
Х
А
Н
Д
К
Л
-Какое слово получилось.? (слайд)
-Кто знает, что обозначает это слово?
- Значит, мы сегодня должны будем узнать, что обозначает слово ЛЕКСИКА.
-Для начала запишем это слово в тетрадь с новой сточки и поучимся правильно его произносить. лЕксика, обозначим ударение и подчеркнём безударную гласную.
-Если мы не знаем, что обозначает слово, то откуда мы можем найти его значение слова (из учебника, из словаря, спросить кого-либо, посмотреть в Интернете) (РАБОТА СО СЛОВАРЁМ). Самые знаменитые словари русского языка – это так называемые словарь Даля и словарь Ожегова. Мы же пользуемся толковым словариком.
Интернет –словарь Википедия даёт слову ЛЕКСИКА такое объяснение
ЛЕКСИКА – это словарный состав языка (все слова русского языка).
-Раз лексика это все слова русского языка, значит, мы будем говорить о СЛОВАХ
-Откроем учебник на стр 41.
-Прочитай тему раздела.
-Теперь прочитайте по –порядку чему мы будем учиться при изучении раздела «Слова».
Каждый день люди используют слова, чтобы с их помощью передать свои мысли, желания, просьбы близким, друзьям.Всему что нас окружает, что мы чувствуем, о чём мечтаем дано название. Главное в слове – лексическое значение. Лексическое значение это то, что слово обозначает. Вот, например, озеро - естественный водоем с пресной или соленой водой, не являющийся частью мирового океана. А цыплёнок – это птенец курицы. Все слова, которые есть в русском языке, образуют его словарный запас, или лексику. Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов.
-Поработаем со словариком. Найдите лексическое значение слова Фантазия.
Физкультминутка
В лесу темно,
Все спят давно.
(Дети изображают спящих)
Все птицы спят…
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
(Дети делают взмахи руками)
Совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидит,
Головой вертит.
(Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит.
(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте)
Первичное закрепление знаний
1.Откроем учебник на стр. 43
Прочитайте правило на стр. 43.
-Что такое лексическое значение слова?
Обратите внимание, что слово «берёза», словарное. Запишите слово в тетрадь с новой сточки и обозначьте опасное место.
Почему над словом берёза значок ударения не ставится? 2. Игра «Опиши предмет».
а) Отгадай мой предмет и запиши его название:
- Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках.
- Крупное домашнее травоядное животное, дает молоко.
- Птица с черным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках ее называют воровка.
Проверьте себя и оцените свою работу. Если вы записали все слова без ошибок. То поставьте -!, если одна ошибка. То+, если все слова с ошибкой, то -
б) Самостоятельное описание предметов детьми.
- Опишите мяч, белка, ручка (картинки).
-Совместное оценивание
-По своему лексическому значению слова можно объединять в группы. Я предлагаю выполнить такую работу.
-из упражнений 56 и 57 (стр.46) выпишите в тетрадь ту группу слов, которая указана на вашем индивидуальном листочке
1 группа–насекомые (упр.56, стр. 46)
2 группа – птицы (упр.56, стр. 46)
3 группа – рыбы (упр.56, стр. 46)
4 группа– профессии людей (упр.57, стр. 46)
5 группа – спорт (упр.57, стр. 46)
6 группа - музыкальные инструменты (упр.57, стр. 46)
Рефлексия
Цель, которую учитель ставит перед обучающимися
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Что такое лексическое значение слова? ( Рассказ о нём, что оно обозначает)
- Что делать, если не знаешь слово?
- А сейчас оцените свою работу на уроке, свои знания, которые вы получили. Выразите своё отношение к уроку при помощи воздушного шара, подарите шарик Совушке. (Зеленый – отлично, желтый – хорошо, красный – слабо)
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Что такое лексическое значение слова? ( Рассказ о нём, что оно обозначает)
- Что делать, если не знаешь слово?
-Ответьте на вопросы
Урок окончен. - Я вместе с Мудрой совой говорю : «Спасибо за сотрудничество !»