ХОД УРОКА
Организационный момент
Учитель:
Запустим кораблик бумажный,
Пускай он плывёт далеко.
Урок у нас сегодня важный,
Добыть ведь знания нелегко!
Учитель:
-Скоро наступит долгожданная весна. Весна - начало пробуждения природы. Все больше радует нас ласковое солнышко. Сегодня оно засияло и у нас в классе. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь гостям. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение, располагает к общению. А у нас сегодня будет непростой урок, а урок-исследования.
-Как вы думаете, что обозначает слово исследовать? (изучать, узнавать что-то новое).
Слайд 1 -Прочитайте девиз нашего урока:
«Учись, смекай, активней будь и к знаниям откроешь путь!»
-Сегодня на уроке нужно:
Слайд 2 Думать, рассуждать, говорить, мыслить.
Слайд 3 Посмотрите на лестницу успеха и отметьте себя на ступеньке.
2.Актуализация знаний.
Откройте тетради и запишите число, классная работа.
Слайд 4 На экране слова.
По, солнышко, ясному, лучистое, небу, весело
-Используя слова, составьте предложение.
-Легко ли было составлять предложение? Почему?
-Слова, какой части речи не хватает в этом предложении?
-Подберите глагол, подходящий по смыслу.
Запишите предложение.
По ясному небу весело плывет лучистое солнышко.
Выполните разбор по членам предложения и частям речи.
3. Словарная работа.
-У нас развешаны слова, что это за слова? Кто нашел слово, поднимает руку и произносит, а мы записываем.
Б.гаж, б.реза, дев.чка, в.рона, г.ризонт, б.седовать, за.ц, гор.д, з.вод, ин.й, к.пуста,
-Какое слово лишнее? Почему?
-Подберите синонимы (разговаривать, объясняться, рассуждать, толковать, вести речь с кем, обмениваться мыслями, болтать, гуторить с кем, балакать, калякать, балагурить; шушукаться, шептаться).
Слайд 5 Предлагаю угадать новые словарные слова по их значению.
Сверкать - 1. с иять ярким, искристым, прерывистым светом.
2. Блестеть, выражая сильные чувства (обычно о глазах)
Г о реть - 1.поддаваться действию огня; уничтожаться огнём.
Самоопределение к деятельности.
Интересная часть речи в русском языке живет.
Кто что делает, расскажет.
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
всё расскажет нам … (глагол)
-Попробуйте сформулировать тему урока. Глагол.
Сегодня повторим все, что нам известно о глаголе.
5. Работа по теме урока.
1) Работа со словарем .
- Итак, что обозначает слово «глагол»? Где найти ответ на этот вопрос? Обратимся к словарям.
Из словаря Сергея Ивановича Ожегова:
Глагол - часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст.вр.), рода (в прош. вр.)
Из словаря Владимира Ивановича Даля:
Глагол - 1. Слово, речь, выражение. 2. Словесная речь человека, разумный говор, язык.
Из этимологического словаря:
Глагол – греческого происхождения, означает «речь»
Слайд 6 2) Прочитайте тексты.
Что можете сказать?
Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел. Зайчик под кустом. Серенькие мышки в траве.
Наступило утро. Выглянуло солнце. Лес ожил. Проснулись лесные жители. Голосистый соловей запел. Трудолюбивый дятел застучал. Умылся зайчик под кустом. Зашуршали серенькие мышки в траве.
Глаголы могут иметь значение движения, речи, звучания, труда, мысли, проявление чувств.
3) Работа по группам.
-А сейчас мы поработаем в исследовательских группах. Вспомним правила.
У каждой группы есть задание. Выполните его и сделайте вывод.
Задание 1 группе .
Разделите слова на три группы и сделайте вывод.
Пришла, идет, подойдет, цветет, засвищут, потекли (имеют форму времени )
Задание 2 группе.
Разделите глаголы на 2 группы. Сделайте вывод.
Идет, смотрят, поют, идут, смотрит, поет (изменяются по числам )
Задание 3 группе .
Раскрой скобки. Сделайте вывод.
(не)взял, (не)съел,( не)принес, (не) умел, (не) расцвел (НЕ с глаголами пишется раздельно )
Задание 4 группе.
Раздели слова на 3 группы. Сделайте вывод.
Играл, бежала, играло, бежал, играла, бежало (изменяются по родам в ед.числе прошедшего времени)
Задание 5 группе.
Выделите в предложении грамматическую основу, укажите, какими частями речи она выражена. Сделайте вывод.
По дорогам весело журчат весенние ручьи. Весело зачирикали проворные воробьи. (в предложении глаголы является сказуемым)
Слайд 7 - А теперь сделаем общий вывод: что же такое глагол?
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глагол имеет форму времени, изменяется по числам, в прошедшем времени единственного числа изменяется по родам.
В предложении является сказуемым.
6. Закрепление изученного материала.
1) Графический диктант . Маркерная доска
Если утверждение правильное записываете +, если нет –.
1. Глагол обозначает действие предмета.( + )
2.Глаголы изменяются по падежам. (-)
3.Не с глаголами пишется раздельно. (+)
4. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. (+)
5.В предложении глагол чаще всего выполняет роль подлежащего. (-)
6. Изменяется по числам? (+)
7.Глаголы бывают только настоящего и будущего времени (-)
2) Проблемная ситуация.
Слайд 8 - А сейчас постарайтесь определить, какой частью речи выражены слова?
Покрывало, стекло, бег, белило.
Прочитайте первое слово. К какой части речи оно относится?
Все так считают? А вот ребята из других 4-х классов считают, что здесь записано 7 слов.
Какие слова, по-вашему стали причиной спора и почему?
3) Работа по учебнику.
Упр.143, 140.
Слайд 9 4) Замените фразеологические обороты глаголами.
Бить баклуши - бездельничать;
Водить за нос - обманывать;
Втирать очки - управлять, обманывать;
Держать язык за зубами - молчать;
Зарубить на носу - запомнить;
Как в воду глядеть - предвидеть;
Перемывать косточки - обсуждать;
Ободрать как липку - ограбить;
Метать громы и молнии - злиться.
Слайд 10 7. Рефлексия.
Оцените свою работу, на какую ступеньку вы теперь встанете?
8. Итог урока. ОЦЕНКИ
- Как же распознать глаголы среди других частей речи?
Слайд 11 9. Домашнее задание.
1) Упр. 145
2) Составить предложения с новыми словарными словами.