kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Роль глаголов в языке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  русского языка по теме "Роль глаголов в языке".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Роль глаголов в языке"»


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Учитель:

Запустим кораблик бумажный,

Пускай он плывёт далеко.

Урок у нас сегодня важный,

Добыть ведь знания нелегко!

Учитель:

-Скоро наступит долгожданная весна. Весна - начало пробуждения природы. Все больше радует нас ласковое солнышко. Сегодня оно засияло и у нас в классе. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь гостям. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение, располагает к общению. А у нас сегодня будет непростой урок, а урок-исследования.

-Как вы думаете, что обозначает слово исследовать? (изучать, узнавать что-то новое).

Слайд 1-Прочитайте девиз нашего урока:

«Учись, смекай, активней будь и к знаниям откроешь путь!»

-Сегодня на уроке нужно:

Слайд 2 Думать, рассуждать, говорить, мыслить.

Слайд 3 Посмотрите на лестницу успеха и отметьте себя на ступеньке.

2.Актуализация знаний.

Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Слайд 4 На экране слова.

По, солнышко, ясному, лучистое, небу, весело

-Используя слова, составьте предложение.

-Легко ли было составлять предложение? Почему?

-Слова, какой части речи не хватает в этом предложении?

-Подберите глагол, подходящий по смыслу.

Запишите предложение.

По ясному небу весело плывет лучистое солнышко.

Выполните разбор по членам предложения и частям речи.

3. Словарная работа.


-У нас развешаны слова, что это за слова? Кто нашел слово, поднимает руку и произносит, а мы записываем.

Б.гаж, б.реза, дев.чка, в.рона, г.ризонт, б.седовать, за.ц, гор.д, з.вод, ин.й, к.пуста,

-Какое слово лишнее?  Почему?

-Подберите синонимы (разговаривать, объясняться, рассуждать, толковать, вести речь с кем, обмениваться мыслями, болтать, гуторить с кем, балакать, калякать, балагурить; шушукаться, шептаться).

Слайд 5 Предлагаю угадать новые словарные слова по их значению.

Сверкать - 1. сиять ярким, искристым, прерывистым светом.

  2. Блестеть, выражая сильные чувства (обычно о глазах)

Гореть - 1.поддаваться действию огня; уничтожаться огнём. 


  1. Самоопределение к деятельности.


Интересная часть речи в русском языке живет.

Кто  что делает, расскажет.

Чертит, пишет   иль поёт,

Вышивает, или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

 всё расскажет нам …   (глагол)


-Попробуйте сформулировать тему урока. Глагол.

Сегодня повторим все, что нам известно о глаголе.


5. Работа по теме урока.

1) Работа со словарем .

- Итак, что обозначает слово «глагол»? Где найти ответ на этот вопрос? Обратимся к словарям.

Из словаря Сергея Ивановича Ожегова:

Глагол - часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст.вр.), рода (в прош. вр.)


Из словаря Владимира Ивановича Даля:

Глагол - 1. Слово, речь, выражение.
2. Словесная речь человека, разумный говор, язык. 


Из этимологического словаря:

Глагол – греческого происхождения, означает «речь»


Слайд 6 2) Прочитайте тексты.

Что можете сказать?

Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел. Зайчик под кустом. Серенькие мышки в траве.


Наступило утро. Выглянуло солнце. Лес ожил. Проснулись лесные жители. Голосистый соловей запел. Трудолюбивый дятел застучал. Умылся зайчик под кустом. Зашуршали серенькие мышки в траве.

Глаголы могут иметь значение движения, речи, звучания, труда, мысли, проявление чувств.

3) Работа по группам.

-А сейчас мы поработаем в исследовательских группах. Вспомним правила.

У каждой группы есть задание. Выполните его и сделайте вывод.

Задание 1 группе.

Разделите слова на три группы и сделайте вывод.

Пришла, идет, подойдет, цветет, засвищут, потекли (имеют форму времени)

Задание 2 группе.

Разделите глаголы на 2 группы. Сделайте вывод.

Идет, смотрят, поют, идут, смотрит, поет (изменяются по числам)

Задание 3 группе.

Раскрой скобки. Сделайте вывод.

(не)взял, (не)съел,( не)принес, (не) умел, (не) расцвел (НЕ с глаголами пишется раздельно)

Задание 4 группе.

Раздели слова на 3 группы. Сделайте вывод.

Играл, бежала,  играло,  бежал, играла, бежало (изменяются по родам в ед.числе прошедшего времени)


Задание 5 группе.

Выделите в предложении грамматическую основу, укажите, какими частями речи она выражена. Сделайте вывод.

По дорогам весело журчат весенние ручьи. Весело зачирикали проворные воробьи. (в предложении глаголы является сказуемым)


Слайд 7 - А теперь сделаем общий вывод: что же такое глагол?

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глагол имеет форму времени, изменяется по числам, в прошедшем времени единственного числа изменяется по родам.

В предложении является сказуемым.


6. Закрепление изученного материала.

1) Графический диктант. Маркерная доска

Если утверждение правильное записываете +, если нет –.

1. Глагол обозначает действие предмета.( + )

2.Глаголы изменяются по падежам. (-)

3.Не с глаголами пишется раздельно. (+)

4. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. (+)

5.В предложении глагол чаще всего выполняет роль подлежащего. (-)

6. Изменяется по числам? (+)

7.Глаголы бывают только настоящего и будущего времени (-)


2) Проблемная ситуация.

Слайд 8 - А сейчас постарайтесь определить, какой частью речи выражены слова?

Покрывало, стекло, бег, белило.

Прочитайте первое слово. К какой части речи оно относится?

Все так считают? А вот ребята из других 4-х классов считают, что здесь записано 7 слов.

Какие слова, по-вашему стали причиной спора и почему?

3) Работа по учебнику.

Упр.143, 140.

Слайд 9 4) Замените фразеологические обороты глаголами.

Бить баклуши - бездельничать;

Водить за нос - обманывать;

Втирать очки - управлять, обманывать;

Держать язык за зубами - молчать;

Зарубить на носу - запомнить;

Как в воду глядеть - предвидеть;

Перемывать косточки - обсуждать;

Ободрать как липку - ограбить;

Метать громы и молнии - злиться.

Слайд 10 7. Рефлексия.

Оцените свою работу, на какую ступеньку вы теперь встанете?


8. Итог урока. ОЦЕНКИ

- Как же распознать глаголы среди других частей речи?

Слайд 11 9. Домашнее задание.

1) Упр. 145

2) Составить предложения с новыми словарными словами.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме "Роль глаголов в языке"

Автор: Стародубова Наталья Николаевна

Дата: 08.05.2024

Номер свидетельства: 650158

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Конспект  бинарного урока русского языка  в 4 классе на тему: "Роль глаголов в речи, в предложении. Правописание глаголов с частицей "не". "
    ["seo_title"] => string(148) "konspiekt-binarnogho-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-rol-ghlagholov-v-riechi-v-priedlozhienii-pravopisaniie-ghlagholov-s-chastitsiei-nie"
    ["file_id"] => string(6) "214799"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432479842"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Роль глагола в речи""
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt_otkrytogho_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_rol_ghlaghola_v_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "404760"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490806965"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "конспект урока по русскому языку на тему: Роль глаголов  в речи "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-rol-ghlagholov-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "205711"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429981503"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока по русскому языку в 6 кл по теме: "Роль глагола в речи" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-6-kl-po-tiemie-rol-ghlaghola-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "119391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413396176"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Открытый урок Роль глаголов в речи "
    ["seo_title"] => string(37) "otkrytyi-urok-rol-ghlagholov-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "229707"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441829890"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства