Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок».»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15 село Казинка Шпаковского района»
Урок по теме:
Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок».
Учитель начальных классов
Мещерякова Елена Викторовна
ТЕМА: Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок».
Отрывок из стихотворения «Крестьянские дети».
Цель урока: решать задачи литературного образования и развития учащихся, формировать творческого читателя, способного воспринимать художественное произведение согласно авторскому замыслу.
Планируемые результаты:
Предметные: читать вдумчиво, понимать значение незнакомых слов из контекста произведения, быть внимательными к авторскому слову, способными творить свой читательский мир, самостоятельно оценивать художественное произведение.
Метапредметные:
регулятивные: формулировать учебную задачу, оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников;
познавательные: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками, бесконфликтно дискутировать, передавать чувства героев и своё отношение к ним.
Личностные: усвоить главный урок, извлечённый из произведения, высказывать стремления руководствоваться выводами, сделанными на уроке, в собственных жизненных ситуациях, расширять кругозор, проявлять желание читать и размышлять.
Сценарий урока:
1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
Сегодняшний наш урок литературного чтения мне хотелось бы начать со слов известного поэта 19 века Н.А.Некрасова.
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано
-А почему я их выбрала вы мне сами ответите в конце урока.
2.Актуализация знаний и умений.
Биография
Н. Некрасов известный поэт 19 века.
Познакомит нас кратко с его биографией Мещерякова Мария
Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г. Он был третьим ребенком в семье. А всего в семье было 14 детей. Отец — Алексей Сергеевич, небогатый помещик, бывший армейский офицер.Он был суровым и жестоким человеком, часто наказывал крестьян. Доставалось и собственным детям. Мать — Елена Андреевна, дворянка. Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком. Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца, которое находилось близ Волги. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” — как они мгновенно исчезали. Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик и сам иногда убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке.
-В каком веке жил Н.Некрасов?
- Чтобы лучше представить то историческое время, в которое он жил, я предлагаю вам вернуться назад в прошлое на много лет назад.
- Помогут нам почувствовать то далекое время репродукции картин великого русского художника Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети», «В сельской школе», «Пастушки».
Поработав в группах с репродукциями картин поразмышляйте так ли жили дети тогда, как живете вы сейчас?
Да, порою детский труд был нелёгок. Чтобы выжить, всей семье приходилось работать с утра до ночи. Но дети не расстраивались, не испытывали страданий, переживаний. Рядом с бесконечной работой дети не теряли жажды к жизни. Они не разучились радоваться мелочам, что попадались на их пути. Их будни полны ярких, теплых эмоций.
3.Постановка учебной задачи (формулирование проблемы)
Жизнь крестьянских детей описывает нам великий русский поэт Н.А.Некрасов в своём стихотворении «Крестьянские дети». И сегодня мы познакомимся с отрывком из этого произведения «Мужичок с ноготок».
- Вы уже можете предположить о ком пойдёт речь в данном стихотворении?
- Что мы можем о нём узнать?
4. Планирование учебной деятельности
Какие же задачи поставим перед собой?
(познакомиться с новым стихотворением, учиться читать его выразительно, узнать, как раньше трудились дети, чем они занимались)
5.Решение учебной задачи
Лучше подготовиться к восприятию нового произведения поможет нам минутка покоя. Положили головки на парту.
Напряженье улетело
И расслаблено все тело
Руки теплые у нас
Дышится легко, ровно и глубоко
Губы чуть приоткрываются
Всё чудесно расслабляется
Нам понятно, что такое
Состояние покоя.
(а теперь тихонечко проснулись, встрепенулись. Продолжаем работать)
- Сейчас вы услышите отрывок из поэмы «Крестьянские дети» «Мужичок с ноготок».
(аудио)
- Кому понравилось стихотворение? Чем?
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
- А теперь прочитайте стихотворение самостоятельно. Подчеркните слова, смысл которых вам непонятен.
Самостоятельное чтение (вполголоса)
- Какие слова вы отметили?
Словарная работа.
- В процессе дальнейшей работы вы сами раскроете смысл до этого незнакомых вам слов.
Обратимся к произведению ещё раз. Прочитаем по частям, выясним значение незнакомых слов и выражений.
- - Что значит «студёная пора»? (очень холодно)
- «хворост» (сухие сучья, печь топили «хворостом», который собирали в лесу и вывозили на санях на лошади из лесу. Это был тяжёлый труд. Поэтому даже дети помогали взрослым.
- Подумайте, что такое «полушубок»?
(Короткая, до колен, верхняя одежда на меху.)
-«миновал» (исполнился)
- «чинно» (степенно, важно)
- «мёртвая лошадь» (значит остановилась)
- «уздцы» (- Часть конской сбруи - надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями. Лошадь была в каждом крестьянском хозяйстве, и дети с детства учились управляться с лошадью.)
- Что значит «вестимо»? Посмотрите сноску в учебнике? (конечно, разумеется)
- Теперь смысл произведения стал вам намного понятнее.
ФИЗМИНУТКА
Вот студеною зимой (Дети машут руками.) Ветер дует ледяной И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками) Он суровый и могучий. Белый снег летит, летит. (Дети машут руками) Но утихла злая вьюга, Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба) И домой к себе вернемся. (Дети садятся за столы)
- Давайте продолжим работу с произведением.
Приготовьтесь следить за чтением своего товарища.
Беседа по содержанию прочитанного текста.
- Проверим, насколько вы были внимательны.
- Как зовут мальчика? (Власом) Сколько ему лет? (шестой миновал)
Работа в парах.
- Найдите в тексте описание Власа.
В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах…
- Подумайте, почему вся одежда велика Власу? (в бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.)
- Вспомните, где встретил рассказчик мальчика? (в лесу)
- В какое время года произошла встреча? (зимой)
- Продолжите работу с товарищем. Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.
Однажды, в студёную зимнюю пору, Я из лесу вышел, был сильный мороз.
- Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз? (с отцом пришёл в лес за дровами). Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.
- Что узнали о семье, в которой рос мальчик? (большая семья)
- Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.
Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой да я.
- Подумайте, почему мальчик так говорит? (Он понимает важность своей работы в семье.)
- Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки. (Он идёт гордо, важно. Ему некогда разговаривать. Ему нужно работать.)
И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведёт под уздцы мужичок.
- Прочитайте слова на доске: идёт, бредёт, шагает, шествует.
Кто может совершать эти действия?
Идёт ребёнок, бредёт грибник, шагает солдат, шествует король…
- Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует. Почему? (Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим.)
- Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном? (Не суетится, не резвится, не шалит.) Он во всём подражает взрослым. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений.
- Итак, мальчик подражает походке, речи взрослых, а как он обращается с животными?
- Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади.
Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом…
- Почему он так говорит? (Она остановилась. Мальчик кричит так, как кричат взрослые на лошадей, которые замедлили шаг.)
- Как разговаривает Влас? (Грубо и коротко) Найдите подтверждение своим словам в тексте.
- Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"Поэтому предложения с восклицательным знаком в этом стихотворении нужно читать громко, грубовато, сердито.
- Почему он так разговаривает? (Словами "парнище" Некрасов подчёркивает, что мальчик мал и ростом, и по годам. Поэтому он сердито и отвечает.)
Чтение, нахождение отрывков к иллюстрации к стихотворению.
- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на стр.152.
- Какая часть стихотворения подходит к иллюстрации? Найдите и прочитайте
Чтение по ролям диалога мальчика с рассказчиком, исключая слова автора.
- Давайте попробуем себя в роли героев произведения.
-Прочитаем по ролям диалог рассказчика и мальчика.
- Прежде, чем начнём читать, я хотела бы ещё раз обратить ваше внимание на слова, которые говорит Влас. С какой интонацией их надо говорить? (важно, с гордостью)
(По 2 человека с ряда)
- Здорово, парнище! - Ступай себе мимо! - Уж больно ты грозен, как я погляжу! - Откуда дровишки? - Из лесу вестимо, отец слышишь рубит, а я отвожу. - А что у отца – то большая семья? - Семья-то большая, да два человека всего мужиков – то: отец мой да я. - Так вон оно что! А как звать тебя? - Власом - А кой тебе годик? - Шестой миновал.
У кого получилось лучше?
Составить словесный портрет героя
Найти в стихотворении рифмы. Выделить аккуратно их карандашом.
*Придумать двустишие.
Коллаж (расставить рисунками содержание по порядку)
-Кто защитит результат своей работы?
Продолжение беседы по содержанию прочитанного текста.
- Как вы думаете, как относится сам автор к мальчику? (Он его любит, с уважением.)
- Почему так решили? (Он называет его ласково "мужичок", "малюточка")
6. Итог урока.
- Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение? (Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми.)
- Удалось ли ему это?
"Мужичок с ноготок" любим многими поколениями людей. На своих картинах его изобразили В.А. Серов, Зиновьев. Народный умелец Мартынюк вырезал его из дерева. Мужичок с ноготок есть даже на ковре.
7. Рефлексия
- Вспомните свои ощущения в зимнюю стужу.
Какое желание возникло бы у вас, если бы вы встретились лицом к лицу с Власом в студёную пору?
А давайте представим, что мы действительно можем передать этому герою наше душевное тепло. А выразим это тепло добрым словом. Подумайте, какое это будет слово, напишите его на листе и прикрепим его на доску.
Пусть Власу будет тепло от нашей душевной теплоты
-Мы вновь возвращаемся к словам что услышали в начале урока
Играйте же, дети, растите на воле, На то вам и красное детство дано.
-Почему же именно эти слова я выбрала для сегодняшнего урока?
- Как вы ихобъясните?
(в этих словах надежда на лучшее будущее русских детей!)