kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме: Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок».

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок в 3 классе по теме Н.Некрасов "Мужичок с ноготок"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15 село Казинка Шпаковского района»













Урок по теме:

Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок».

















Учитель начальных классов

Мещерякова Елена Викторовна











ТЕМА: Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок».

Отрывок из стихотворения «Крестьянские дети».

Цель урока: решать задачи литературного образования и развития учащихся, формировать творческого читателя, способного воспринимать художественное произведение согласно авторскому замыслу.

Планируемые результаты:

  • Предметные: читать вдумчиво, понимать значение незнакомых слов из контекста произведения, быть внимательными к авторскому слову, способными творить свой читательский мир, самостоятельно оценивать художественное произведение.



  • Метапредметные:

  • регулятивные: формулировать учебную задачу, оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников;

  • познавательные: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками, бесконфликтно дискутировать, передавать чувства героев и своё отношение к ним.

  • Личностные: усвоить главный урок, извлечённый из произведения, высказывать стремления руководствоваться выводами, сделанными на уроке, в собственных жизненных ситуациях, расширять кругозор, проявлять желание читать и размышлять.

Сценарий урока:

1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Сегодняшний наш урок литературного чтения мне хотелось бы начать со слов известного поэта 19 века Н.А.Некрасова.

Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство дано

-А почему я их выбрала вы мне сами ответите в конце урока.

2.Актуализация знаний и умений.

Биография

Н. Некрасов известный поэт 19 века.

Познакомит нас кратко с его биографией Мещерякова Мария

Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г. Он был третьим ребенком в семье. А всего в семье было 14 детей. Отец — Алексей Сергеевич, небогатый помещик, бывший армейский офицер.Он был суровым и жестоким человеком, часто наказывал крестьян. Доставалось и собственным детям.
Мать — Елена Андреевна, дворянка. Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком.
Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца, которое находилось близ Волги. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе
крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” — как они мгновенно исчезали. Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик и сам иногда убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке.

-В каком веке жил Н.Некрасов?

- Чтобы лучше представить то историческое время, в которое он жил, я предлагаю вам вернуться назад в прошлое на много лет назад.

- Помогут нам почувствовать то далекое время репродукции картин великого русского художника Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети», «В сельской школе», «Пастушки».

Поработав в группах с репродукциями картин поразмышляйте так ли жили дети тогда, как живете вы сейчас?

Да, порою детский труд был нелёгок. Чтобы выжить, всей семье приходилось работать с утра до ночи. Но дети не расстраивались, не испытывали страданий, переживаний. Рядом с бесконечной работой дети не теряли жажды к жизни. Они не разучились радоваться мелочам, что попадались на их пути. Их будни полны ярких, теплых эмоций.

3.Постановка учебной задачи (формулирование проблемы)

Жизнь крестьянских детей описывает нам великий русский поэт Н.А.Некрасов в своём стихотворении «Крестьянские дети». И сегодня мы познакомимся с отрывком из этого произведения «Мужичок с ноготок».

- Вы уже можете предположить о ком пойдёт речь в данном стихотворении?

- Что мы можем о нём узнать?



4. Планирование учебной деятельности

Какие же задачи поставим перед собой?

(познакомиться с новым стихотворением, учиться читать его выразительно, узнать, как раньше трудились дети, чем они занимались)

5.Решение учебной задачи

Лучше подготовиться к восприятию нового произведения поможет нам минутка покоя. Положили головки на парту.

Напряженье улетело

И расслаблено все тело

Руки теплые у нас

Дышится легко, ровно и глубоко

Губы чуть приоткрываются

Всё чудесно расслабляется

Нам понятно, что такое

Состояние покоя.

(а теперь тихонечко проснулись, встрепенулись. Продолжаем работать)

- Сейчас вы услышите отрывок из поэмы «Крестьянские дети» «Мужичок с ноготок».

(аудио)

- Кому понравилось стихотворение? Чем?

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

- А теперь прочитайте стихотворение самостоятельно. Подчеркните слова, смысл которых вам непонятен.

Самостоятельное чтение (вполголоса)

- Какие слова вы отметили?

Словарная работа.

- В процессе дальнейшей работы вы сами раскроете смысл до этого незнакомых вам слов.

Обратимся к произведению ещё раз. Прочитаем по частям, выясним значение незнакомых слов и выражений.

- - Что значит «студёная пора»? (очень холодно)

- «хворост» (сухие сучья, печь топили «хворостом», который собирали в лесу и вывозили на санях на лошади из лесу. Это был тяжёлый труд. Поэтому даже дети помогали взрослым.

- Подумайте, что такое «полушубок»?

(Короткая, до колен, верхняя одежда на меху.)

-«миновал» (исполнился)

- «чинно» (степенно, важно)

- «мёртвая лошадь» (значит остановилась)

- «уздцы» (- Часть конской сбруи - надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями. Лошадь была в каждом крестьянском хозяйстве, и дети с детства учились управляться с лошадью.)

- Что значит «вестимо»? Посмотрите сноску в учебнике? (конечно, разумеется)

- Теперь смысл произведения стал вам намного понятнее.

ФИЗМИНУТКА

Вот студеною зимой                 (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу.                (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Белый снег летит, летит.                 (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах.              (Потягивания — руки в стороны)

Ну а мы чуть-чуть пройдемся         (Ходьба)
И домой к себе вернемся.              (Дети садятся за столы)



- Давайте продолжим работу с произведением.

Приготовьтесь следить за чтением своего товарища.

Беседа по содержанию прочитанного текста.

- Проверим, насколько вы были внимательны.

- Как зовут мальчика? (Власом) Сколько ему лет? (шестой миновал)

Работа в парах.

- Найдите в тексте описание Власа.

В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах…

- Подумайте, почему вся одежда велика Власу? (в бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.)

- Вспомните, где встретил рассказчик мальчика? (в лесу)

- В какое время года произошла встреча? (зимой)

- Продолжите работу с товарищем. Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.

Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел, был сильный мороз.

- Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз? (с отцом пришёл в лес за дровами). Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.

- Что узнали о семье, в которой рос мальчик? (большая семья)

- Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.

Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я.

- Подумайте, почему мальчик так говорит? (Он понимает важность своей работы в семье.)

- Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки. (Он идёт гордо, важно. Ему некогда разговаривать. Ему нужно работать.)

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок.

- Прочитайте слова на доске: идёт, бредёт, шагает, шествует.

Кто может совершать эти действия?

Идёт ребёнок, бредёт грибник, шагает солдат, шествует король…

- Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует. Почему? (Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим.)

- Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном? (Не суетится, не резвится, не шалит.) Он во всём подражает взрослым. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений.

- Итак, мальчик подражает походке, речи взрослых, а как он обращается с животными?

- Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади.

Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом…

- Почему он так говорит? (Она остановилась. Мальчик кричит так, как кричат взрослые на лошадей, которые замедлили шаг.)

- Как разговаривает Влас? (Грубо и коротко) Найдите подтверждение своим словам в тексте.

- Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"Поэтому предложения с восклицательным знаком в этом стихотворении нужно читать громко, грубовато, сердито.

- Почему он так разговаривает? (Словами "парнище" Некрасов подчёркивает, что мальчик мал и ростом, и по годам. Поэтому он сердито и отвечает.)

Чтение, нахождение отрывков к иллюстрации к стихотворению.

- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на стр.152.

- Какая часть стихотворения подходит к иллюстрации? Найдите и прочитайте

Чтение по ролям диалога мальчика с рассказчиком, исключая слова автора.

- Давайте попробуем себя в роли героев произведения.

-Прочитаем по ролям диалог рассказчика и мальчика.

- Прежде, чем начнём читать, я хотела бы ещё раз обратить ваше внимание на слова, которые говорит Влас. С какой интонацией их надо говорить? (важно, с гордостью)

(По 2 человека с ряда)

- Здорово, парнище!
- Ступай себе мимо!
- Уж больно ты грозен, как я погляжу!
- Откуда дровишки?
- Из лесу вестимо, отец слышишь рубит, а я отвожу.
- А что у отца – то большая семья?
- Семья-то большая, да два человека всего мужиков – то: отец мой да я.
- Так вон оно что! А как звать тебя?
- Власом
- А кой тебе годик?
- Шестой миновал.

У кого получилось лучше?

  1. Составить словесный портрет героя

  2. Найти в стихотворении рифмы. Выделить аккуратно их карандашом.

*Придумать двустишие.

  1. Коллаж (расставить рисунками содержание по порядку)

-Кто защитит результат своей работы?

Продолжение беседы по содержанию прочитанного текста.

- Как вы думаете, как относится сам автор к мальчику? (Он его любит, с уважением.)

- Почему так решили? (Он называет его ласково "мужичок", "малюточка")

6. Итог урока.



- Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение? (Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми.)

- Удалось ли ему это?

"Мужичок с ноготок" любим многими поколениями людей. На своих картинах его изобразили В.А. Серов, Зиновьев. Народный умелец Мартынюк вырезал его из дерева. Мужичок с ноготок есть даже на ковре.

7. Рефлексия

- Вспомните свои ощущения в зимнюю стужу.

Какое желание возникло бы у вас, если бы вы встретились лицом к лицу с Власом в студёную пору?

А давайте представим, что мы действительно можем передать этому герою наше душевное тепло. А выразим это тепло добрым словом. Подумайте, какое это будет слово, напишите его на листе и прикрепим его на доску.

Пусть Власу будет тепло от нашей душевной теплоты

-Мы вновь возвращаемся к словам что услышали в начале урока

Играйте же, дети, растите на воле, 
На то вам и красное детство дано.

-Почему же именно эти слова я выбрала для сегодняшнего урока?

- Как вы ихобъясните?

(в этих словах надежда на лучшее будущее русских детей!)

Д.З.

-Выучить наизусть
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок по теме: Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок».

Автор: Мещерякова Елена Викторовна

Дата: 09.05.2019

Номер свидетельства: 509572

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Русские писатели о детях. Н.Некрасов "Мужичок с ноготок" "
    ["seo_title"] => string(62) "russkiie-pisatieli-o-dietiakh-n-niekrasov-muzhichok-s-noghotok"
    ["file_id"] => string(6) "102057"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402477201"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Н.Некрасов "Мужичок с ноготок""
    ["seo_title"] => string(32) "n-niekrasov-muzhichok-s-noghotok"
    ["file_id"] => string(6) "250938"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447164215"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "конспект урока по литературному чтению на тему: Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок», М.Е.Салтыков-Щедрин «На барском дворе» "
    ["seo_title"] => string(130) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-na-tiemu-n-a-niekrasov-muzhichok-s-noghotok-m-ie-saltykov-shchiedrin-na-barskom-dvorie"
    ["file_id"] => string(6) "215610"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432739245"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Н.А.Некрасов.Мужичок с ноготок "
    ["seo_title"] => string(36) "n-a-niekrasov-muzhichok-s-noghotok-1"
    ["file_id"] => string(6) "196833"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428129016"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "конспект урока по литературному чтению 3 класс Н.А. Некрасов  "Мужичок с ноготок" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass-n-a-niekrasov-muzhichok-s-noghotok"
    ["file_id"] => string(6) "141732"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418153119"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства